МАШИНЫ-ПАМЯТНИКИ

Они замерли навек — символ нашей революционной эпохи, память великих дней, мирных и боевых побед.

Памятники ставят для памяти... Наверное, поэтому мы так бережно храним и легендарную «Аврору», возвестившую миру о начале новой эры человечества, и паровоз, на котором В. И. Ленин приехал из Финляндии накануне революционных событий, и боевую «катюшу», которая 14 июля 1941 года произвела первый залп по гитлеровцам.

Минут годы, пройдут десятилетия. Сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми. Может, к тому времени нога землянина уже ступит на другую планету солнечной системы и космос откроет новые свои тайны. Но наши потомки каждый раз скажут:

— Смотрите, «Восток-1», первый в мире космический корабль. Он построен у нас, в стране Октября.

Проносятся электровозы по стальным магистралям Родины, в глубокую синь неба уходят серебристые лайнеры-гиганты, в цехи фабрик и заводов, на бескрайние колхозные поля приходит новая, могучая техника. Эта техника, созданная советскими рабочими, инженерами и учеными, прекрасна, как и люди, производящие ее. Это наша гордость. И она становится больше и весомей, когда мы сравниваем день нынешний с днем прошедшим.

Совсем старенький паровоз, совсем слабый. Но как радовались рабочие депо «Москва-Сортировочная», когда отремонтировали его на одном из субботников! Штурмовик ИЛ-10, установленный в центре города Лида, напоминает о сражениях советских летчиков за Родину. Трактор-трудяга «Универсал» 32 года работал на полях, в войну возил гаубицу. Грозной силой веет от танка Т-34, застывшего навечно во многих городах. Эти машины стали уже памятниками, символом эпохи, машинами-ветеранами.

В канун 50-летия со дня рождения Страны Советов мы открываем в журнале новый раздел: «Машины-памятники». Мы еще раз перелистаем несколько героических страниц нашего Отечества, расскажем об интересных эпизодах, связанных с этими машинами, поведаем об их создателях и конструкторах, о тех, кто испытывал их, работал на них в разные годы пятидесятилетней истории страны. Но не только это. Для тех, кто захочет построить модель «Авроры» или Т-34, ИЛ-2 или «катюши», мы поместим в этом разделе чертежи и описание общего вида узлов и деталей машин-памятников. Модели реликвий революционных пет, победных шагов Октября расскажут подрастающему поколению о героическом прошлом нашего народа. Они украсят школьные музеи, дворцы пионеров и школьников, станции юных техников, различные выставки.

Сегодня мы открываем наш новый раздел рассказом о событиях 3 (16) апреля 1917 годе и о модели броневика, изготовленной в автомодельном кружке Киевского дворце пионеров. Слова В. И. Ленина, произнесенные с башни этого броневика: — «Да здравствует социалистическая революция!» — стали увертюрой к Великому Октябрю.



СТАЛЬНАЯ ТРИБУНА

3 апреля 1917 года из ворот мастерских Петроградского бронедивизиона выехали броневик, легковой автомобиль и грузовик. Охрана посчитала, что машины вышли на пробные испытания, но они направились к зданию ЦК РСДРП, а оттуда — на Финляндский вокзал, где к ним присоединился еще один броневик.

Небольшая привокзальная площадь не вмещала всех, и потому люди теснились на соседних улицах, взбирались на крыши домов, на деревья и заборы.

Ждали приезда Ленина.

Наконец ударил колокол, и вскоре к перрону подошел поезд.

Радостное ликование охватило всех присутствующих: после долгой эмиграции на Родину вернулся вождь пролетариата. В воздух летели шапки, колыхалось море красных знамен. От вагона к вокзалу рабочие и солдаты вынесли Ленина на руках. А когда с группой товарищей он появился на привокзальной площади, многотысячное «ура» прорезало тишину апрельского вечера.

Ильич собрался говорить. И тут его подхватили стоявшие вблизи солдаты и матросы, легко подняли на броневик. Ленин снял кепку и поднял руку.

