БРОНЯ ДЛЯ ПЕХОТЫ

Как ни парадоксально, на протяжении целых пяти столетий после изобретения огнестрельного оружия ни пехота, ни кавалерия - основные боевые соединения любой армии тех времен - так и не получили никакой защиты от пуль. Даже гладкоствольные кремневые мушкеты легко пробивали панцири, кольчуги и кирасы. Лишь умело выбранная диспозиция да сноровка спасали воинство в роскошных, но, увы, пригодных лишь для парада камзолах и шлемах с плюмажем от града маленьких смертоносных свинцовых ос. Особенно катастрофическим стало положение с появлением пулеметов. Пехотинца надо было срочно защищать. Но как?.

Проекты передвижных крепостей, укрываясь в которых атакующие могли бы подобраться к неприятельским редутам, создавались еще на заре эпохи Возрождения. Но они не нашли широкого применения, так как не существовало транспортных средств, способных перевезти эти крепости, и не было специальной тонколистовой броневой стали. Ее научились делать лишь в начале нашего века. Сочетание пуленепробиваемого листа и двигателя внутреннего сгорания, установленного на шасси автомобиля, и позволило военным конструкторам сделать первый шаг на пути создания надежной защиты пехотинцев.

У нас в стране такие машины, названные бронеавтомобилями, появились в первые десятилетия XX века. Это была первая реально действующая БРОНЯ ДЛЯ ПЕХОТЫ, которая всего через несколько десятилетий переросла в армады практически неуязвимых для стрелкового оружия, маневренных и отлично вооруженных танков и бронетранспортеров. Лучшие в мире танки, БТР, как это признано военными специалистами всего мира, стояли и стоят сегодня на вооружении Советской Армии.

Наш рассказ о том, как зарождался новый род войск в России, мы начнем с 1897 года. Именно тогда артиллерийский комитет рассмотрел предложение изобретателя Двиницкого. Конструктор доказывал возможность устанавливать на автомобилях малокалиберные скорострельные орудия. Принципиальная новизна идеи Двиницкого, подтвержденная успешными испытаниями, не была понята, и комиссии не решились рекомендовать новую боевую машину к опытной постройке.

В 1900 году в том же артиллерийском комитете рассматривалось предложение Луцкого о постройке для русского военного ведомства боевых автомобилей, вооруженных пулеметами. Однако комитет отклонил и это предложение, мотивируя свой отказ тем, что «у нас не получил пока еще благоприятного решения и общий вопрос о применении автомобилей к военным целям».

Неизвестно, сколько еще горе-генералы мариновали бы проекты применения автотранспорта непосредственно в военных целях, если бы не русско-японская война. Вскоре после начала боевых действий, в 1904 году, подъесаул Сибирского казачьего корпуса маньчжурской армии Накашидзе в короткий срок разработал проект бронеавтомобиля. Чертежи и расчеты были переданы... во Францию - фирме «Шаррон Жирардо эт Уайт». Журнал «Нива» в № 24 за 1906 год писал, что в 1905 году бронеавтомобиль (рис. 1), выполненный «по мысли и проекту Накашидзе», был доставлен в Россию. Как оказалось, конструктор намного предвосхитил мысль других авторов броневых машин. Он впервые поместил пулемет во вращающейся башне. Второй пулемет в качестве запасного перевозился в кузове машины. Вместо принятых в те годы колес со спицами Накашидзе впервые применил обрезиненные стальные диски. Корпус со всех сторон был обшит броневыми плитами толщиной 4,5 мм. При боевом весе около 3 т новая машина могла развивать максимальную скорость до 50 км/ч.

В 1906 году были проведены испытания автомобиля в движении по шоссейным и проселочным дорогам и пашне по маршруту Петербург - Ораниенбаум - Венки, а также опытные стрельбы. Результаты последних оказались весьма обнадеживающими.



Рис. 1. Бронеавтомобиль М. А. Накашидзе.

