ЛИНКОРЫ ТАНКОВЫХ АТАК

В грозных боях второй мировой войны пришлось подтверждать свое техническое превосходство над вражескими машинами советскому среднему танку Т-34. Это была, если можно так сказать, многоцелевая боевая единица, которая могла выполнять разведывательные операции, сопровождать пехоту в бою, прорывать оборону противника, действовать на его коммуникациях в качестве крейсерского танка. С массовым появлением в войсках «тридцатьчетверок» отпала необходимость в таких легких танках, как Т-40, Т-60 и Т-70 (см. «М-К» № 2, 1978 г.). И все же при всей универсальности средний танк отнюдь не был идеальным средством ведения любого боя. Вторая мировая война подтвердила целесообразность применения для выполнения специфических задач тяжелых машин по прорыву сильно укрепленных оборонительных позиций.

Плотное насыщение укрепрайона противотанковыми средствами, огневое взаимодействие оборонительных средств противника на заранее пристрелянных участках местности ограничивают эффективность действий танковых подразделений. Ситуация отдаленно напоминает бой боксеров на ринге, ограниченном до минимальных пределов. Противники не могут свободно перемещаться, использовать неожиданное выдвижение слева и справа и наносят серию ударов друг другу, образно выражаясь, «в лоб». Здесь, безусловно, побеждает тот, кто лучше защищается и способен нанести более сильный удар.

Все это наталкивало на мысль, что необходимы танки с мощной броневой защитой, обеспечивающей ведение боя в условиях, когда обстрел возможен не только с фронта, но и с бортов, с кормы, притом с близких дистанций. Огневая мощь такой машины должна преобладать над вооружением любых огневых средств и танков противника и обеспечивать их надежное подавление и уничтожение. Скорость же имеет второстепенное значение, так как от подобных машин не потребуется быстрый маневр в глубину боевых порядков противника, обход его флангов, перехват отходящих частей и подразделений.

Отдельные батальоны и полки таких танков, возглавляя наступление, могут без больших потерь сблизиться с огневыми средствами врага, дезорганизовать огонь его орудий и других противотанковых средств. Действуя как неотвратимый таран, тяжелые машины пробивают брешь в обороне противника и уступают дорогу крейсерским танкам, которые на полной скорости устремляются в прорыв, нанося быстрые и неожиданные удары по вражеским боевым порядкам.

В Советской Армии уже были на вооружении тяжелые танки прорыва серии KB (см. «М-К» № 9, 1970; № 1, 1977). Стремясь противопоставить им равную машину, гитлеровские конструкторы после поражения на Курской дуге делают отчаянные попытки создать новые тяжелые машины и даже «сверхтанки». Такие попытки уже предпринимались в годы первой мировой войны, когда в Германии было построено несколько сверхтяжелых танков «Колоссаль» весом до 100 т. Теперь же фирме «Порше» был заказан 100-тонный танк «маус» (мышонок). В окончательном варианте он весил более 150 т. Его лобовая броня составляла 200 мм, кормовая и часть бортовой — 175 мм. Каждый борт танка опирался на 24 катка. В башне устанавливались два спаренных орудия калибром 128 и 75 мм и два пулемета. Предусматривалась установка 40-мм автоматической зенитной пушки. Однако при такой высокой огневой мощи и хорошей броневой защите его максимальная скорость едва достигала 20 км/ч. По пересеченной местности этот мастодонт проходил с большим трудом, а большинство мостов оказалось для него непреодолимым препятствием. «Порше» так и не смогла организовать серийное производство — было выпущено всего три машины. Одну из них наши танкисты захватили на территории испытательного полигона под Куммерсдорфом. Вторую и третью, охранявшие штаб сухопутных войск под Цоссеном и рейхсканцелярию в Берлине, взорвали их экипажи, так и не сделав из танков ни одного выстрела.