Сейчас трудно представить те волнующие события, когда все: и красные знамена, и почетный караул из кронштадтских моряков, и рефлекторы Петропавловской крепости, освещавшие путь от Финляндского вокзала к дому Кшесинской, и броневики, и цепь из рабочих и работниц, охранявших путь, — сливаются в одном лозунге Ильича: «Да здравствует социалистическая революция!»

Затем броневики во главе колонны рабочих, солдат и матросов медленно, на самой малой скорости двинулись к дому Кшесинской.

В пути боевая машина несколько раз останавливалась, и Владимир Ильич, стоя на подножие, приветствовал народ.

Все это представляется именно так, когда перелистываешь героические страницы истории страны, читаешь воспоминания большевиков-ветеранов. Но особенное волнение испытываешь, когда стоишь в Ленинграде на площади Ленина и смотришь на памятник Ильичу. И вспоминаешь с благодарностью о славном броневом дивизионе, солдаты которого в тот незабываемый день, когда вернулся в Россию Ильич, вывели броневые машины к Финляндскому вокзалу.

Имя одного из них, бывшего коломенского рабочего, участника революции 1905 года — Георгий Васильевич Елин.

Вот как это было. Рано утром в Петроград пришла телеграмма из Торнсо о том, что вечером приезжает Ленин. Н. И. Подвойский немедленно вызвал коменданта дома Кшесинской Г. В. Едина и предложил срочно известить о предстоящем приезде вождя военные корабли, рабочие общежития и солдатские казармы. А чтобы Владимир Ильич увидел, какой боевой силой обладает большевистская организация Питера, было решено вывести к Финляндскому вокзалу для встречи Ленина броневые машины.

Задача была не из легких. Чтобы до конца быть уверенным в исполнении приказа, Елин сам поехал в мастерские и выбрал машины якобы для испытаний. Много труда и времени ушло на то, чтобы солдаты подготовили машины к выезду. Горючего не хватало, и его буквально по каплям собирали из других машин.

Бронемашина, служившая трибуной великому пролетарскому вождю, прошла затем славный боевой путь. Этот броневик охранял здание ЦК партии, принимал участие в подавлении мятежа генерала Корнилова, а также в штурме Зимнего дворца, сражался под Пулковом и Ямбургом против белогвардейских частей Краснова и Юденича. В составе бронедивизиона он охранял Смольный, а в 1922 году был передан в Петропавловскую крепость, откуда попал в Артиллерийскую академию, потом в ячейку Осоавиахима Ленинградского металлического завода.

Л. СУДЖАН. Москва

ВОДИТЕЛЬ БРОНЕВИКА

Я вез не простого человека. Я вез Ленина. Мне доверили... И этим доверием, честью везти Ильича я до конца дней своих буду гордиться. Да, до конца дней... А сама езда, управление машиной, спросите хоть любого шофера, — это, знаете ли, дело несложное...

Мирон Сергеевич Огоньян виновато пожимает плечами, на его по-южному смуглом лице, украшенном щеточкой поседевших усов, держится извиняющаяся, робкая улыбка, а руки, сильные даже а старости, бесцельно переставляют пепельницу. Я летел к нему из Ленинграда в Ташкент, а потом, пересев в машину, ехал километров двадцать на север, в село Сары-Агач, где на улице Ленина в небольшом белом домике и живет Мирон Сергеевич.

Сары-Агач — это уже Южный Казахстан, местечко, откровенно говоря, небойкое, но гостей из разных концов приезжает сюда много. И все в основ-ком — к Огоньяну, которого «открыли» сравнительно недавно, и немалая роль в этом принадлежит Леониду Алексеевичу Дубинину, директору Ленинградского музея Октябрьской революции. Когда Мирон Сергеевич встретил меня у калитки, провел в комнату и произнес, стесняясь, вот этот вступительный монолог, я успокоился. А потом, побывав у него еще дав раза и узнав, что о броневике все эти годы он особенно-то не распространялся, а товарищи, служившие с ним, считали его погибшим и что жизнь его поучительна, вообще понял: Огоньян — человек скромный.