В том же году бронеавтомобиль демонстрировался на традиционных Красносельских маневрах. Комиссия, назначенная для оценки возможностей боевой машины, нашла, что она вполне пригодна для разведки в тылу и на флангах противника, для связи в зоне огня, для рассеивания атакующей кавалерии, преследования, быстрой переброски сил на угрожаемые направления, не прикрытые войсками. Иными словами, пехота получила возможность совершать быстрый маневр оружием по фронту. Комиссия также нашла, что бронеавтомобили «имеют широкую будущность как вспомогательное средство на поле боя». Генеральный штаб рекомендовал усовершенствовать бронеавтомобиль на Ижорском заводе, но военное министерство и тут проявило консерватизм.

В результате, несмотря на положительные отзывы специалистов и проведение целого ряда испытаний других конструкций, до начала первой мировой войны бронеавтомобили в России не производились.

К реализации накопившегося опыта заставила перейти война. Первую автобронероту направили на Северо-Западный фронт уже 19 октября 1914 года. Она была укомплектована бронеавтомобилями Русско-Балтийского завода (рис. 2), а их бронирование выполнили на Ижорском заводе. Поспешность, в которой пришлось создавать новые машины, не позволила в полной мере учесть имеющиеся разработки. Так, пришлось отказаться от установки вращающейся башни. Шасси автомобилей коммерческого типа в срочном порядке обшивались броневыми листами; недостаток маневра огнем возмещали три пулемета «максим», расположенные в переднем и бортовых броневых листах. Боевое крещение машины получили в Восточной Пруссии и Польше, на Лодзинском направлении. «Бронированные автомобили снискали себе полное доверие в войсках, нашедших в этих машинах огромную мощную поддержку, особенно при наступлении... - говорилось в донесении, штаба 2-й армии Северо-Западного фронта от 3 января 1915 года. - В бою под Лодзью исключительно пулеметным огнем бронеавтомобилей была совершенно расстроена колонна противника, наступавшая вдоль шоссе».



Рис. 2. Бронеавтомобиль Русско-Балтийского завода.

Успехи применения броневиков, как стали их называть, послужили толчком для создания новых конструкций. Осенью 1914 года Путиловский завод в Петербурге выпускает пушечный бронеавтомобиль (рис. 3). Он имел следующие данные; вес 8,6 т, одна 76-мм короткоствольная пушка во вращающейся рубке, три пулемета «максим», скорость до 20 км/ч. Для его постройки завод использовал доставлявшиеся из США шасси грузового автомобиля фирмы «Гарфорд» с маломощным двигателем. В варианте грузового автомобиля он позволял развивать максимальную скорость до 35 км/ч. При установке брони толщиной 7-13 мм и вооружения вес значительно увеличивался, чем и объяснялось снижение скорости. Орудие располагалось в задней части корпуса и вело огонь лишь в сфере около 260°. При стрельбе водитель, как правило, должен был устанавливать машину боком или кормой вперед. Ограниченной была и зона огня двух передних пулеметов. Бронеавтомобиль представлял собой махину более 2,5 м высотой и около 6 м длиной. Боекомплект состоял из 60 снарядов к орудию и более 9000 патронов к пулеметам. Наличие многочисленного вооружения потребовало увеличения экипажа до 8 человек. Малая скорость и большие габариты не позволяли использовать бронеавтомобиль в разведке. Он применялся как «противоштурмовое орудие», то есть как подвижная огневая орудийно-пулеметноя точка, быстро перебрасываемая на необходимые участки для отражения штурма.



Рис. 3. Пушечный бронеавтомобиль «Путилов-Гарфорд».

В конструировании боевых машин много творческой смекалки проявил известный изобретатель штабс-капитан Мгебров. На машине (рис. 4), выпущенной в 1915 году, он впервые применил наклонное расположение броневых листов - этим достигалась эффективная защита. Для предохранения экипажа от пуль и свинцовых брызг Мгебров провел ряд опытов по созданию пуленепробиваемых стекол.

