Архив журнала Моделист-Конструктор
КРЕПОСТЬ НА РЕЛЬСАХФевраль 1918-го. Грозная опасность нависла над Советской Россией.
Тревожно загудели сирены петроградских фабрик и заводов. Рабочие и революционные солдаты вступали добровольно в ряды защитников социалистической революции. По призыву Ленина повсюду создавались отряды Красной Армии.
В дни смертельной схватки с германским империализмом на Путиловском (ныне Кировском) заводе был построен бронепоезд, получивший вскоре имя Ленина.
Совет Нарвского района Петрограда по предложению путиловцев постановил создать Путиловский стальной артиллерийский дивизион. В его состав входило 90 пушек, 150 автомобилей и 50 специально приспособленных для транспортировки военной техники вагонов.
К концу лета 1918 года дивизион влился в части действующей армии и перестал существовать как отдельная боевая единица. Но железнодорожный бронепоезд № 6 имел свою особую, неповторимую судьбу. В июле 1918 года он по приказу командования выступил на подавление контрреволюционного мятежа в Ярославле. П. Д. Никитин, помощник командира бронепоезда, рассказывает о первых сражениях:
«Наш бронепоезд создавался в грозные дни. Со всех сторон на Республику Советов наступали враги. Не успели отбить нападение немцев, как зашевелились эсеры. Мы стояли на станции Саперная и проводили воинское учение, когда пришло известие о белогвардейском мятеже в Ярославле. По приказу командования бронепоезд вышел на подавление мятежа. 16 июля, когда мы прибыли под Ярославль и заняли боевую позицию, наши артиллеристы немного нервничали. Одно дело стрелять на учебных стрельбах, другое в бою. Здесь «мазать» не положено. Работал я тогда арттехником и тоже волновался. Но после первых же выстрелов все успокоились. Снаряды ложились кучно, отрезая путь мятежникам к Волге».
Скачала бронепоезд отвлекал на себя огонь противника, а когда наши цепи ворвались в город, бронепоезду было приказано войти в черту городских строений и сбить с колоколен вражеские пулеметные гнезда. Артиллеристы выполнили задание.
После подавления эсеровского мятежа пришел приказ проследовать на Сормовский завод. Здесь началось переоборудование автожелезнодорожной батареи в настоящий бронепоезд. Целых четыре месяца не прерывалась работа.
Путиловцы и сормовичи одели борта платформ в первоклассную броню, смонтировали орудийные башни, поворотные механизмы и броневые площадки. Вместо старого, потрепанного «угольщика» получили забронированный паровоз, обладавший высокой подвижностью и большой маневренностью.
Одновременно команда бронепоезда совершенствовала свою военную подготовку. Отрабатывались приемы ее взаимодействия с приданными частями пехоты и конницы, осваивалась новая техника, проводились учебные стрельбы.
В сентябре 1918 года комиссаром бронепоезда стал Иван Газа потомственный путиловец, человек неуемной энергии, целеустремленный большевик.
Наконец в конце октября бронепоезд был полностью готов. Теперь на его паровозе рядом с надписью «Бронепоезд № 6» по решению всей команды сделали добавление: «Имени тов. Ленина» и на боках бронеплощадок: «Вся власть Советам».
Первую годовщину Октябрьской революции красные путиловцы встретили в Москве, а на другой день вышли в путь. В середине ноября команда бронепоезда участвовала в подавлении белогвардейско-кулацкого восстания в Гжатске. В письме на имя командира и комиссара бронепоезда командующий Гжатским районом писал: «Приношу командиру бронепоезда № 6 искреннюю благодарность за совместную работу по ликвидации гжатского восстания, где ваши красноармейцы доблестно исполнили свой долг перед РСФСР и тем самым еще раз показали преданность революции».
Глубокой осенью бронепоезд «Ленин» двинулся на Южный фронт, на борьбу с полчищами белогвардейских генералов Деникина и Краснова.
Много славных примеров храбрости и героизма проявила команда во время жарких схваток с белопогонниками. Особенно ожесточенной была схватка на станции Вергелевская, на Дебальцевском направлении. На позиции красных войск под рявканье военного оркестра и треск барабанов наступали добровольческий офицерский корниловский полк, отборные «батальоны смерти», ударные части. Белогвардейцы шли в полный рост. Их поддерживали иностранного производства танки, тяжелые бронепоезда, самолеты. Непрерывный грохот снарядов и бомб, свист осколков и пуль продолжался десять дней. А легендарный бронепоезд медленно и упорно вместе с красноармейскими цепями уничтожал врагов. «Цепи вверенного мне полка, письменно докладывал командир 15-го стрелкового полка Красной Армии, продвигались почти исключительно под прикрытием огня батарей бронепоезда».