— Ведь оно как тогда было, — говорит Мирон Сергеевич, развязывая папку со своими записками. — Я ведь тогда и не думал, что именно мне везти Ильича придется. Так примерно к обеду ефрейтор Елин, большевик, сообщил нам, что сегодня приезжает Владимир Ильич. Утром прибежала в особняк Кшесинской, где тогда штаб большевиков был, Мария Ильинична Ульянова, сестра Ленина, и показала Подвойскому телеграмму, в которой было сказано, что Ильич будет третьего апреля вечером. С этой телеграммы, знаете ли, все и пошло. Подвойский дал знать Елину, а Елин — нам, солдатам мастерских бронедивизиона.

— А Елин, он что, в другом подразделении служил?

— Да нет, наш он, из мастерских. Нас еще вместе с ним депутатами в Петроградский Совет избрали. И в солдатском комитете мастерских, где я был председателем, Георгий Васильевич Епин тоже состоял. Человек он был заметный. Ну так вот, Елин н говорит нам, что надо, мол, братцы, Ильича как следует встретить, броневик и машины к Финляндскому вокзалу подать. А сделать это было не так-то просто: мы же военные, у нас дисциплина, и хоть произошла революция, но она буржуазная, официальные власти к большевикам относились известно как, но ребята сумели все устроить как полагается. Броневик готовили Володин и Зюзин. С ними вместе вывел его из мастерской под видом повторных испытаний старший мастер Ион Михайлович Лещенко. Поехали еще грузовая машина и легковая, бельгийская «минерва», или, как ее называли, «дубль-фаэтон». За рулем этого «дубля» Косенков сидел. А я в это время с пулеметчиками Евсеевым и Лукиным нес на броневике охрану особняка и думал, что на вокзале мне побывать не придется. Все машины подъехали к особняку, где уже колонна рабочих строилась, — и вдруг в самый последний момент передали, чтобы и я со своим броневиком ехал вместе со всеми.

Вот так я оказался на вокзале. Вскоре мы услышали паровозный гудок. Заиграла музыка на перроне. Толпа на площади заколыхалась. Потом в дверях вокзала показался Ленин. Он прошел к легковой машине и хотел, видимо, говорить речь оттуда. Но росту-то он, сами знаете, невысокого, и народу не видать. Тогда рабочие и солдаты подняли его, помогли встать на броневик. Слушали мы Ильича внимательно. Под конец речи он выбросил вперед руку и сказал более громко:

— Да здравствует социалистическая революция!

Прожекторы тогда светили, и видно было Ильича хорошо. Потом ко мне подошел Елин и от имени Подвойского передал, что вести броневик, на котором поедет Ленин, поручается мне.

— Поезжай тихо, на первой передаче, — сказал тогда Елин. — Мы пойдем рядом...

Я вышел из своей машины и сел за руль броневика, с которого говорил Ленин. Владимир Ильич устроился со мной рядом, поздоровался, и я тронул. Передние щитки были открыты, и я все видел. Справа от броневика шел Подвойский, а слева — Елин. Народу на улице было много. Несколько раз мы останавливались, и Ленин обращался с речью к окружающим.

— Не помните, как держался Владимир Ильич в броневике, в чем он был хотя бы одет!

— Ничего не помню... Я просто чувствовал, что везу Ленина, что он рядом со мной. Помню только, что кепку он на коленях держал и на люден смотрел внимательно, сильно вперед, к самому щитку так и подавался. И помню, что у особняка он за руку со мной попрощался и сказал весело: «Спасибо, товарищ!»

А на легковой машине Крупская ехала и еще кто-то из политэмигрантов. В эту же ночь я слышал, как Ильич с балкона особняка выступал. А потом еще несколько раз его видел и слышал. И сейчас вот, когда, знаете пи, не спится по ночам от старых ран, все думаю: какой это человечище — Ленин! И как дело его, разгораясь, по земле полыхает...