Советские конструкторы пошли по другому пути. Их задачей было создание танка прорыва, обладающего скоростью «тридцатьчетверки» и не выходящего за габариты уже имевшегося КВ-85. При этом необходимо было устранить недостатки трансмиссии танка KB, улучшить возможности наблюдения и управления огнем, обеспечить превосходство огневой мощи и броневой защиты.

Как и ранее, работу по созданию нового тяжелого танка возглавил генерал-полковник Ж. Я. Котин. Вместе с ним работал талантливый конструктор Н. Л. Духов. Уже в 1943 году новый тяжелый танк стал проходить испытания. К этому времени было налажено производство литых башен и отдельных частей корпуса, что значительно повышало возможности создания броневой защиты с рациональными углами брони.

Поступили к тому времени и новые мощные средства вооружения: 85-мм пушка Д5-Т85 и 122-мм пушка А-19. Двигателисты немало труда вложили в создание дизельного двигателя В-2-10 мощностью 520 л. с., более надежного, чем у КВ.

Несколько изменились принципы компоновки танка. На место радиста-пулеметчика установили дополнительные топливные баки, сиденье механика-водителя передвинули к центру, расположив симметрично продольной оси машины, что позволило несколько сузить верхнюю часть корпуса спереди. Функции радиста передали командиру, для чего радиостанцию перенесли в башню. Как и на КВ-85, новый танк оснастили командирской неподвижной башенкой для улучшения кругового обзора.

Этот танк, получивший индекс ИС-1, был защищен в лобовой части броней толщиной 105 мм. Толщина бортов достигала 90 мм. Передняя часть башни имела бронирование 110 мм. Машину первоначально оснастили орудием Д5-Т85 калибром 85 мм, а несколько позднее орудием А-19 калибром 122 мм. Именно с этого орудия, кстати, началось знакомство тяжелых танков фашистской Германии «тигр» T-IV с нашими танкистами-снайперами. Корпусная пушка А-19 в январе 1943 года у знаменитых Синявских высот остановила впервые появившийся на нашем фронте «тигр», а куски расколовшейся башни этого стального чудовища врага с такой силой ударили по второму такому же танку, что его экипаж бежал, даже не успев заглушить двигатель.

Вооружение ИС-1 дополнялось тремя пулеметами ДТ, один из которых был спарен с пушкой, другой устанавливался в кормовой нише башни, а третий жестко крепился в лобовой броне. Огонь из него вел механик-водитель. Экипаж танка состоял из четырех человек.

Несмотря на мощное вооружение и броневую защиту, по габаритам танк не превышал своего предшественника — КВ-85. Вес его получился меньше, чем у КВ-85, — всего 44 т. Тяжелые танки фашистской Германии, «тигр» и «королевский тигр», весили соответственно 55 и 69,7 т. Новая машина была почти неуязвима для немецких противотанковых пушек.

Зимой 1944 года новый танк участвовал в знаменитом Корсунь-Шевченковском сражении.

Генерал-полковник Котин так вспоминает первые бои своего детища: «Ночью мы прибыли в район действий 5-й гвардейской танковой армии. Впереди — грохот. Там шел бой. Было обидно оставаться на КП, хотелось быть там, где вели огонь наши танки. Через некоторое время мы поехали вперед. То, что я увидел тогда, до сих пор стоит перед глазами. На обочине, в кюветах, на поле — трупы, трупы гитлеровцев, исковерканные фашистские орудия, сожженные и разбитые танки, автомобили. Вскоре мы догнали и наши танки.

— Как машины? — спрашиваем у танкистов.

Молодой лейтенант улыбается, отвечает:

— Танки отличные!

Спрашиваем у других танкистов, ответ тот же:

— Танки что надо!»

Вскоре после разгрома гитлеровских войск под Корсунь-Шевченковским был обнаружен любопытный документ: секретный приказ предписывал немецким войскам «избегать встречного боя с танком ИС и стрелять по нему только из засад и укрытий». Фашистам так и не удалось противопоставить советским тяжелым танкам равную по боевым характеристикам машину.

