Архив журнала Моделист-Конструктор
|
Легкий плавающий танк Т-37. Многокилометровый пробег в полной мере подтвердил высокую надежность и высокие ходовые качества амфибии при движении как по суше, так и по воде и существенно ускорил дальнейшее совершенствование машин этого типа. Дальнейшим развитием советских плавающих танков стали Т-38 и Т-38М-2. Все они имели противопульное бронирование, легкое пулеметное вооружение, карбюраторные двигатели и экипажи из двух человек. Амфибии развивали достаточную по тому времени скорость хода: по суше около 45 км/ч и по воде до 6 км/ч. К числу их достоинств, значительно упрощавших производство, следует отнести то, что все они создавались на базе автомобильных агрегатов. Малый вес и небольшие габариты позволяли использовать эти машины для воздушно-десантных операций. При этом Т-37 и Т-38 подвешивались под фюзеляжи тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Такое десантирование было с успехом продемонстрировано на учениях Киевского военного округа в 1935 году .И все же эти амфибии нельзя назвать удачными, поскольку возможности их боевого применения оставались весьма ограниченными. Причина — недостаточное бронирование (всего 9 мм) и легкое вооружение. Переправившись первыми на плацдарм, они не могли отбить контратаку пушечных танков, поразить противотанковые огневые средства противника и закрепить успех своей пехоты.Именно поэтому в последующих разработках внимание уделили усилению бронирования и вооружения. Совместить вполне удовлетворительные параметры плавучести, бронирования и вооружения, жестко связанные между собой, первым в значительной степени сумел конструктор Н. А. Астров. Толщина брони корпуса и башни его нового танка Т-40 составляла 14 мм, для борьбы с легкими бронированными целями на нем был установлен крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДШК, а для уничтожения живой силы противника — 7,62-мм пулемет ДТ. Хотя масса танка и возросла до 5,6 т, плавучесть при этом осталась хорошей. Двигатель автомобиля ЗИС-5 мощностью 85 л. с. обеспечивал танку скорость до 44 км/ч по шоссе и 5—б км/ч по воде. В ходовой части применили катки с резиновыми бандажами и торсионную подвеску, создававшие плавность и бесшумность хода. Некоторую часть танков оборудовали катками со спицами без резиновых бандажей. Хорошее сцепление с грунтом достигалось применением мелкозвенчатой гусеницы. |
Легкий плавающий танк T-40Удобная компоновка обеспечивала открытый обзор механику-водителю вперед и частично в стороны, а удачно выбранный центр тяжести делал танк остойчивым на плаву. Хотя машина предназначалась для разведки, в 1941 году ее поставили в строй танковых бригад, где в сочетании со средними танками они принесли немалую пользу в начальном периоде Великой Отечественной войны. Следует сказать, что к концу 30-х годов гусеничных бронированных плавающих машин не было ни у наших противников, ни у союзников, хотя они разрабатывались в США конструктором Кристи, в Италии — фирмой “Павези”, а фашистская Германия пробовала на базе захваченных в оккупированной Чехословакии танков производить плавающие F-IV-H и F-IV-M. Только в ходе войны стали поступать на вооружение армии США плавающие машины семейства LVT, в Англии — небольшое количество танков DD, а в Японии — амфибия “камися”, которая могла преодолевать водные преграды только после монтажа специальных поплавков, выполненных по конфигурации корпуса.После войны значительно возросли требования к бронированной гусеничной технике как по преодолению водных преград, так и по другим их качествам: защищенности от огня противника и огневой эффективности. Калибр танковых пушек с 37—76 мм возрос до 85—122 мм, толщина брони корпуса увеличилась в несколько раз. Вполне естественным было требование к плавающим машинам поражать скрытые огневые средства противника, а при необходимости — отбивать атаки танков. Кроме того, они должны уметь вести огонь на плаву, еще до подхода к вражескому берегу. Учитывая все это, необходимо было разработать плавающий танк с хорошей защищенностью (при оптимальной массе), плавучестью и остойчивостью на воде, в том числе и в морских районах, оснащенный к тому же эффективным вооружением. Решая эти вопросы, требовалось выбрать оптимальный тип движителя на плаву, стойкого к подводным береговым препятствиям и способного обеспечить движение и на глубокой воде, и на мелководье, и на отмелях, и на илистом грунте. Вскоре после окончания войны на вооружение Советской Армии поступил плавающий танк ПТ-76. По сравнению со своими предшественниками Т-38 и Т-40, а также американским плавающим танком LVT (А) это была качественно новая боевая машина, способная вести разведывательные действия, бороться с бронированной техникой противника, преодолевать морские и озерно-речные препятствия, высаживаться с десантных средств в воду и непосредственно на берег, с ходу вступая в бой. |
