Архив журнала Моделист-Конструктор
САМОХОДНАЯ ГАУБИЦА СУ-152 2С3 "Акация"Когда советские танки Т-34 и КВ в больших количествах стали поступать на фронт, гитлеровские вояки, наконец, осознали, что их так называемые «магистральные» танки Т-III и Т-IV (последний имел 30-мм бронирование и 75-мм короткоствольную пушку) не идут с ними ни в какое сравнение.
Германская танковая промышленность в срочном порядке выпустила ряд танков и самоходных орудий с усиленной броней и мощным вооружением. Накануне Курской битвы, напутствуя свои войска, Гитлер заявил: «До сих пор достигнуть того или иного успеха русским помогали танки. Мои солдаты! Наконец вы имеете теперь лучшие танки, чем они».
Финал грандиозной танковой битвы под Курском известен: полторы тысячи бронированных машин и 70 тысяч солдат потерял вермахт в этом сражении. И громадная заслуга в разгроме фашистской танковой армады принадлежит самоходным артиллерийским установкам САУ-152, впервые примененным в этих боях. Их дебют оказался для гитлеровцев поистине ошеломляющим: пятидесятикилограммовые снаряды самоходок буквально проламывали броню тяжелых танков, срывали с них орудийные башни...
Хваленые «пантеры», «тигры» и «Фердинанды» оказались бессильными против крепкой брони и могучего артиллерийского удара САУ-152.
Тяжелые самоходные орудия и ныне состоят на вооружении Советской Армии. В нашем журнале уже рассказывалось о современных мобильных артиллерийских системах (см. № 9 за 1984 год и N° 2 за 1986 год). Сегодня мы знакомим читателей с одной из самых мощных самоходок СУ-152. Созвучие в обозначениях современной гаубицы на гусеничном ходу и 152-мм самоходного орудия времен Великой Отечественной войны не случайно в боевой технике наших дней сфокусировались многие достижения советской военной науки и военно-инженерного мастерства, основы которых закладывались в суровые годы войны.
* * *
Первое знакомство со 152-мм самоходной гаубицей у непосвященного человека чаще всего вызывает недоумение: почему это боевую машину, почти неотличимую от танка, называют самоходной гаубицей?
В самом деле, их основные признаки фактически совпадают: броневой корпус характерной формы с башней, орудие, гусеничный ход. И все-таки гаубица самоходка, типичная артиллерийская система, на которую возлагается выполнение огневых задач, присущих исключительно классической артиллерии.
Специалисты дают ей такое определение: 152-мм самоходная гаубица боевая гусеничная машина, имеющая мощное вооружение, броневую защиту, высокую маневренность и приспособленная для ведения боевых действий в условиях применения оружия массового поражения.
Основная задача, которую она должна решать в бою, уничтожение и подавление средств ядерного нападения. Разумеется, помимо этого, гаубица может успешно применяться и для поражения артиллерии, минометов, других огневых средств и живой силы противника как на позициях, так и в местах сосредоточения, она способна подавлять его тылы и органы управления.
Но и это еще не все. Напомним, гаубица такое артиллерийское орудие, которое может вести навесную стрельбу. Траектория снаряда в этом случае довольно крутая, снаряд, образно говоря, «навешивается» на цель, бьет ее сверху. Такой метод стрельбы обеспечивает наилучшие условия для разрушения полевых и долговременных оборонительных сооружений. СУ-152 ведет огонь по целям с большой точностью и в короткое время наносит им значительный ущерб.
В решении этих боевых задач большую роль играет мощность вооружения. Установленная в башне гаубица (раньше орудия такого калибра 152 мм называли шестидюймовками) способна поражать цели на дальности до 17,3 км. Причем в район цели доставляется снаряд массой без малого полцентнера 43,56 кг. Огонь обычно ведется с закрытой огневой позиции. Конструкция орудия позволяет стволу перемещаться в башне по вертикали от угла снижения в 4° до максимального угла возвышения, равного +60°. Сама же башня вместе со стволом орудия вращается в горизонтальной плоскости вкруговую.
Последнее обстоятельство имеет чрезвычайно важное значение, например, в случае, когда на самоходную гаубицу движется танк противника. Это настолько опасно, что необходимо открывать огонь немедленно. Ведь на самоходную гаубицу возлагается задача борьбы с танками и другими важными бронецелями. Надо лишь уточнить: откуда движется танк противника прямо, сбоку или сзади? Самая критическая ситуация, когда атакуют сзади. К примеру, расчету обыкновенной буксируемой гаубицы по команде «Танки сзади» приходилось срочно выкатывать (и только на руках!) орудие из окопа и разворачивать его на 180°.
Ну а наводчик экипажа самоходной гаубицы, получив столь тревожную команду, включает электромеханический привод и через 18 с башня с гаубицей будет развернута в противоположном направлении скорость наведения орудия в горизонтальной плоскости составляет не менее 10° в секунду. Сама же боевая машина останется на месте.
