РАКЕТА ПРОТИВ ТАНКА

Юркие боевые машины с ходу проскочили перекресток полевых дорог, рассредоточились в кустах и замерли как вкопанные. Вышли точно: справа овраг, слева болото, прямо — кочковатое до горизонта поле. Обычный пейзаж, а на военном языке—танкоопасное направление. Полчаса назад командир приказал прикрыть этот участок, и сейчас подразделение готово в любую минуту начать стрельбу по “противнику”.

Танки вынырнули из ближайшей лощины внезапно. “По головному — огонь!” — прозвучала команда в наушниках шлемофона.

Наводчик-оператор прильнул к визиру пусковой установки. Мощная оптика сокращает расстояние и позволяет отчетливо видеть головной танк, который через несколько секунд начнет маневр и неизбежно подставит под удар самое уязвимое место—борт. Пора! Палец с силой нажал кнопку “Пуск”. Раздался резкий хлопок. Взметнулось грохочущее пламя и полоснуло по бронированной рубке. Ракета-малютка помчалась навстречу цели. Танк, словно почувствовав опасность, рванулся в сторону, но огненная стрела тотчас плавно изменила траекторию и вонзилась в его борт.

Для ведения огня по танкам и другим бронецелям используются многие огневые средства — противотанковые пушки, противотанковые гранатометы, противотанковые мины, противотанковые ручные гранаты и, наконец, противотанковые управляемые ракеты, сокращенно — ПТУРы.

Противотанковая ракета — это боеприпас, в головной части которого смонтирован кумулятивный заряд, обеспечивающий высокую бронепробиваемость; малогабаритной противотанковой ракетой можно управлять на траектории полета, и значение этого боевого качества трудно переоценить. Траекторию противотанковой ракеты можно корректировать во время ее полета к цели, добиваясь высокой точности стрельбы, — в этом и состоит чрезвычайно важное преимущество ПТУРов по сравнению с другими противотанковыми средствами.

Пакет направляющих заряжен тремя противотанковыми управляемыми ракетами, а еще три находятся в боеукладке внутри машины. Таким образом возимый боекомплект составляет шесть ПТУРов.

Управляет ракетой наводчик-оператор. Он же — командир машины. В его подчинении один человек — водитель. Вот и весь экипаж. Подготовка командира должна быть безупречна: в его распоряжении целый противотанковый ракетный комплекс, да к тому же самоходный, высокоманевренный. Это огромная огневая мощь — ведь все ПТУРы можно прицельно выпустить с темпом в 30 с. При необходимости экипаж использует в бою и ручной противотанковый гранатомет, закрепленный в специальной укладка.

Самоходный комплекс состоит из пускового устройства, аппаратуры управления, визирного устройства, бронированной машины.

Собственно машина состоит из трех отделений: силовой установки, управления и боевого. Первое расположено в передней части корпуса, второе — в его средней части. Именно здесь размещается экипаж самоходного комплекса и органы управления. Третье занимает среднюю и кормовую части корпуса. Между ним и отделением управления — стальная перегородка. Сверху боевое отделение закрыто крышей, которая открывается автоматически, одновременно с подъемом пакета направляющих.

В качестве базы комплекса используется бронированная разведывательно-дозорная машина марки БРДМ.

Под брюхом машины находятся дополнительные колеса. Размером они меньше основных и “обуты” в пневматические авиационные шины 700Х250 мм, где поддерживается давление воздуха порядка 5,5—6,0 кгс/см2. Эти колеса служат для того, чтобы боевая машина могла успешно преодолевать естественные и искусственные препятствия, в первую очередь траншеи, окопы, канавы и т. п. В опущенном состоянии дополнительные колеса немного зависают над грунтом. Это сделано намеренно — в таком положении машина становится “многоножкой”. Перед препятствием она лишь немного замедляет ход и быстро переползает через него, лишь бы ширина преграды не превышала 1220 мм.

По грунтовой дороге машина развивает скорость порядка 40—50 км/ч, предельная скорость на шоссе — 80 км/ч, а на плаву — 8—9 км/ч. Запас хода на одной заправке топлива 500 км (на суше), а на воде эта величина измеряется временем движения и составляет 12 часов. Масса самоходного комплекса 5850 кг, габариты в боевом положении: длина 5700 мм, ширина 2750 мм, высота 2650 мм.

Рассмотрим теперь компоновку, особенности конструкции и характеристики противотанковой управляемой ракеты. Она невелика по габаритам и массе: длина 1150 мм, калибр 136 мм, размах оперения 750 мм, масса окончательно снаряженной ракеты 24 кг. ПТУР способна вести успешную борьбу, например, с современными танками в пределах диапазона дальностей от 600 до 2000 м.

