ПЕРВАЯ РЕАКТИВНАЯ

Выбросив вон с родней земли полчища интервентов и белогвардейских генералов, трудящиеся молодой Страны Советов приступили к мирному созидательному труду. Но они ни на миг не забывали о капиталистическом окружении. Одновременно с восстановлением разрушенного войной хозяйства нужно было думать о том, чтобы не отстать в развитии военной техники от передовых империалистических держав. Лучших из лучших своих сынов посылают партия и комсомол учиться конструировать и строить самолеты, Танки, пушки, военные корабли. Первая, а затем вторая пятилетки позволили нашей стране выйти в число наиболее оснащенных в военном отношении государств. Если в 1929 году авиационные, бронетанковые и технические части составляли всего 10% численности Красной Армии, а на ее вооружении было 26 тыс. станковых пулеметов, 7 тыс. орудий, 200 танков и бронемашин и 1000 боевых самолетов старых конструкций, 80% которых были разведчиками, то в 1939 году Красная Армия уже не только не уступала, но даже превосходила по некоторым видам вооружения наиболее развитые капиталистические страны. Достаточно вспомнить созданные в этот период в конструкторских бюро А. А. Архангельского, Г. М. Бериева, Д. П. Григоровича, С. В. Ильюшина, С. А. Лавочкина, В. М. Петлякова, Н. Н. Поликарпова, А. Н. Туполева, А. С. Яковлева и др. истребители и бомбардировщики, штурмовики и разведчики; под руководством В. Г, Грабина, И. И. Иванова, Ф. Ф. Петрова и Д. И. Шавырина — новые образцы артиллерии самых различных калибров; гвардейский миномет БМ-13, или «катюшу», А. Г. Костикова; тяжелые, средние и легкие танки конструкторов Ж. Я. Котина, М. И. Кошкина, А. А. Морозова и Н. А. Кучеренко; стрелковое оружие В. А. Дегтерева, Ф. Н, Токарева и Г. С. Шпагина.

Неувядаемой славой покрыла себя военная техника, созданная этими и многими другими конструкторами и изобретателями, учеными, инженерами и рабочими оборонной промышленности, в годы Великой Отечественной войны. Наши «тридцатьчетверки» оказались лучшими танками своего времени, а знаменитая «катюша» и после войны еще долго оставалась на вооружении Советской Армии.

* * *

«...Непривычный рев ракетных мин потряс воздух, как краснохвостые кометы, метнулись мины вверх, частые и мощные взрывы поразили слух и зрение сплошным грохотом и ослепительным блеском.

Эффект единовременного разрыва 112 мин в течение считанных секунд превзошел все ожидания. Солдаты противника в панике бросились бежать. Попятились назад и наши солдаты, находившиеся на переднем крае, вблизи разрывов (в целях сохранения тайны никто не был предупрежден об испытаниях)».

Так писал командующий Западным фронтом маршал А. И. Еременко о первом залпе, произведенном первой вашей реактивной батареей. Что это было за оружие? Как оно появилось? Принцип реактивного движения был открыт около двух тысячелетий назад. Но только в XIX веке работы по конструированию различных ракет приобрели широкий размах. В это время в России в области ракетостроения появились талантливые работы русских ученых: А. Д. Засядько, В. М. Внукова, К. А. Шильдера, К. И. Константинова и других.

Однако, несмотря на большие успехи в ракетостроении, основным недостатком ракет того времени было их большое рассеивание. С появлением нарезных орудий интерес к боевым ракетам значительно уменьшился, и к 70-м годам ракеты начинают утрачивать свое боевое значение.

Первым, кто предложил использовать ракету в качестве силы, способной перемещать человека и грузы, был замечательный русский изобретатель и революционер Н. И. Кибальчич, казненный царским правительством за участие в заговоре против царя Александра III.

В дальнейшем теория реактивного движения была разработана на строго научных математических расчетах в трудах гениального основоположника космонавтики К. Э. Циолковского. После Великой Октябрьской социалистической революции его труды были воплощены советскими учеными в реальные конструкции. И только необходимость защиты нашей страны от нападения капиталистических стран заставила использовать их в оборонных целях.