Огонь по танкам с открытой огневой позиции ведется прямой наводкой. Отличительная особенность самоходки в том, что она способна бороться с танками противника на значительных расстояниях: наибольшая дальность стрельбы с помощью прицела прямой наводки составляет 4 км!
Представим себе небольшой эпизод боевой учебы артиллеристов. Самоходные гаубицы движутся на марше а походном порядке и в этот момент поступает команда занять огневую позицию.
На ее подготовку не потребуется много времени. Тем более, что окопы рыть не надо: экипаж и все оборудование надежно укрыты броневой защитой.
Но вот звучит команда «к бою!». Сноровисто, умело и быстро действует экипаж. Проходят считанные минуты и грозная боевая машина уже готова обрушить тяжелые снаряды на указанную цель.
Здесь уместно привести такую важную характеристику, как скорострельность СУ-152. На нее влияет множество факторов технических, весовых, габаритных... Конструкторы применили для орудия раздельно-гильзовое заряжание. Дело в том, что артиллерийский выстрел в виде унитарного патрона был бы весьма «увесистым». Напомним, масса осколочно-фугасного снаряда более 43 кг, а полного переменного заряда с гильзой еще 16 кг. Итого: круглым счетом 60 кг! И хотя заряжать орудие унитарным патроном можно в один прием, справиться с такой работой по силам разве что штангисту... На СУ-152 только одну операцию заряжающий выполняет вручную когда переносит снаряд и гильзы с лотка боеукладки на лоток гаубицы. Остальные же механизированы на помощь приходит досылатель укладки.
В соответствии с этими особенностями и определена техническая скорострельность 152-мм самоходной гаубицы.
Артиллерийская команда завершается, как обычно, энергичным приказом «огонь!». По этому сигналу орудие наводят, заряжают и производят выстрел.
Командир самоходной гаубицы диктует наводчику данные угломера и прицела. Тот выполняет горизонтальную и вертикальную наводку орудия.
В это время заряжающий, нажав на рукоятку затвора, открывает его. Повернувшись, вынимает из боеукладки снаряд, устанавливает взрыватель и с помощью досылателя вводит в канал ствола. Затем, снова повернувшись, берет гильзу, устанавливает заряд, вставляет гильзу в зарядную камору, закрывает затвор клин вертикального типа поднимается вверх и надежно запирает канал ствола.
По сигналу командира наводчик нажимает на спуск. От команды «огонь» до выстрела секундная стрелка должна отсчитать не более 20 делений таков неумолимый закон боевого норматива.
Итак, скорострельность самоходной гаубицы составляет три выстрела в минуту. Для столь мощного орудия это достаточно высокий показатель. Если батарея самоходных гаубиц в составе четырех боевых машин ведет беглый огонь по «точечной» цели, например, долговременному оборонительному сооружению, то в течение одной минуты на нее обрушится 12 гаубичных снарядов общей массой более полутонны!
Помимо орудия, на башне самоходки установлен пулемет ПКТ пулемет Калашникова, танковый. Его калибр 7,62 мм, наибольшая прицельная дальность стрельбы составляет 1500 м, питание ленточное, каждая лента снаряжается 250 патронами. Так что при необходимости боевая машина может «огрызнуться» свинцовым огнем.
Самоходная гаубица спроектирована весьма рационально и структурно разделена на три отделения: управления, силовое и боевое.
Отделение управления расположено в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель.
Силовое отделение также в носу корпуса и занимает его правую часть. Здесь находится двигатель со всеми обслуживающими механизмами и системами.
Боевое отделение в средней и кормовой частях корпуса, к нему относится также башня. Сиденье наводчика установлено слева от гаубицы, а заряжающего справа. Место командира самоходки сзади наводчика. Прямо над его сиденьем в крыше башни встроена командирская башенка с люком. Под руками у командира радиостанция, аппарат переговорного устройства, щиток командира и планшетка для записей.
Сама же гаубица состоит из следующих основных частей: ствола, затвора с полуавтоматикой, люльки с ограждением, противооткатных устройств, подъемного и уравновешивающего механизмов, досылателя и электрооборудования.
Много внимания уделили конструкторы СУ-152 разработке электромеханических приводов наведения. И в этом есть большой смысл: чем быстрее и точнее нацелишь орудие и произведешь прицельный выстрел, тем больше шансов опередить противника. Вот почему это сложное «хозяйство» способно безотказно работать в широком температурном диапазоне от 40° до +45° при относительной влажности воздуха до 98%. Все приводы сохраняют работоспособность и в горных условиях на высоте до 3 тыс. м над уровнем моря, а также выдерживают тряску, вибрации и запыленность воздуха, без чего немыслимы реальные условия эксплуатации.
Рассказ о конструкции самоходной гаубицы и ее вооружении будет неполным, если не упомянуть о приборах наблюдения и прицеливания. С их помощью артиллеристы, находясь внутри боевой машины, могут вести разведку местности, обнаруживать цели. Причем вести наблюдение и стрелять можно в любое время суток, днем и ночью.