Особый разговор о кумулятивном заряде ПТУР. В нем используется такое физическое явление, как кумулятивный эффект (“кумуляция” означает усиление, накапливание), что позволило создать боеприпасы, реализующие на практике оригинальный, нетрадиционный принцип бронебойного действия.

Итак, о физической сущности кумулятивного эффекта. Представим себе заряд взрывчатого вещества цилиндрической формы, в передней части которого сделана коническая выемка — воронка, облицованная тонкой металлической оболочкой. С противоположной стороны находится капсюль-детонатор. Обязательное условие для достижения бронебойного действия — направленный полет заряда таким образом, чтобы он ударился о преграду той стороной, где сделана воронка. И, конечно, немедленное срабатывание капсюля-детонатора. Заряд взорвется. Но как? Оказывается, детонационная волна начнет перемещаться вперед. Под давлением продуктов взрыва, достигающим порядка 100000 кгс/см2, оболочка воронки, начиная от вершины, разрушается и в тысячные доли секунды превращается в жидкость. Металл в буквальном смысле течет и вместе с продуктами взрыва образует поток, сходящийся под некоторым углом к оси воронки. Налицо классическое явление кумуляции, которое как раз и связано не с увеличением общей работы, а с парораспределением энергии и ее концентрацией в определенном направлении. Поэтому поток превращается в тонкую струю, перемещающуюся вдоль оси заряда с огромной скоростью — 12—16 км/с, — и пробивает стальную броню.

Если ПТУР встретится с преградой под углом 90°, она способна пробить броню толщиной 300 мм.

Каковы же конструктивные особенности противотанковой ракеты? Если исходить из классического принципа классификации, то данному образцу ПТУР можно дать такое определение: противотанковая крылатая двухступенчатая ракета класса “земля — земля” с твердотопливным двигателем и системой телеуправления.

Ракета состоит из головного, аппаратурного и крыльевого отсеков. Основу первого составляет боевая часть, снаряженная кумулятивным зарядом и снабженная взрывателем. Весь этот узел легко стыкуется с аппаратурным отсеком и закрывается спереди обтекателем. Это сделано для того, чтобы придать ПТУР наиболее совершенные аэродинамические формы. Для детонации кумулятивного заряда использован взрыватель не совсем обычного типа. Во-первых, он снабжен механизмом так называемого дальнего взведения. Это, в сущности, высоконадежное предохранительное устройство, так что в обычном состоянии взрывателем .можно, как говорится, гвозди заколачивать. И лишь через несколько секунд после старта ракеты, когда она удалится от пусковой установки на расстояние 70—200 м, произойдет окончательное взведение взрывателя. Во-вторых, специалисты относят его к взрывателям мгновенного реакционного действия. Как только взрыватель ударится о преграду, будет смят баллистический наконечник и кумулятивная воронка “прижмется” к поверхности брони — происходит мгновенный подрыв заряда.

В аппаратурном отсеке размещена бортовая система управления, которая решает следующие задачи: управление ракетой в полете по углам рыскания (курсу) и тангажа в соответствии с командами наводчика-оператора, а также ее автоматическая стабилизация относительно продольной оси, иначе — по углу крена. Состав бортовой аппаратуры: блок управления, источник тока, две катушки с проводами, четыре электромагнита управления, два электромагнита крена. Блок управления включает в себя приемник и гироскопический блок.

Напомним, в данной ПТУР реализована система телеуправления. И как всякое управление на расстоянии, оно требует надежной линии связи между объектом и субъектом управления. В данном случае реализована проводная линия связи между ракетой на траектории и пультом оператора-наводчика. Так что не случайно на борту ПТУР находятся две катушки с проводами. Основа катушки — легкая, практически безынерционная бобина, на которую намотано более 2 км биметаллического изолированного провода диаметром 0,16 мм. Эти прочные “паутинки” и образуют двухпроводную линию связи, соединяющую приемник ракеты с контактами пускового устройства. При полете ракеты со скоростью 110 м/с кабель свободно сматывается с бобины.

Назначение приемника — преобразование и усиление командных сигналов, поступающих по линии связи, и передача их на электромагниты управления. Гироскопический блок служит для стабилизации ракеты на траектории по углу крена. Основу его составляет гироскоп — это массивное тeлo вращения, раскрученное до угловой скорости в несколько тысяч оборотов в минуту. Только при этих условиях гироскоп проявляет свое замечательное свойство — сохраняет неизменным в пространстве заданное направление оси вращения. Теперь становится понятным механизм стабилизации ракеты. Как только она начнет заваливаться на бок, гироскопический блок тотчас почувствует это и определит направление и величину крена. Выработанные сигналы передаются на исполнительные органы — ракета возвращается в прежнее положение.

Электромагниты управления и крена являются приводами исполнительных органов, в качестве которых использованы прерыватели потока воздуха. Их еще называют интерцепторами. Эго тонкие, изогнутые по дуге окружности пластины, работающие в колебательном режиме с частотой 10 Гц.