Ю. ГРИБОВ, наш корреспондент, Ленинград — Ташкент.

РЕВОЛЮЦИЕЙ МОБИЛИ3ОВАННЫЙ...

Броневая автомашина английской фирмы «Остин» была доставлена в Петроград из Великобритании в 1915 году и приписана к запасной автороте Главного инженерного управления.

На Путиловском заводе броневик доукомплектовали: покрыли броней, установили две стальные башки и опорные площадки для двух пулеметов системы «максим». После размещения пулеметов все было готово, чтобы передать машину армии. Однако приемная комиссия забраковала броневик. Его решили использовать для подготовки водителей, установили второе рулевое управление и передали в запасную автороту, размещавшуюся в Михайлов-снам манеже.

Общая длина корпуса броневика — 4887 мм, высота — 2587 мм, ширина — 1808 мм, расстояние между осями — 3489 мм. Капот: длина — 1400 мм, высота — 620 мм, ширина — 600 мм. Передних смотровых окон — два, задних — одно и еще одно — с правой стороны.

Боковые щитки пулеметов системы «максим» подвижные, на петлях. Рессоры полуэллиптические: передние состоят из 12 листов, задние — из 13.

Буфера резиновые. Размеры шин — 895X135 мм. Четырехходовая коробка скоростей обеспечивала три передние скорости и одну заднюю. Передача — карданная. Сцепление — конусное. Мощность двигателя — 50-60 л. с.

УЗЛЫ И ДЕТАЛИ МОДЕЛИ

Чертежи модели броневика, построенной в Киевском городском дворце пионеров и школьников, даны в масштабе 1:3, а соотношение модели к настоящей машине составляет примерно 1:36. Поэтому юные техники, решившие создать модель легендарного броневика, могут принять самостоятельное решение о размерах будущей модели.

А теперь несколько практических советов о материалах для изготовления отдельных узлов и деталей миниатюрной машины.

КУЗОВ состоит из передней и средней частей и башни. Все они жестяные, спаянные между собой. Башня изготовлена на круглой деревянной болванке диаметром 68 мм. Корпус настоящего броневика был клепаный. Чтобы имитировать заклепки, надо использовать булавки с круглой головкой.

ДВИГАТЕЛЬ — электромотор ДП-4. Он соединен с редуктором, ведомая шестерня которого сидит на задней оси. Передаточное отношение редуктора 1:30 (шестерни — от будильника или механической игрушки).

ЗАДНЯЯ И ПЕРЕДНЯЯ ОСИ, КОЛЕСА. Задняя ось сделана из проволоки диаметром 5 мм. На концах ее нарезана резьба и навинчены дюралюминиевые диски колес с выпиленными надфилем спицами. На диски надеты резиновые шины. После сборки задний мост крепится к рессорам — пружинам от будильника, на концы которых напаяны жестяные ушки для крепления к кузову.

Передний мост тоже дюралюминиевый, фрезерованный. Тяга рулевой трапеции согнута из 3-миллиметровой проволоки. Есть у модели и поворотные цапфы со вставленными в них стальными полуосями.

ПУЛЕМЕТЫ — латунные, припаянные к башне. Для имитации выстрелов в них вставлены электрические лампочки. Чтоб мог работать прерыватель, на заднюю ось надета бронзовая шестерня.

ФАРЫ броневика надо выточить из латуни, вставить лампочки и припаять к кузову. Стекла фар вырезаны из оргстекла и вклеены после покраски модели. Для задних фар надо взять красный целлулоид или же крашеное оргстекло.

Источник тока — две батарейки КБС, соединенные последовательно. Коробочка с батарейками вставляется в кузов снизу и крепится винтами.

Модель готова. Теперь ее надо покрасить и после этого вставить стекла фар и надеть шины.

В. ПОПОВ, г. Киев





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1967, №4
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100