А ИС-1 послужил базой для развития новой серии тяжелых танков. Вскоре был создан ИС-2. От своего предшественника он отличался измененной конфигурацией носовой части корпуса и усилением броневой защиты. Танк несколько прибавил в весе (до 47 т), при этом его подвижность не уменьшилась. На него установили 12,7-мм крупнокалиберный пулемет для борьбы с авиацией противника. Огонь через открытый люк вел командир. В послевоенное время была модернизирована и эта машина.



Так, сняли пулемет ДТ, ранее устанавливавшийся в кормовой нише башни. Опыт показал, что он почти не использовался в бою. Навесили новые крылья с бункерами для размещения топливных баков, запасных частей и инструментов. Вместо двигателя В-2-10 установили новый В-54К-ИС. Пулеметы ДТ заменили на модернизированные ДТМ. Количество артвыстрелов на новом танке ИС-2М было увеличено с 28 до 35. Эту модификацию можно увидеть на смотровой площадке Музея Вооруженных Сил СССР в Москве.

Читателям журнала интересно будет узнать, что в параде победы на Зигес-Аллее в Берлине в 1945 году участвовал и еще один танк из этой серии — ИС-3. Его создали еще до окончания войны, но участия в боевых действиях он принять не успел. От ранее выпущенных танков ИС-3 отличает конструкция носовой части корпуса, выполненного под углом, клином. Такое расположение броневых листов, вместе с низкой закругленной башней значительно увеличило снарядостойкость брони. На танке установлена пушка калибром 122 мм, но другого типа, Д-25 с клиновым затвором, увеличивающим скорострельность. Скорость этого танка равнялась 40 км/ч. На нем применялся двигатель В-11, экономичный и надежный в эксплуатации. В трансмиссию танка конструктивно вошла новая восьмискоростная коробка передач.



Дальнейшей разработкой серии танков ИС явилась конструкция ИС-4.

Глубоко символичен тот факт, что танки ИС-1 были первыми среди тех, что вышли к рейхстагу. И историческая фотография — тяжелый танк с пушкой, наведенной на руины рейхстага, лучшая награда создателям этого танка.

А. БЕСКУРНИКОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТРОЙКЕ МОДЕЛИ

Отливка корпуса танка почти не имеет острых граней. Это следует учесть при изготовлении корпуса модели. В маске башни слева от орудия имитируется отверстие для прицела, а справа — для спаренного пулемета. В лобовой части корпуса располагается броневая заслонка щелевого прибора наблюдения механика-водителя. Справа от броневой заслонки устанавливаются звуковой сигнал и фара. На крыше башни и корпуса располагаются по два призменных прибора наблюдения. Третий находится на командирской башенке. В бортах башни имеются отверстия для стрельбы из личного оружия, закрываемые коническими заглушками на стальном тросе. На левом крыле — брезент. Катки ходовой части резиновых бандажей не имеют. Доска на лобовой броне имеет прорезь.

Корпус и башня окрашиваются в защитный цвет, решетки над воздухопритоками — в черный цвет, ствол кормового пулемета — под воронение, наружные баки — защитного цвета. Во время войны на некоторых танках наносились именные названия, например: «Александр Невский», «Суворов» и др.







Рис. 2. Пушка танка ИС-1: 1 — кожух маски, 2 — телескопический прицел, 3 — тяга, 4 — тормоз отката, 5 — поперечный ползун, 6 — мешок гильзоулавливателя, 7 — боковой уровень, 8 — подъемный механизм, 9 — люлька, 10 — ствол.

Рис. 3. Общее устройство танка: 1 — броневая башня, 2 — боевое отделение, 3 — моторное отделение, 4 — броневой корпус, 5 — трансмиссия, 6 — ведущее колесо, 7 — опорный каток, 8 — поддерживающий каток, 9 — торсион, 10 — гусеничная цепь, 11 — направляющее колесо с натяжным механизмом, 12 — отделение управления.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1978, №5
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100