Применение бронеавтомобилей выявило и их недостатки: в частности, плохую проходимость по снежной целине и грязи, беспомощность перед проволочными заграждениями и рвами. В разгар войны производство отечественных броневиков по разным причинам было приостановлено; в дальнейшем бронировались серийные автомобили самых различных марок и конструкций, в том числе машины фирмы «Остин». На ряде таких машин устанавливалось двойное управление. В задней части боевого отделения находился дубликат управления, позволявший одному из членов экипажа быстро выводить машину из критических ситуаций задним ходом. Этот же бронеавтомобиль был в 1916 году оборудован гусеничной лентой и уширенными передними колесами (рис. 5).



Рис. 4. Бронеавтомобиль Мгеброва»



Рис. 5. Полугусеничный бронеавтомобиль «Остин-Путиловец».

Во время испытаний в августе 1916 года в окрестностях Петрограда полугусеничный бронеавтомобиль, получивший название «Остин-Путиловец», развил скорость 40 км/ч, передвигаясь по целине.

Вооружение, состоявшее из двух пулеметов «максим», размещалось в двух башнях. Экипаж предохраняла от поражения 7-мм броня, которая не пробивалась обычной винтовочной пулей с расстояния 50 шагов. В октябре того же года для бронеавтомобиля была разработана оригинальная башня, позволявшая вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Башни этого типа уже после Великой Октябрьской социалистической революции были установлены на 30 из 60 заказанных заводу броневиков. Некоторые из этих машин успешно использовались при обороне Петрограда осенью 1919 года.

В декабре 1915 года офицер 7-го автоброневого дивизиона Юго-Западного фронта штабс-капитан Поплавко предложил проект бронемашины, способной преодолевать проволочные заграждения. Это был массивный автомобиль с двумя ведущими мостами. Благодаря особой форме передней чисти корпуса он мог на ходу рвать проволоку и выворачивать колья.

После испытаний из 30 бронеавтомобилей конструкции Поплавко сформировали особый автоброневой дивизион, и в октябре 1916 года его отправили на Юго-Западный фронт, Таким образом, бронеавтомобиль приобрел черты своеобразного колесного танка, способного вести за собой в атаку пехоту.

Русские изобретатели решали и многие другие технические задачи, зачастую опережая европейских конструкторов. Так, братья Бежановы изготовили и успешно испытали колеса в внутренней амортизацией. Полковник Чемерзин впервые применил на бронеавтомобилях перископический смотровой прибор. Инженер Ребиков предложил двухъярусное расположение башен (в дальнейшем такая компоновка была использована на раннем этапе танкостроения). В августе 1916 года одна из петроградских фирм разработана электро-гироскопический стабилизатор для пушечного вооружения бронеавтомобиля. Это была первая попытка повысить меткость стрельбы из орудий с ходу. В том же году изобретатель Чайковский создал проект плавающего бронеавтомобиля, а Кузьмин - оригинальный проект броневика с шестью ведущими колесами.

Все эти проекты, как правило, не находили поддержки у царской военной администрации.

В то же время поставлявшиеся в Россию иностранными фирмами бронеавтомобили были весьма низкого качества. Прибывшие в конце весны 1916 года 25 машин «Шеффильд-Симплекс», 36 бронеавтомобилей «Армстронг Уитворт-ФИАТ» и 30 броневиков фирмы «Джаррот» оказались попросту непригодными для боевого использования.

К тому же английские и американские фирмы постоянно срывали поставки. В результате даже столь небольшой план, как 200 машин в год, оказался невыполненным. И после Великой Октябрьской социалистической революции молодой Красной Армии пришлось использовать разнотипный парк боевых машин, выпускать «импровизированные» конструкции. Так, в 1917 году на Путиловском заводе был создан полугусеничный бронеавтомобиль «Красный Петроград» с использованием узлов и агрегатов «Остин-Путиловцев» (рис. 6). Нередко на грузовые автомобили устанавливали даже кирпичные стенки и мешки С песком, а вооружали их обычными пулеметами «максим» на колесном лафете.