Так, уже в 1937 году на вооружение авиации поступают новые образцы 82-миллиметровых, а в 1938 году и 132-миллиметровых снарядов. В 1939 году на истребителях И-16 и И-153 были установлены направляющие для запуска 8 снарядов калибра 82 мм, на штурмовике ИЛ-2 — 8 снарядов калибра 82 мм или 132 мм и на бомбардировщиках СБ — по 10 снарядов калибра 132 мм.

В это же время зародилась идея использовать реактивные снаряды и в сухопутных войсках. Вскоре творческие поиска советских ученых увенчались успехом. В короткий срок была создана многозарядная пусковая установка для залпового огня реактивными снарядами калибра 132 мм.

В 1939 году 16-зарядная пусковая установка успешно прошла испытания. В этом же году Главное артиллерийское управление (ГАУ) приняло решение приступить к изготовлению опытной партии установок БМ-13, а 21 июня 1941 года было принято решение о серийном производстве этих машин. И уже 2 июля первая батарея, состоящая из семи установок, под командованием капитана А. И. Флерова двинулась на фронт и 14 июля 1941 гада сделала первый залп по немецко-фашистским захватчикам, занявшим станцию Орша.

Вот как описывают этот залп очевидцы.

Командир орудия Валентин Овсов:

«Переключил рубильник электропитания... Земля дрогнула и осветилась, Огонь летит в цель».

Подполковник Кривошапов:

«После залпа по фронту метров на двести — мы это видели и без биноклей — поднялось море огня...»

А вот текст донесения в генеральный штаб фашистской Германии:

«Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно-зажигательные, но необычного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют: огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях значительные».

В небе тотчас появился немецкий самолет-разведчик, 'но батарея уже находилась далеко от того места, откуда был дан залп. Через 1,5 часа был дан еще один залп по переправе.

Так началась боевая история нового советского оружия.

Гитлеровцы буквально охотились за батареей капитана Флерова. Немецкая авиация интенсивно бомбила предполагаемые районы ее расположения. Предпринимались попытки уничтожить ее артиллерийским огнем. Для захвата батареи к нам в тыл забрасывались диверсанты. Фашистское командование объявило о выдаче крупной награды тем, кто захватит и доставит к ним новое грозное оружие русских.

Однако славная батарея продолжала своими смертоносными, залпами громить врага. Ее огнем было уничтожено много боевой техники и живой силы противника. Батарея пользовалась большой популярностью. Наши солдаты любовно называли реактивную установку «катюшей» и с восторгом говорили о ее стрельбе: «заговорила «катюша».

Три месяца наводила ужас на врага родоначальница современных могучих ракет батарея «катюш». В октябре 1941 года немцы начали крупное наступление. Все туже сжималось вражеское кольцо. Ракетчики знали, что они отрезаны.

В смоленском лесу, в деревне Богатыри, фашистам все же удалось окружить неуловимую батарею. Но героические ракетчики не допустили, чтобы наше славное оружие попало в руки врага. 6 октября 1941 года дали по врагу последний залп оставшимися снарядами. Затем взорвали боевые машины, а сами с боем вышли из окружения. При этом смертью героя погибли командир батареи и многие из ее личного состава.

Так закончилась боевая жизнь первой легендарной батареи «катюш».

Вслед за первой батареей на Западный фронт направляются одна за другой новые батареи «катюш». На формирование каждой из них затрачивалось не более 4-5 дней. Уже к концу 1941 года вся армия Советского Союза была оснащена этим грозным оружием. Ни одна армия воюющих стран не имела реактивных установок такого высокого качества.

В течение всей войны советское ракетное оружие совершенствовалось. Так, уже в августе 1941 года была создана 36-зарядная установка БМ-8 на шасси ЗИС-6 для стрельбы 82-миллиметровыми осколочными реактивными снарядами, а в сентябре — новая пусковая установка с 24 направляющими на шасси легкого танка Т-40. Несколько позже была создана установка с 48 направляющими. Из этих установок формировались целые полки, бригады и дивизии. К концу войны наша армия имела уже свыше 500 ракетных дивизионов.