Масса самоходной гаубицы составляет 27 т, но, несмотря на это, боевая машина обладает хорошей маневренностью, она весьма подвижна, поворотлива и имеет высокую проходимость.
По грунтовой дороге эта машина способна двигаться со скоростью 25-30 км/ч, а по шоссе до 40-45 км/ч. Максимальная скорость движения по шоссе может достигать 62 км/ч.
Запас хода или дальность действия и маневра на одной заправке топливом полтысячи километров. Характеристика весьма значительная. Если в ходе боевых действий самоходные гаубицы оторвутся на значительное расстояние от базы снабжения, большой запас хода будет иметь первостепенное значение.
Немаловажна и такая слагаемая маневренности, как поворотливость, которая позволяет СУ-152 быстро изменять направление движения. Эта способность имеет большое значение в современном бою, насыщенном разнообразными огневыми и ударными средствами, а также при движении в лесу, населенных пунктах. Гаубица может развернуться практически «на пятачке». Минимальный радиус поворота равен ширине колеи, что для гусеничной машины равнозначно расстоянию между серединами гусениц 2720 мм.
И еще одна характеристика маневренности проходимость, то есть способность орудия двигаться по бездорожью и преодолевать препятствия. На этот параметр влияют и мощность двигателя, и удельное давление гусениц на грунт, и клиренс.
Начнем с того, что длина опорной поверхности составляет 4622 мм и при массе 27 т СУ-152 оказывает такое же давление на грунт, как ступни взрослого человека около 0,6 кгс/см2. К тому же и клиренс машины весьма значительный 450 мм. Этого вполне достаточно для движения по бездорожью, в том числе по заболоченным участкам, сугробам, пням, по грунтовым дорогам с глубокими колеями.
Двигатель мощностью 520 л. с. легко несет боевую машину. Максимальный угол подъема составляет 30°. А при движении поперек склона гаубица может накреняться на угол до 25° от вертикали. СУ-152 не остановит не только траншея, но даже ров шириной до 3 м. «Возьмет» она и вертикальную стенку высотой до 0,7 м. Правда в отличие от более легкой СУ-122, плавать она не может водные преграды преодолевает вброд, если глубина не превышает 1 м.
Выше приводилось определение самоходной гаубицы, которое заканчивалось словами: «...Приспособленная для ведения боевых действий в условиях применения оружия массового поражения». Это значит, что она оснащена системой противоатомнрй защиты автоматического действия. В ней установлен чувствительный датчик. Как известно, возникающие при ядерном взрыве потоки гамма-излучения распространяются со скоростью света. При вспышке это излучение практически мгновенно достигает машины и фиксируется прибором, который тотчас вырабатывает команды, поступающие на ряд исполнительных механизмов. Мгновенно происходит автоматическая герметизация обитаемых отделений боевого и управления.
Экипаж надежно защищен также от радиоактивной пыли и химических отравляющих веществ. В обитаемых отделениях создается избыточное давление воздуха, к тому же он очищается с помощью фильтровентиляционных установок.
В бою всякое может случиться. Например, пожар. И тут придет в действие автоматика система противопожарного оборудования. В первую очередь защищаются от огня силовое и боевое отделения СУ-152, то есть ее двигатель и члены экипажа. Система противопожарного оборудования состоит из термодатчиков (четыре из них размещены в силовом отделении, а три в боевом), реле и распылителей, которые с помощью магистральной трубы подсоединены к баллонам с составом «3,5» (бромистый этил и углекислота).
Проследим за механизмом действия этой системы. Допустим, возник пожар в силовом отделении. Температура воздуха в замкнутом объеме быстро повышается при этом обязательно срабатывает один из термодатчиков. Электрический сигнал тут же подключит систему противопожарного оборудования. В одном из баллонов сработает пиропатрон, который пробьет мембрану, и огнегасящий состав поступит к штуцерам распылителей. В результате пламя сбивается и гаснет.
152-мм самоходная гаубица обладает высокими огневыми и эксплуатационными возможностями. Сочетание мощного вооружения с самоходным шасси делает эту бронированную машину современным и высокоэффективным средством вооруженной борьбы.
А. АЛЕШИН, В. СЕРГЕЕВ
|
Самоходная гаубица СУ-152: 1 дульный тормоз, 2 эжектор, 3 кронштейн крепления гаубицы по-походному, 4 152-мм гаубица, 5 корпус, 6 прицел, 7 башня, 8 пулемет ПКТ, 9 приборы наблюдения, 10 антенна радиостанции, 11 направляющее колесо (ленивец), 12 гусеница, 13 поддерживающий каток, 14 опорный каток, 15 ведущая звездочка, 16 крышки моторно-трансмиссионного отделения, 17 люк механика-водителя, 18 люк командира, 19 лючок для подачи боеприпасов с грунта, 20 люк заряжающего, 21 решетка выхлопного коллектора.
Чертежи для печати
|