БРОНЕВОЙ ЩИТ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Именно так образно называют боевые самоходные машины АСУ-57. По сути АСУ - артиллерийские самоходные установки - основная огневая мощь десантных войск. Тяжелые военные самолеты принимают на борт подразделения воинов и технику. А через некоторое время над площадкой приземления раскрываются десятки парашютов. На многокупольных - плавно опускаются военные машины, укрепленные на специальных платформах, на однокупольных - десантники. Но вот момент приземления позади. Солдаты расшвартовывают самоходки, экипаж занимает рабочие места, звучит команда: «Заводи!» И уже мчатся навстречу противнику юркие приземистые машины, поддерживая мощным огнем пехоту.

Что же представляет собой АСУ-57? Самоходная установка с 57-мм артиллерийским орудием. И это немало, если учесть, что вся масса машины составляет чуть более трех тонн. Такое соотношение массы и калибра - пожалуй, главное, что подтверждает удачность конструктивного решения.

Говоря о боевых возможностях самоходки, отметим высокую скорострельность пушки - от 6 до 10 выстрелов в минуту. Этот показатель во многом зависит от условий боя, степени подготовленности и слаженности экипажа и других факторов.

Другая важная характеристика - дальность стрельбы. Для пушки такого класса она при высоте цели 2 м составляет 1250 м (при прямой наводке), а наибольшая - 6000 м (стволу орудия придается некоторый угол возвышения).

При ведении боевых действий, и особенно при бое в тылу противника, самоходная установка может встретить самые разнообразные цели. Экипаж должен быть готов поразить их метким огнем. И тут встает вопрос о боеприпасах.

В боекомплект пушки входят самые различные снаряды, а точнее, артиллерийские выстрелы унитарного заряжения (снаряд, соединенный с гильзой). Заряжать пушку очень удобно - в один прием, одним движением.

Для стрельбы применяются унитарные выстрелы с бронебойно-трассирующим снарядом (масса 6,61 кг), с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом (масса 5,94 кг) и с осколочной гранатой (масса 6,79 кг).

В боекомплекте АСУ-57 - 30 выстрелов унитарного заряжения к пушке, 300 патронов к автомату Калашникова, 20 ручных гранат Ф-1 и 20 сигнальных патронов к 26-мм сигнальному пистолету. Какой снаряд назначить для поражения конкретной цели, определяет командир самоходной установки.

Эту боевую бронированную гусеничную машину, вооруженную 57-мм пушкой, отличает особая надежность, живучесть, неуязвимость при попадании снарядов. Гусеничный движитель обеспечивает машине высокую подвижность, проходимость (по хорошей грунтовой дороге - 25 км/ч, по шоссе от 30 до 45 км/ч) и такую важную боевую характеристику, как маневренность. Ведь поле боя не ровная площадка, на пути движения самоходки могут встать различные препятствия: ямы и рытвины, холмы и овраги, заболоченные или заснеженные участки, водные преграды.

Например, ров или траншею шириной до 1,4 м, вертикальную стенку высотой до 0,5 м АСУ-57 преодолеет с ходу. Максимальный угол подъема (или спуска) может достигать 30 °. И при том самоходка весьма устойчива - не опрокидывается. Так, при движении поперек склона крен может достигать 24°. Но вот через водную преграду АСУ может пройти только вброд: «плавать» она не умеет. Глубина проходимости брода - до 0,7 м. Особенно ценно в машине то, что удельное давление ее на грунт составляет незначительную величину - 0,35 кг/см2 (давление на грунт взрослого человека). Достигается это за счет широкого трака (204 мм) гусеничного движителя, который позволяет самоходке успешно двигаться по заболоченной местности, сыпучим и заснеженным участкам.

Важнейшая характеристика любой военной машины - запас хода. Под этим понимают максимальное расстояние, которое она пройдет со средней скоростью до полной выработки топлива (до следующей заправки). Для авиадесантной самоходной установки этот показатель весьма значителен - 250 км.

Посмотрим, какими ценными качествами еще обладает артиллерийская установка.

Прежде всего отметим совершенство ее компоновки. Конструкторам удалось «плотно» разместить вооружение, экипаж, двигатель и множество различного оборудования в сравнительно небольшом объеме.

Корпус АСУ-57 делится перегородкой на две части: носовую и кормовую. Носовая часть - силовое отделение. Здесь размещается двигатель со всеми вспомогательными системами и механизмами. Кормовая - боевое отделение. В нем расположено вооружение с боеприпасами, прицельные приспособления и приборы наблюдения, радиостанция, все рычаги и педали управления.