* * *

В послевоенное время реактивная техника продолжает непрерывно совершенствоваться. В настоящее время наша армия оснащена стратегическими ракетами, способными нанести сокрушительный удар по врагу .в любой точке земного шара.

П. БОРИСОВ



«Катюша»
Ракетная установка БМ-13

Гвардейский реактивный миномет БМ-13 состоит из пусковой установки, ракетных снарядов и специально приспособленного автомобиля, на котором она смонтирована. Пусковая установка крепилась первоначально на шасси автомобиля ЗИС-6, а впоследствии и на шасси других автомобилей. На чертежах, которые мы публикуем, показана установка, смонтированная на шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-151.

Пусковая установка. На подъемной стреле закреплены восемь направляющих, каждая из которых имеет по две канавки (сверху и снизу), по которым скользят при пуске ракетные снаряды. Направляющие соединены между собой с помощью трех поперечных деталей в так называемый комплекс направляющих, укрепленных на подъемной стреле. Она сварена из труб и может поворачиваться в вертикальной плоскости вокруг своей горизонтальной оси. Ось размещается в задней части основания, установленного на поворотной раме. Заданный угол стрельбы придает направляющим подъемный механизм, при помощи которого они фиксируются в определенном положении на поворотной раме.

Поворотная рама вращается вокруг вертикальной оси. Последняя установлена на кронштейнах основания поворотной рамы. Для ориентирования ее, а значит, и стрелы с направляющими в горизонтальной плоскости во время стрельбы служит механизм направления. Основание поворотной рамы жестко закреплено на шасси автомобиля. Оно имеет криволинейную направляющую канавку (часть дуги окружности), в которой скользит передняя опора поворотной рамы пусковой установки.

По этим данным определите масштаб чертежа, который позволит вычислить размер любой детали.

«Катюшу» заряжают ракетными снарядами сзади. Случайное выпадание ракет предотвращают замки, установленные в каждой направляющей. Они устроены так, чтобы при установке ракетных снарядов в направляющих пропускались вперед штифты снарядов, не давая возможности двигаться им вниз.

Для воспламенения ракетного заряда в камере сгорания имеются специальные контакты, размещенные в каждой направляющей. При зарядке «катюши» эти контакты стыкуются с контактами электро-пороховых воспламенителей ракетных снарядов. Через них к пороховым воспламенителям передается ток от аккумуляторной батареи, установленной на автомобиле. Пусковой щиток расположен в кабине водителя.

РАКЕТНЫЙ СНАРЯД М-13

Снаряд М-13 состоит из головки и корпуса. Головка имеет оболочку и боевой заряд. В передней части головки закрепляется взрыватель. Корпус обеспечивает полет ракетного снаряда и состоит из обшивки, камеры сгорания, сопла и стабилизаторов. В передней части камеры сгорания расположены два электро-пороховых воспламенителя. На внешней поверхности оболочки камеры сгорания размещены два ввернутых на резьбе направляющих штыря, которые служат для удержания ракетного снаряди в направляющих установках.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БОЕВОЙ УСТАНОВКИ

Количество направляющих канавок — 16
Наибольший угол подъема — 45°
Наименьший угол подъема — 7°
Поле (сектор) стрельбы в горизонтальной плоскости (направление к цели) ±10°
Вес пусковой установки БМ-13 — 2200 кг
Вес боевой машины БМ-13 (вместе с пусковой установкой) — 6200 кг

МОДЕЛИСТАМ, КОТОРЫЕ БУДУТ СТРОИТЬ МОДЕЛЬ «КАТЮШИ», МЫ СООБЩАЕМ НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-151.

База (для трехосного автомобиля — расстояние от передней оси до середины между двумя задними ведущими мостами) — 4225 мм
Высота до верха кабины — 2320 мм
Колея передних колес — 1590 мм
Колея задних колес — 1720 мм
Колеса дисковые — 8,25-20 мм





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1969, №2
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100