Когда весной 1919 года белогвардейцы и иностранные интервенты организовали новый поход, бронепоезд ремонтировался на родном Путиловском заводе. Ему пришлось спешно выступить на защиту родного Петрограда. Два месяца бронепоезд «Имени тов. Ленина» не покидал боевых позиций под Псковом. Его артиллерия расчищала путь Красной Армии. Когда требовалось, ленинцы и в пешем строю теснили противника. В конце сентября 1919 года армия Юденича ринулась на колыбель революции Петроград. Казалось, ничто не могло остановить это воинство.
Красные войска, ведя оборонительные бои с превосходящими силами белых, отошли к самым окраинам Петрограда. Наступили тяжелые дни. 14 октября исполком Петроградского Совета получил телеграмму В. И. Ленина: «Ясно, что наступление белых маневр, чтобы отвлечь наш натиск на Юге. Отбейте врага...» Выполняя директиву вождя, на следующий день Политбюро ЦК РКП(б) постановило: «Петроград не сдавать!»
Петроград не сдадим! эти слова стали в те тревожные дни боевым призывом петроградцев.
Навстречу врагу уходили свежие полки и отряды. Повсеместно рабочие добровольно вступали в Красную Армию. Город революции ощетинился стеной штыков.
Бронепоезд имени Ленина снова вызвали прямо из цеха заводя на передовую позицию. Командование поставило перед бронепоездом исключительно ответственную задачу: прикрыть наши войска в районе Ямбурга Гатчины.
Круглые сутки бронепоезд не уходил с передовой, вел прицельный огонь по передовым цепям наступавших белобандитов.
По приказу бронепоезд должен был подойти к Ямбургу, удержать станцию и любой ценой обеспечить выход наших эшелонов из окружения. Под прикрытием ураганного огня бронепоезд обеспечил отход 18 эшелонов с имуществом, боеприпасами, красноармейцами, беженцами.
И тогда белогвардейцы на полном ходу пустили навстречу бронепоезду маневровый паровоз. Казалось, катастрофа неизбежна.
В эти секунды на красном бронепоезде прозвучала команда комиссара И. Газа:
Полный назад, бить по паровозу!
Артиллеристы бросились к орудиям. Прогремели выстрелы. Оглушительный взрыв потряс окрестности. Облако дыма и пара заволокло маневровый паровоз, который свалился с насыпи. Через тылы врага, на третьи сутки, бронепоезд прорвался к своим.
Но отдыхать было некогда. Белые начали штурм Путиловских высот. В считанные часы могла решиться судьба города. Бронепоезд продолжал счет уничтоженных врагов. Он шел в авангарде наших войск, обрушивал на противника всю свою огневую мощь, прижимал его к земле, участвовал в отражении беспрерывных атак.
В романе Всеволода Кочетова «Угол падения» приведен рассказ белых офицеров, встречавшихся в этих боях с бронепоездом:
« Страшнейшее сооружение! говорил один из них. Последнее слово военной техники. С двойной броней из ванадиевой стали. Наши снаряды отскакивали от него, как комки жеваной бумаги. И команда на бронепоезде, вся орудийная прислуга сущие черти. Мы с ним не однажды встречались... Этот «Ленин» отбрасывал наших пехотинцев пресильнейшим пулеметным и артиллерийским огнем... Да. Грозное оружие! Немецкое, конечно, изделие.
Но какое же это немецкое изделие! последовало возражение. Он с Путиловского завода. Русские мастера его сработали. Командир у него, говорят, отличный человек, Авраамий Шмай. А еще, как всегда у большевиков, большую силу имеет там комиссар-путиловец Иван Газа».