Формированию броневых частей Советское правительство придавало очень большое значение. Об этом говорит хотя бы такой на первый взгляд частный факт: испытывая немалые трудности со снабжением обмундированием, военное ведомство одело бойцов броневых частей в специальную форму. Полковник Селявкин, бывший командир бронемашины 8-го бронедивизиона Красной Армии, вспоминает: «Уже в 1919 году наши бойцы выглядели по-иному. Кожаные куртки, кожаные брюки, воротники с красной окантовкой, хромовые сапоги! фуражки же были с черными бархатными околышами, с эмблемой и пятиконечной звездой над козырьком».



Рис. 6. Бронеавтомобиль «Красный Петроград».

Сражались бойцы бронедивизионов исключительно мужественно. Вот выписка из наградного листа на водителей бронемашины 53-го автобронеотряда Дмитрия Блохина, Степана Кормилицына и командира Семена Рябова:

«29 августа 1920 года на участке станции Каган означенной командой была проведена полевая атака, где наши пехотные части ввиду ровного места не могли приблизиться к противнику. Команда, заехав во фланг неприятеля, способствовала нашей пехоте занять окопы противника... Лихим наскоком на баррикады противника команда выдержала бой в течение получаса... 30 августа, прикрывая пятидюймовое орудие, установленное для разгрома крепости Бухара, в одной четверти версты, бронемашина стояла до тех пор, пока снарядом Гочкиса не была пробита стенка башни и ранен начальник бронемашины и пулеметчик». Весь экипаж наградили орденами боевого Красного Знамени.

К 1 октября 1920 года в Красной Армии был создай уже 51 броневой автомобильный отряд, материальная часть которых, кроме машин отечественных марок, состояла из бронеавтомобилей фирм «Ланчестер», «Остин», «Джефери», «Витфорт», «Гарфорд» и ФИАТ. Производство новых броневых машин началось только после создания первых советских автомобилей.

Советы моделисту

Как и все бронеавтомобили первых выпусков, «Путилов-Гарфорд» был создан на базе грузового автомобиля, мало предназначенного для установки брони и вооружения. Именно поэтому многие узлы и агрегаты силовой передачи при установке броневых листов оказывались незащищенными. Впоследствии приходилось устанавливать дополнительные броневые щиты для укрытия переднего и заднего мостов, цепных передач и других устройств. Боевое отделение делилось на две части: пулеметную, совмещенную с отделением управления, и пушечную, расположенную во вращающейся рубке. В последнюю проникали через верхний двустворчатый люк. Кроме того, она имела сообщение с пулеметным отделением в нижней части корпуса, откуда подавались снаряды и патроны к пулемету «максим».

Ствол облегченного 76-мм орудия с откатно-накатными цилиндрами снаружи был бронирован специальным кожухом. Орудие и пулемет наводились самостоятельно. Пулеметы передней части корпуса устанавливались о двух боковых спонсонах, каждый с углом обстрела 70°. Орудие имело сферу обстрела 260°. В передней части корпуса находилось отделение управления. Слева и справа имелись броневые дверцы с обзорными лючками, закрываемыми броневыми заслонками. Водитель и командир вели наблюдение вперед через прикрываемые на разный угол смотровые щели. Кроме того, еще один люк в верхней части (крыша) служил для наблюдения за дорогой вне боя. Корпус клепаный, с лобовой броней 13 мм и бортовой до 7 мм. Крыша и днище имели броню 4 - 5 мм. Колеса артиллерийского типа со спицами и литыми шинами-бандажами. Подвеска рессорная, с броневой защитой узла крепления задней рессоры. Цепные передачи защищены броневыми кожухами. Часть бронеавтомобилей имела по две фары впереди.

А. БЕСКУРНИКОВ, инженер



Бронеавтомобиль «Путилов-Гарфорд»: 1 - бронедверца отделения управления, 2 - заслонка люка обзора водителя и командира машины, 3 - спонсон пулемета, 4 - пушечная рубка, 5 - кольцо демонтажа рубки, 6 - броневой кожух орудия, 7 - бронезащита рессоры, 8 - кожух цепи силовой передачи, 9 - крышка верхнего люка корпуса, 10 - крышка верхнего люка рубки, 11 - заслонки люков наблюдения, 12 - бронедверца для доступа к радиатору, 13 - броневые щиты переднего и заднего мостов.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1980, №2
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100