Конструкторы применили на этом танке принципиально иной движитель для перемещения на воде — водометный, создающий тягу при выбрасывании воды через выходные камеры с большой скоростью. При входе в воду и выходе на берег могут работать одновременно гусеничный и водометный движители, облегчая движение по мелководью, когда гусеницы еще касаются дна. При перемещении по суше водометы отключены. Использование реактивного принципа движения позволило отказаться и от водяного руля корабельного типа. На плаву танк управляется изменением направления водяной струи — за счет поворота заслонок. Агрегаты танка, механизмы, боекомплект расположены -так, чтобы центр тяжести был как можно ниже: это необходимо для повышения остойчивости. Выведенный из равновесия морской волной или близким разрывом снаряда, танк быстро восстанавливает устойчивое положение. Герметически закрытый корпус и уплотнение погона башни позволяют амфибии входить в воду с большим дифферентом, креном, плавать при сильном волнении, а навигационная аппаратура дает возможность совершать значительные переходы морем. Вооружение ПТ-76 значительно превосходит предыдущие образцы плавающей техники. Он вооружен мощным 76-мм орудием Д-56ТМ и спаренным с ним пулеметом калибра 7,62 мм. Боекомплект орудия состоит из 40 унитарных выстрелов, а к пулемету прилагается 1 тыс. патронов в лентах. Вооружение дополнено одним автоматом АКМ, 15 гранатами Ф-1 и 20 патронами для сигнального пистолета. Огонь из орудия можно вести и на плаву, несмотря на то, что погон башни на это время затянут уплотнением. С пульта управления командир, являющийся одновременно наводчиком, подает механику-водителю команду изменить угол движения танка по отношению к цели. В вертикальной плоскости пушка наводится обычным порядком. Силовая установка амфибии — дизельный двигатель В-6 мощностью 240 л. с. — обеспечивает движение с максимальной скоростью 45 км/ч на суше и 10,2 км/ч на воде. Двигатели В-2 средних танков предыдущих выпусков были двухблочными, а В-6 при аналогичном картере имел один блок с шестью такими же, как у В-2, цилиндрами. Силовая передача состоит из традиционной пятиступенчатой коробки передач, применявшейся ранее на танке Т-34, бортовых фрикционов и двух внутренних редукторов, передающих усилие на водометы, что позволяет использовать их как совместно с гусеницами, так и отдельно. Выхлопное устройство двигателя защищено от попадания воды в цилиндры при остановившемся двигателе. Предусмотрена и система откачки воды, проникшей внутрь корпуса. Термическая дымовая аппаратура (ТДА) используется для постановки дымовых завес длиной от 300—400 м. У командира и механика-водителя есть приборы ночного видения. В дневное время экипаж ведет наблюдение через перископические приборы. На случай возникновения пожара при боевых повреждениях в танке установлено противопожарное оборудование. При появлении дыма и пламени в моторно-трансмиссионном отделении сигнал от датчиков приводит в действие механизм управления баллонами с углекислотой. Возможно и ручное управление системой.Танку не страшны бездорожье, заболоченные участки и снег. При весе 14 т удельное давление равно всего 0,5 кг/см2. Даже у прославленной тридцатьчетверки оно было в полтора раза больше. Вторая модификация танка — ПТ-76Б — отличается установкой стабилизированной в двух плоскостях наведения пушки Д-56ТС, позволяющей вести огонь с ходу. Условия для членов экипажа в танке улучшены применением на стволе пушки эжектора, отсасывающего пороховые газы из ствола орудия после выстрела. Режим работы откатно-накатных устройств улучшен введением дульного тормоза с эффективным торможением. ПТ-76 с изображением военно-морского флага на броне башни можно увидеть на всех флотах нашей страны. Ни одно учение морской пехоты не обходится без этих легких машин, уверенно переваливающих с одной волны на другую. Одна за другой выходят они с аппарелей десантных кораблей в воду и в первой волне морского десанта идут к берегу, ведя огонь из пушек и пулеметов. Уступая основным боевым танкам в бронировании и вооружении, они опережают их в подвижности при форсировании водных преград, открывают дорогу высаживаемым на берег средним и тяжелым танкам, ведут за собой морскую пехоту, уничтожая артиллерийским огнем и гусеницами огневые точки противника, разрушая инженерные заграждения, захватывая выгодные рубежи обороны и исходные позиции для наступления. |
Плавающий танк ПТ-76.
Водометный движитель танка ПТ-76: 1 — выходная камера, 2 — водопроточная труба, 3 — механизм привода, 4 — корпус насоса, 5 — приемный патрубок, 6 — защитная решетка, 7 — корпус танка, 8 — водяной насос, 9 — направляющий аппарат, 10 — патрубки заднего хода, 11 — сопло. |
Траки: с гребнем (вверху) и без гребня. СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ Аккуратное воспроизведение наружных деталей корпуса и башни значительно повышает сходство с оригиналом. В передней части танка на броне установлены две фары, прикрытые решетками. Люк механика-водителя оборудован тремя смотровыми приборами. Буксирные крюки располагаются на нижнем наклонном броневом листе. В кормовой части корпуса у левого борта — решетки воздухозаборника и диффузора эжектора. Первая окрашивается тем же цветом, что и корпус, вторая — черная. На башне сверху — фара черного цвета, на корпусе — защитного. Пушка может быть снаряжена дульным тормозом. Опорные катки имеют черные резиновые бандажи. Максимальное число траков в гусенице — 96. Траки. в гусеничной ленте двух типов — с гребнями и без них. Надгусеничные полки спереди и сзади с резиновыми брызговиками. На башне танка белой краской наносится трехзначный бортовой номер и. условный знак части ила соединения. На танках, принадлежащих частям морской пехоты, на башне изображается военно-морской флаг.
Чертежи для печати
|