Комиссар Газа... Ветераны-путиловцы неизменно вспоминают об одном его подвиге на Западном фронте. Вот выписка из приказа Реввоенсовета республики №154 от 31 марта 1920 года:
«Утверждается присуждение, на основании приказа РЗСР 1919 г. №511, Реввоенсоветом Запфрснта ордена Красного Знамени:
...Военному комиссару бронепоезда № 6 т. Газа Ивану Ивановичу за то, что 4 января сего года, обнаружив подрывы пути и заложенные под рельсы противником пироксилиновые шашки, он соскочил с бронепоезда и, невзирая на ураганный пулеметный и оружейный огонь, очистил путь, причем получил тяжелое ранение в грудь. Преодолевая сильную боль, он продолжал давать указания, благодаря чему бронепоезд был спасен.
Заместитель председателя Революционного Военного Совета Республики Э. Склянский
Главнокомандующий всеми Вооруженными Силами Республики С. Каменев
Член Революционного Военного Совета Республики Курский».
|
КОМСОСТАВ БРОНЕПОЕЗДА № 6 «ИМЕНИ ТОВ. ЛЕНИНА». Второй слева (сидит) КОМИССАР БРОНЕПОЕЗДА И. ГАЗА, четвертый слева (сидит) КОМАНДИР БРОНЕПОЕЗДА А. ШМАЙ.
В настоящее время макет бронепоезда № 6 «Имени тов. Ленина» экспонируется в Центральном музее В. И. Ленина. Мы приводим здесь чертежи и фото его, а также отрывок из письма рабочих Ленинградского завода имени С. М. Кирова (бывшего Путиловского), построивших для музея макет бронепоезда. Этот текст служит пояснением к модели, установленной в музее.
«Путиловский бронепоезд № 6 имени В. И. Ленина в огненные годы гражданской войны прошел по фронтовым дорогам тысячи километров. Яростно и беспощадно он громил белогвардейцев и интервентов. Этот бронепоезд был сделан рунами рабочих старейшего русского завода, и экипаж его состоял из путиловцев. Неувядаемой славой покрыли себя бойцы бронепоезда, которые с беззаветным мужеством и храбростью сражались за бессмертное дело великого Ленина, за светлое коммунистическое завтра нашего народа. Их легендарный подвиг будет жить в веках».
Из письма коллектива Кировского завода, Ленинград
А. ТАРАСЕНКО, кандидат исторических наук
Модель бронепоезда можно построить в двух вариантах: из жести толщиной 0,25-0,3 мм или из дерева. Вот некоторые советы по ее изготовлению.
1. Пользуясь чертежом, на листе жести разместите шаблоны деталей корпуса. С обратной стороны разметьте места, где располагаются заклепки на броневых щитах. На свинцовой ровной пластине специальной оправкой (из стальной проволоки OBC) легкими ударами молотка имитируют заклепки.
После изготовления деталей производят пайку их с травленой соляной кислотой. Сначала запаяйте нижнюю часть, раму с тележками у вагонов и блок, составляющий паровоз с тендером. Внутри нужно установить несколько распорок для жесткости, их тоже лучше изготовить из жести. Листы заготовок деталей аккуратно изгибаются на металлической прямоугольной плите. Колеса с осями выточите из дюралюминия Д-16-Т. Пушки, пулеметы, буфера паровоза делают из латуни или стали так, чтобы их можно было припаять к корпусу. Оси колес крепят в отверстиях, просверленных под крышками колесных букс. У вагонов верхние башни с орудиями и пулеметами поворотные. Закончив пайку корпуса, со швов удаляют излишки припоя (шабером или наждачной бумагой) и тщательно промывают их водой для удаления остатков кислоты с мест пайки. Изнутри швы необходимо покрасить.
2. Для изготовления модели из дерева можно применить фанеру толщиной 3-4 мм и бруски. Поворотные башни вагонов делают из целого бруска. Колеса с осями, буфера вытачивают из дюралюминия Д-16-Т. Пушки и пулеметы, труба паровоза деревянные. Накладные детали, двери, крышки люков из миллиметровой фанеры.
После склейки надо тщательно зачистить весь корпус, покрыть жидкой автомобильной шпаклевкой, просушить модель и снова тщательно зачистить. Заклепки можно имитировать канцелярскими булавками, предварительно проделав отверстия сверлом, диаметр которого немного меньше диаметра булавки. Перед установкой булавки нужно обрезать до 6-8 мм. Затем корпус покрывают жидкой шпаклевкой тонким слоем, желательно из пульверизатора. Красить модель нужно в зеленоватый, а точнее темно-оливковый цвет.
В. ФЕДОРОВ, Ленинград
|
Чертежи для печати
|