Обращает на себя внимание такая деталь, как двухкаморный дульный тормоз. Он имеет прямое отношение к компоновке машины. При выстреле возникает огромная отдача. Назначение дульного тормоза - «тормозить» ствол. Механизм его действия таков: как только снаряд вылетит из канала ствола, следующие за ним пороховые газы с силой ударяются о стенки окон дульного тормоза и толкают его вместе со стволом вперед. Тем самым частично поглощается энергия отката. А это, в свою очередь, дает возможность сделать противооткатные устройства более компактными. Поэтому в целом и габариты авиадесантной установки небольшие: длина без пушки - менее 3,5 м, ширина - чуть больше 2 м, высота с тентом - около 1,5 м. А если опустить щиты, что экипажу сделать нетрудно, то АСУ-57 «присядет», станет по пояс взрослому человеку.

Все это придает боевой машине одно немаловажное качество - она легко маскируется на местности, скрываясь в складках рельефа.

Теперь о броне. Вся машина надежно укрыта стальным панцирем. Амбразура пушки для защиты боевого отделения от пуль, осколков и свинцовых брызг имеет броню так называемого сферического типа.

Экипаж артиллерийской самоходной установки состоит из командира, механика-водителя и заряжающего. Командир - «кормчий» самоходки и обязан быть, как говорится, мастером на все руки: командовать экипажем, наблюдать за полем боя, обнаруживать цель, наводить пушку и производить выстрел. Он же выполняет обязанности радиста.

О связи следует рассказать подробнее. Она обеспечивается приемо-передающей, телефонной, с частотной модуляцией радиостанцией Р-113, размещенной в боевом отделении - перед сиденьем командира. Каковы же ее возможности?

Радиостанция рассчитана на работу со штырьевой антенной высотой от 1 до 4 м. При хороших условиях слышимости можно «достать» корреспондента, находящегося на удалении до 20 км. Особенно ценно в Р-113 то, что можно устанавливать связь без поиска и подстройки. Конструкторы предусмотрели 96 фиксированных частот, расположенных одна от другой через 25 кГц. Это очень удобно. На любой фиксированной частоте обеспечивается беспоисковое вхождение в связь и бесподстроечное ее ведение. Прием и передача, разумеется, ведутся на общей частоте.

Для внутренней связи предусмотрено танковое переговорное устройство типа Р-120 на три абонента. Члены экипажа могут свободно переговариваться между собой.

Весь экипаж располагается в боевом отделении: сиденье командира находится спереди у левого борта; механика-водителя - спереди у правого борта; заряжающий сидит позади механика-водителя.

Теперь о функциях членов экипажа. Водить самоходку не так просто, как кажется на первый взгляд. Судите сами.

Раздается команд?.: «Короткая!» - это значит механику-водителю надо остановить самоходную установку, чтобы командир смог выстрелить по цели. Продолжительность короткой остановки должна быть не более 4-6 с. В этот незначительный отрезок времени выполняется большой объем работы. Услышав команду, механик-водитель уменьшает обороты двигателя, включает низшую передачу, на которой возможно трогание машины в данных условиях, разворачивает ее в направлении цели и останавливает. Но ни в коем случае не выключает передачу! Если пушка не была заряжена, то заряжающий берет снаряд из боеукладки и досылает его в канал ствола. Как только прогремит выстрел, механик-водитель, не дожидаясь какой-либо команды, начинает движение самоходки.

Командир, механик-водитель и заряжающий должны действовать согласованно и четко.

В целом авиадесантная артиллерийская самоходная установка - надежный помощник «крылатой пехоты» и способна успешно выполнять в современном бою самые различные задачи.

Н. АЛЕШИН, В. СЕРГЕЕВ



СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

Авиадесантная артиллерийская самоходная установка АСУ-57 - боевая бронированная машина, вооруженная пушкой 4-51М. Самоходка отличается хорошей маневренностью и проходимостью. Благодаря небольшим габаритам (длине с пушкой - 4995 мм, ширина - 2086 мм, высота с тентом - 1460 мм) она легко маскируется на поле боя, что значительно снижает вероятность ее поражения огнем противника.

Корпус машины представляет собой короб из панелей, соединенных сваркой и клепкой, и состоит из носовой части, бортов, кормового листа, днища, откидных щитов бронезащиты боевого отделения и крыши силового отделения.

Носовую часть составляют два броневых листа, сваренных между собой и с бортами корпуса. К нижнему листу прикреплена передняя часть днища. К верхнему приварены пять запоров, буксирные крюки и кронштейны крепления лопаты и штанги банника.

