СТАЛЬНАЯ ТРИБУНА ВОЖДЯ

Среди бесценных реликвий, связанных с жизнью и деятельностью великого вождя революции, в Музее В. И. Ленина в Ленинграде на вечном хранении находится легендарный броневик. Судьба этой машины навечно слилась с судьбой всей нашей страны в ночь 3 (16) апреля 1917 года. Он породнился с самой Историей в те часы, когда трудовой народ Петрограда, руководимый большевиками, встречал у Финляндского вокзала своего вождя, возвращавшегося из эмиграции.

В 23 часа 30 минут к украшенному красными флагами и транспарантами перрону с выстроившимся на нем почетным караулом из рабочих, солдат и матросов подошел скорый поезд № 12. Из вагона № 5 вышли Владимир Ильич и прибывшие с ним товарищи.

После торжественной встречи и вручения Ленину секретарем Выборгского райкома партии И. Д. Чугуровым партийного билета Владимир Ильич, поблагодарив за теплую встречу, спросил его:

- Выставленный караул наш?

- Все вооруженные наши, - ответил Чугуров и добавил: - А за вокзалом и броневики наши.

В ту памятную ночь один из двух прибывших на привокзальную площадь для участия во встрече бронеавтомобилей послужил Ленину стальной трибуной, с которой он произнес свою историческую речь, завершившуюся призывом: «Да здравствует социалистическая революция!»

В том же броневике, заняв по просьбе встречавших его командирское место, с частыми остановками и выступлениями перед трудящимися, совершил он путь от вокзала до штаба Петроградского комитета большевиков.

Бронеавтомобиль, с которого выступал Владимир Ильич, в те годы входил в число машин, состоявших на вооружении в русской армии. Изготовили его в конце 1915 года в Петрограде по чертежам, разработанным на Путиловском заводе. По вооружению он был пулеметным, по весовым показателям относился к средним бронемашинам. На неподвижной части правой башни белела цифра 2 - личный номер, присвоенный ему в запасном бронедивизионе. Такие номерные обозначения имели учебные бронеавтомобили. Боевым же давались названия: «Гром», «Гроза», «Громобой» и другие, причем в одной автоброневой части названия боевых машин начинались с одной и той же буквы.

Собственная история этой машины, как и многих других броневиков, началась несколько раньше, в первую мировую войну.

Русская армия встретила вражеское нашествие, не имея в своем составе бронеавтомобилей. Потребовалось в срочном порядке, используя шасси отечественных грузовых автомобилей «Руссо-Балт» (модель М), организовать на петроградских заводах их изготовление. В сентябре 1914 года первые 15 бронеавтомобилей «Руссо-Балт» были готовы. Они представляли собой легкие пулеметные броневики с безбашенным корпусом, выполненным из 5-6-миллиметровой ижорской брони. Отдельные листы устанавливались с наклоном, благодаря чему повышалась их пулестойкость. Вооружение состояло из трех пулеметов калибром 7,62 мм, размещенных в лобовой и бортовых амбразурах. Экипаж такого броневика состоял из командира, трех пулеметчиков и механика-водителя.

19 октября сформированную в Петрограде первую авто-броневую роту в составе 12 пулеметных и 3 пушечных бронеавтомобилей отправили на Северо-Западный фронт.

В упорных ноябрьских боях в Польше и Восточной Пруссии, под Лодзью и Варшавой и на других участках фронта броневые машины, нанося врагу ощутимые огневые удары, оказывали боевую поддержку пехоте. В этих сражениях была открыта первая страница боевой летописи отечественных автоброневых частей.

Однако из-за технического несовершенства, конструктивных недостатков, отсутствия у личного состава опыта бронеавтомобили нередко выходили из строя, а их экипажи несли тяжелые потери. К началу 1915 года были разработаны новые тактико-технические требования к броневикам.

Военное министерство решило приобрести их у союзников. Наконец в Петроград прибыла первая партия английских бронеавтомобилей.

Это были двухбашенные пулеметные машины, изготовленные с использованием шасси легкового автомобиля «Остин» и корпусом из 4-4,5-миллиметровой брони. .Они предназначались для карательных операций против безоружного населения колоний и имели весьма низкие тактико-технические показатели. Но... выбора не было, и из легких машин сформировали новые автоброневые отделения, каждое из которых состояло из трех пулеметных «Остинов» образца 1914 года и одного пушечного «Гарфорда», созданного Путиловсккм заводом.

Весной 1915 года для смотра одного из вновь сформированных отделений прибыл военный министр А. Сухомлинов. Окончив смотр бронемашин и их экипажей, он вызвал из строя офицеров и предупредил их, что броня английских броневиков пробивается даже обыкновенной (не бронебойной) пулей. Следовательно, нужно избегать подставлять врагу лоб и бока. «Но, - добавил он, - солдаты об этом знать не должны».