Механизм действия интерцепторов можно пояснить таким примером. Если грести веслами с одинаковым усилием, то лодка будет двигаться прямо. Если же одним веслом делать длинные гребки, а другим — короткие, лодка начнет двигаться по кривой. Нечто подобное происходит и с ракетой. Допустим, наводчик-оператор подал по проводам на борт ракеты команду “Вверх” или “Вниз”. Значит, интерцепторы а каком-то крайнем положении будут задерживаться дольше, в другом — их “остановка” станет короче. Тем самым меняется характер обтекания крыла набегающим воздушным потоком, и, как следствие, возникают управляющие силы, заставляющие ПТУР совершать маневр в вертикальной плоскости. Аналогично осуществляется управление ракетой по курсу.

Крыльевой отсек включает корпус с четырьмя крыльями, электромагниты управления и крена, два трассера. Крылья — это плоскости трапециевидной формы с углом передней стреловидности 45°. Трассеры размещаются на концах горизонтальных крыльев. Сила света их красного пламени достигает несколько тысяч свечей. Это и обеспечивает визуальное наблюдение за ракетой на всей траектории полета при наведении ее на цель.

В корпусе крыльевого отсека находится двигательная установка, состоящая из двух частей — стартовой и маршевой. Это и есть соответственно первая и вторая ступени ракеты, которые работают последовательно, но не отделяются в полете, как это происходит у многоступенчатых баллистических ракет, поскольку в этом нет необходимости — в них выгорают только запасы топлива.

Стартовый заряд, состоящий из шести шашек трехлепестковой формы, обладает так называемым прогрессивным горением. Другими словами, при работе двигателя на стартовом режиме суммарная величина горящей поверхности этих шашек непрерывно увеличивается и истекающие через 12 сопловых отверстий пороховые газы создают такую тягу, которая в каждый последующий промежуток времени возрастает на определенную величину. Стартовая ступень должна выбросить ПТУР в пространство и в кратчайшее время разогнать ее до заданной скорости.

Основную часть полетного времени ракета находится в пути, на марше. Именно поэтому маршевый заряд, составляющий основу маршевой ступени, это бесканальная пороховая шашка, поверхность которой, за исключением одного торца, бронирована. Именно такая шашка гарантирует нейтральное горение — величина горящей поверхности заряда все время остается постоянной, так как горение происходит параллельными слоями. Пороховые газы, истекая через центральное сопло, создают постоянную тягу. Следовательно, ПТУР под действием маршевой ступени летит к цели на этом участке траектории с постоянной скоростью.

Основу аппаратуры управления составляют пульт наводчика-оператора и бинокулярный визир перископического типа восьмикратного увеличения. С помощью пульта осуществляются предстартовая проверка и пуск ракеты, управление ею на траектории. Наблюдая в визир, наводчик-оператор одновременно работает на пульте: перемещая рукоятку управления, он подает на борт ракеты команды “вверх —• вниз”, “влево — вправо”. Максимальный угол отклонения рукоятки в любую сторону 40°.

Способ наведения ракеты — по методу трех точек: первая — глаз наводчика-оператора (перекрестье визира), вторая — ракета на траектории (пламя трассеров), третья — цель. Задача — вывести ПТУР на линию визирования, которую мысленно можно провести от глаза к цели, и удержать eе на этой линии до попадания. Однако, если за пульт сядет нетренированный человек, он через несколько секунд либо круто пошлет ракету в небо, либо загонит ее в землю. Поэтому обычные будни для наводчиков-операторов — это регулярные напряженные тренировки, в ходе которых оттачивается глазомер, рука обретает твердость, приходит умение быстро разгадать маневр противника и точно поразить его “огненной стрелой”.

А. АЛЕШИН, В. СЕРГЕЕВ



Боевая машина 2П-27: 1 — волноотражательный щиток. 2 — панель приборов водителя, 3 — рулевое колесо, 4 — смотровой блок Б-1, о — оптический визир, 6 — пульт управления ПТУР, 7 — кресло механика-водителя, 8 — гидравлический подъемник дополнительного колеса, 9 — пакет направляющих, 10 — гидроцилиндр подъема пакета направляющих. 11 — труба водомета, 12 — дополнительное колесо, 13 — коробка отбора мощности дополнительного колеса, 14 — коробка передач. 15 — сцепление, 16 — двигатель. 17 — фара со светомаскировочным устройством, 18 — фара прибора ночного видения ТВН-2, 19 — лебедка-кабестан, 20 — крышка моторно-трансмиссионного отделения, 21 — двухстворчатая крышка люка. 22 — лючок для стрельбы из личного оружия, 23 — складная крыша боевого отделения, 24 — заслонка водомета.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1988, №2
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100