Борта корпуса - это вертикальные бронелисты, приварены к нишам подвески, бортовым нишам и лобовым листам. Снаружи к бортам пристыкованы фланцы бортовых передач, а также ограничители хода переднего катка и натяжного колеса. Посредине каждого из бортовых бронелистов крепятся болтами кронштейны поддерживающих роликов. В нишах подвески приварены кронштейны балансиров, там же имеются отверстия крепления амортизаторов. В верхней части бортов установлены крылья с передними и задними подкрылками, последние - откидные. Для жесткости крыло спереди усилено кронштейном.

Днище корпуса - дюралюминиевый лист, соединенный заклепками с лобовыми листами и нишами подвески. В днище прорезано восемь лючков для доступа к узлам и агрегатам машины.

Броневая защита боевого отделения состоит из откидного лобового и бортовых листов. Лобовой лист имеет наружные петли, бортовые - внутренние. В верхней части листов приварены скобы крепления труб и ремня тента, В лобовом листе установлены два смотровых прибора и вырезано отверстие для прицела пушки. В передней части бортовых листов имеются смотровые окна, закрываемые бронещитками. Ниши боевого отделения расположены над крыльями. Вертикальные листы ниш - броневые, горизонтальные - дюралюминиевые. В нишах располагаются аккумуляторы, ЗИП и часть боекомплекта.

Кормовой лист штампованный, из дюралюминия, крепится на заклепках к днищу и бортам корпуса. Снаружи кормового листа приклепаны скобы крепления брезента, пилы и укладки буксирного троса. Крыша над силовым отделением броневая и состоит из трех отдельных фасонных листов. Крыша над двигателем откидывается на петлях назад, крыша над радиатором откидывается к левому борту, крыша над коробкой передач - съемная. Все три запираются винтовыми запорами.

Ходовая часть самоходки состоит из трех обрезиненных опорных катков, обрезиненного натяжного колеса, выполняющего роль опорного, двух поддерживающих роликов и звездочки на каждый борт. Звездочки имеют по два зубчатых венца с асимметричным профилем зубьев. Подвеска торсионная, торсионы первого, второго и третьего катков правого борта смещены относительно левых на 70 мм. В балансиры натяжных колес встроены натяжные винты для натягивания гусениц. Балансиры первых катков правого борта и левого борта соединены тягами с гидравлическими амортизаторами. Гусеничная цепь шириной 204 мм состоит из 80 траков с шагом 86 мм. Каждый трак имеет по два гребня.

Самоходка окрашена в защитный цвет. Тент - либо зеленый, либо темно-серый. На бортах корпуса белой краской наносятся трехзначные номера и эмблема воздушно-десантных войск. Траки на модели АСУ-57 окрашивают в черный цвет либо в темно-серый - «под металл». Пилу и буксирный трос также следует окрасить «под металл». Лопата и штанги банника - защитного цвета. Светомаскировочная насадка фары - черная.

В. БРОВКИН



Артиллерийская самоходная установка АСУ-57: 1 - амортизатор, 2 - ограничитель хода первого катка, 3 - опорный каток, 4 - звездочка, 5 - ограждение фары, 6 - кронштейн крыла, 7 - защитный колпак воздухозаборника радиатора, 8 - фара со светомаскировочной насадкой, 9 - антенна, 10 - габаритный фонарь, 11 - боковая бронезащита боевого отделения, 12 - щиток бокового смотрового окна, 13 - поддерживающий ролик, 14 - ограждение стоп-сигнала, 15 - ограничитель хода натяжного колеса, 16 - натяжное колесо, 17 - крышка люка подогревателя, 18 - буксирный крюк, 19 - укладка лопаты и штанг банника, 20 - откидная крыша над двигателем, 21 - винтовой запор, 22 - смотровой прибор, 23 - лобовой лист бронезащиты боевого отделения, 24 - откидная крыша над коробкой передач, 25 - чехол маски пушки, 26 - прицел, 27 - откидная крыша над радиатором, 28 - петля лобового листа, 29 - крышка лючка передней опоры коробки передач, 30 - глушитель, 31 - жалюзи над двигателем, 32 - крышка заправочной горловины переднего бензобака, 33 - брезентовая крыша боевого отделения (тент), 34 - крышка отсека ЗИП, 35 - крышка аккумуляторного отсека, 36 - заднее смотровое окно тента, 37 - скобы крепления брезента, 38 - скобы крепления пилы, 39 - скобы крепления буксирного троса, 40 - натяжной винт, 41 - балансир, 42 - ось балансира.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1986, №2
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100