В первых же боях обнаружились и другие весьма существенные недостатки. Стало очевидным, что без коренной переделки использовать машины на фронте практически невозможно. В первую очередь необходимо было усилить бронирование корпуса. Но это повлекло бы за собой увеличение общей массы, шасси такого веса не выдержало бы. В результате военное министерство решило заказывать за границей только шасси грузовых, 1,5-тонных автомобилей. Доработку его, изготовление и вооружение бронеавтомобилей решили вести на отечественных предприятиях.

Летом 1915 года по чертежам, разработанным на Путиловском заводе, Ижорский завод изготовил первую партию новых бронеавтомобилей. Несколько машин, получивших название «Остин-Путиловец», направили для испытаний, доработки и изучения в Военно-автомобильную и Высшую офицерскую стрелковую школы, а из остальных сформировали отдельный автоброневой отряд.

Новые путиловские бронеавтомобили в значительной степени отличались от заграничных предшественников. Корпуса для них, собиравшиеся на усиленном каркасе, делались из 8-миллиметровой ижорской «щитовой» брони. Она надежно защищала экипаж от поражения остроконечными пулями на всех дистанциях. Для повышения пулестойкости лобовые и кормовые бронелисты установили наклонно. Смотровые щели имели уменьшенные размеры и надежно прикрывались снаружи заслонками. Чтобы защитить экипаж от осколков брони, отлетающих от внутренних поверхностей, корпус внутри оклеивали сукном или тонким войлоком. Для улучшения боковой устойчивости неподвижную часть башен несколько снизили, а сами башни установили по диагонали - это дало увеличение секторов огня. Пулеметные амбразуры надежно прикрыли с боков щитками из 7-миллиметровой брони. Для охлаждения стволов пулеметов к потолку каждой башни прикрепляли специальный бачок с охлаждающей жидкостью, соединенный шлангом с кожухом пулемета.

Бронекорпус устанавливали на шасси с усиленными рамой, рессорами, балкой заднего моста, а ряд деталей пришлось полностью заменить более прочными, отечественными.

В кормовой части шасси разместили второй (задний) рулевой механизм, обеспечивавший управление бронеавтомобилем при движении в бою задним ходом.

Для увеличения надежности подачи бензина к двигателю, особенно в боевой обстановке, в передней части за доской приборов, под броней, поставили дополнительный бак.

Учитывая трудности пуска двигателя, особенно зимой, в головках цилиндров установили заливочные (декомпрессионные) краники, связанные общей тягой, конец которой вывели к щитку приборов. К каждому кранику подвели свою магистраль, с ее помощью можно было, не выходя из машины, заливать в цилиндры порции пускового бензина.

Еще одна важная особенность: на путиловских бронеавтомобилях установили колеса повышенной прочности, с шинами, заполненными эластичной самозатягивающейся массой - гуссматиком, названной так по имени изобретателя - петербургского химика Гусса.

Бронеавтомобили выпуска 1916 года частично оборудовались внутренним и наружным электроосвещением с питанием от аккумуляторных батарей. Наружное освещение состояло из двух больших передних фар и двух малых задних. Для защиты экипажа от поражения через смотровые щели на броневиках последних выпусков имелись пуленепробиваемые стеклоблоки.

У броневиков отсутствовали надколесные крылья, создающие, как показал опыт, помехи в бою и ухудшающие их маневренность. Машина управлялась с места механика-водителя. Органы управления располагались справа по ходу и состояли из рулевого устройства, педалей сцепления (конуса), тормозов и акселератора. Справа от рулевой колонки находились кулиса четырехскоростной коробки передач и рычаг ручного тормоза. Перед водителем на щитке приборов разместили указатель давления масла в двигателе, манометр давления воздуха в заднем (основном) бензобаке, насос для создания в бензосистеме давления и рычаг регулировки поступления воздуха через радиатор при закрытом бронекапоте.

Имея 50-сильный четырехцилиндровый двигатель, новый бронеавтомобиль был способен при боевом весе 5,2 т развивать скорость свыше 60 км/ч по дорогам с твердым покрытием и обладал по тем временам весьма удовлетворительной проходимостью по сухим грунтовым дорогам и отдельным участкам пересеченной местности.

В итоге творческими усилиями инженеров, рабочих и солдат к концу 1915 - началу 1916 годов был создан лучший в мире образец пулеметного бронеавтомобиля. Основные тактико-технические показатели в сравнении с аналогичными (английского «Остина») приведены в таблице.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ БРОНЕАВТОМОБИЛЕЙ «ОСТИН» ОБРАЗЦА 1914 ГОДА И «ОСТИН-ПУТИЛОВЕЦ» ОБРАЗЦА 1915 года

Марка и год выпуска броневика

Остин

Остин-Путиловец

Вес, т

5,3

5,2

Длина, м

4,75

4,9

Ширина, м

1,95

1,75

Высота, м

2,45

2,4

Мощность двигателя, л. с.

50

50

Максимальная скорость, км/ч

50

60

Количество постов управления

1

2

Расположение башен

Параллельное

Диагональное

Вооружение и калибр

2 пулемета 7,62 мм

2 пулемета 7,62 мм

Толщина брони, мм

передней

4-5

8

бортовой

4-5

8

крыши

4-5

8

Запас хода по топливу, км

250

200

Клиренс, мм

220

250

Тип шин

Пневматики

Гуссматики

Экипаж

4-5

5

За два года Путиловский, Ижорский и другие заводы Петрограда изготовили свыше 200 таких бронемашин.

Благодаря своим повышенным техническим показателям они стали основными пулеметными бронеавтомобилями русской армии. Одному из них было суждено навечно войти в историю.

В предоктябрьские дни солдаты бронедивизиона, помня слова, сказанные Владимиром Ильичей о предстоящей борьбе с капиталистами, присвоили ленинскому броневику новое название «Враг капитала» и нанесли его красной краской на правой башне.

В дни Октябрьского вооруженного восстания солдаты авто-бронедивизиона привели свои машины к Смольному. А после легендарного выстрела «Авроры» броневые автомобили, среди которых был и ленинский, прикрывая атакующих рабочие, солдат, матросов, ведя огонь из пулеметов, в последнем штурме помогли им почти без жертв захватить Зимний дворец.

В начале 1918 года бронеавтомобилю вновь пришлось стать стальной трибуной.

«Это случилось в Михайловском манеже, в январе 1(14) 1918 г., - рассказывает в своей книге «Ленин - человек и его дело» американский корреспондент А. Вильяме, оказавшийся в те дни в Петрограде, - ...когда на фронт отправлялся первый отряд защитников Советской страны. Ленин поднялся на один из броневиков и начал говорить о задачах, связанных с созданием сильной революционной армии - защитницы нового демократического строя от многочисленных капиталистов всего мира...»

В труднейшие годы гражданской войны ленинский броневик находился на самых ответственных участках многих фронтов.

После окончания войны заслуженный ветеран переводится в разряд учебных. Теперь за его рулем и в его пулеметных башнях занимали место те, кому предстояло в более совершенных и грозных боевых машинах громить фашистские полчища в Великую Отечественную.

Ю. БАКУРЕВИЧ, инженер-полковник в отставке

СОВЕТЫ МОДЕЛИСТУ

Приступая к изготовлению модели броневика, в первую очередь определяют масштаб (габаритные размеры) и материал, из которого она будет сделана.

При создании моделей для ленинских комнат лучше применить масштаб 1:10, а для настольных - 1:25.

Исходя из масштаба, выбирают и наиболее подходящий материал. Так, для крупных моделей желательно взять для бронекорпуса тонкую белую жесть, водостойкую фанеру, оргстекло толщиной 3 - 5 мм, для малоразмерных - оргстекло, целлулоид, листовой слоистый (декоративный) пластик. Отдельные детали можно выполнить из пенопласта типа ПХВ или ПС-1.

Работа разделяется на два этапа: изготовление шасси в сборе и бронекорпуса. Используя имеющийся учебник или руководство по устройству автомобиля, желательно грузового, сделайте балки переднего и заднего мостов. Рессоры из жестяных полос. После подгонки по размеру стяните их проволочными хомутами. Раму шасси лучше всего спаять из полос белой жести, согнутых в форме буквы П. Для балок мостов подойдет любой металл или брусок оргстекла. На них надо пропилить площадки для крепления рессор. Оба конца балок должны иметь цапфы для установки колес с соответствующей резьбой для гаек, причем гайкам надо придать форму колпаков с гранями под ключ. Для малоразмерных моделей допускается применение готовых колес с резиновыми шинами от соответствующих по масштабу наборов «Юный конструктор». Для больших диски колес и шины придется сделать специально. Крепление балок с рессорами к раме лучше выполнять с помощью сережек, навешенных на соответствующие точки лонжеронов рамы.

Перед изготовлением корпуса вырежьте шаблоны и с их помощью разметьте и раскроите материал. Начните с основных деталей корпуса: бортовых панелей, листов крыши, передней, кормовой частей, деталей бронекапота и др. После вырезки надо подогнать и обработать стыки. Не забудьте предварительно прорезать двери и смотровые люки.

Обе пулеметные башни лучше всего делать из материала, свободно обрабатываемого на токарном станке. Верхние, подвижные части башен вытачиваются отдельно; желательно, чтобы они были пустотелыми. После установки боковых щитков, а при возможности и моделей пулеметов «максим» эти детали устанавливают на неподвижной части на оси.

Готовые детали соединяются на клею или пайкой. Крупномасштабные модели (1:5, 1 :10), корпуса которых выполнены из алюминиевых листов, могут быть собраны на малоразмерных заклепках.

Окрашивать модель лучше в два этапа: после изготовления шасси и бронекорпуса загрунтовать и прошпаклевать Их с последующей шлифовкой неровностей и нанесением первого слоя краски. Окончательную окраску неяркой зеленой «защитной» краской произвести после сборки, проверки и устранения недоделок.

На неподвижной части правой по ходу башни наносится красной краской надпись: «ВРАГ КАПИТАЛА».





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1979, №10
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100