Архив журнала Моделист-Конструктор
В ОДНОМ СТРОЮ С ПЕХОТОЙТонкая броня, не самое мощное вооружение, открытое сверху боевое отделение... Такова на первый взгляд эта самоходная артиллерийская установка. Но первое впечатление обманчиво: громадный вклад самоходок СУ-76М в разгром врага, вторых по массовости выпуска бронированных машин после легендарного Т-34, трудно переоценить. Почти через 25 лет после Победы Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский вспоминал: «...Особенно полюбились солдатам самоходные артиллерийские установки СУ-76. Эти легкие подвижные машины поспевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами поддержать, выручить пехоту, а пехотинцы, в свою очередь, готовы были грудью заслонить их от огня вражеских бронебойщиков и фаустников...»
В 1941 году на вооружении Красной Армии самоходной артиллерии еще не было. Появившиеся в 30-е годы образцы САУ были лишь опытными и в войска не поступали. Их роль в будущей войне, к сожалению, недооценивалась. Поэтому к производству самоходок приступать пришлось уже в ходе боев.
Первые, порой импровизированные попытки создания самоходных орудий самых необходимых средних калибров (57 76 мм) для огневого сопровождения пехоты и борьбы с танками противника были не совсем удачными. В конце июля 1941 года на войсковые испытания поступила самоходная 57-мм противотанковая пушка ЗИС-30, наскоро, «по месту» смонтированная на шасси легкого гусеничного тягача «Комсомолец». Из-за высокого расположения линии огня при короткой базе машины самоходка оказалась неустойчивой, стрельба из нее неточной, а подвижность из-за возросшей массы (4,5 т) стала низкой, хотя несколько десятков таких орудий (из выпущенной сотня) и участвовали в обороне Москвы. Не вышло хорошей САУ и из 76-мм полковой пушки и шасси устаревшего легкого танка T-26.
Попытку разработать полностью бронированную 76-мм самоходную установку предпринял по своей инициативе осенью 1941 года и Горьковский автозавод, где тогда осваивалось производство легкого танка Т-60 и велось проектирование более совершенного Т-70. Используя их ходовую часть и основные элементы трансмиссии, конструкторы создали артсамоход СУ-71 с двумя параллельно установленными автомобильными шестицилиндровыми двигателями ГАЗ-202, работающими на общий поперечный вал. Одновременно строилась унифицированная с СУ-71 зенитная установка СУ-72 с 37-мм автоматической пушкой в башне с круговым обстрелом. Однако и эти машины не были запущены в серию.
Весной 1942 года, когда произошел крутой перелом в увеличении производства танков, очень остро встала задача создания и массового выпуска самоходной артиллерии. Было очевидно, что только она могла при наступлении в изменившемся характере современного боя непрерывно сопровождать пехоту, конницу и танки, маневрировать на местности и быстро сближаться с противником, будучи неуязвимой от его пулеметного огня. Самоходные установки могли эффективно и без долгой подготовки уничтожать огневые точки противника и его танки прямой наводкой, а также с закрытых позиций. Обычная артиллерия, даже на механической тяге, а чаще всего передвигаемая конной упряжкой или силами расчета, с этими задачами справляться не могла.
Предусматривалось создание нескольких категорий САУ (в зависимости от мощности вооружения) соответственно на базе легких (Т-60, Т-70), средних (Т-34), а затем и тяжелых (КВ-lc) танков, а также зенитной самоходной установки. К июлю 1942 года наряду с другими установками был построен образец 76-мм самоходной пушки ОСУ-76 на базе легкого танка Т-60, но с более дешевым в производстве автомобильным мотором М-1. Но машина оказалась неустойчивой при стрельбе из-за короткой базы, да и броневая защита была слишком слабой. Действительно, создать полноценную, хорошо защищенную и подвижную самоходную дивизионную пушку ограниченной массы (до 10 т), которую может выдержать шасси легкого танка, было нелегкой задачей.
Сознавая чрезвычайную важность ее решения, Государственный Комитет Обороны (ГКО) поручил создать к 1 декабря 1942 года новую 76-мм самоходную установку. За основу САУ была взята ходовая часть нового танка Т-70, уже освоенного промышленностью. Боевое отделение располагалось по-прежнему сзади, так что ствол пушки ЗИС-3 не выходил за габариты машины. Силовая установка состояла из двух параллельно работающих автомобильных шестицилиндровых двигателей ГАЗ-202 общей мощностью 140 л. с., ранее применявшихся (в одиночку) на легком танке Т-60.
Такая установка привлекала разработчиков возможностью движения на одном двигателе при отказе другого, унификацией их с освоенными агрегатами, легкостью замены. К сожалению, при проектировании не был учтен неудачный опыт эксплуатации силового блока из двух параллельных моторов, работающих на общий выходной вал. Почему-то проигнорировали последовательное (в линию) соединение в одну силовую установку двух двигателей, успешно примененное на Т-70 Н. А. Астровым, хотя такой агрегат, имеющий общий главный фрикцион и коробку передач от автомобиля ЗИС-5, хорошо вписывался в корпус легкой гусеничной машины (вдоль борта) и работал вполне надежно поломок и отказов одного из двигателей практически не наблюдалось.
Тем не менее спроектированная самоходная установка под заводской маркой СУ-12 была построена осенью 1942 года, и 8 декабря правительственная комиссия приступила к испытанию машины. Ввиду краткости их проведения существенных поломок отмечено не было, и самоходка, получившая армейское название СУ-76, была принята на вооружение. С января 1943 года завод начал их серийное производство. В конце месяца два первых самоходно-артиллерийских полка СУ-76 отправили на Волховский фронт. Именно здесь проявил себя врожденный дефект такого рода «спарки» двигателей возникли резонансные крутильные колебания, приводившие к поломкам трансмиссии.
В марте 1943 года производство СУ-76 приостановили (всего выпустили около 170 машин). Учитывая предстоящие летние наступательные операции, ГКО установил жесткие сроки устранения всех недостатков. Машина была оперативно переработана под установку силового агрегата от легкого танка Т-70. Кроме того, с боевого отделения сняли крышу, мешавшую наводке орудия и работе расчета, упростили трансмиссию и управление ею. Масса уменьшилась с 11,2 т до 10,5 т. Уже в мае 1943 года новый артсамоход был подготовлен к испытаниям. Они начались 17 мая и вскоре успешно завершились. Все встало на свои места: многоцелевая артиллерийская установка непосредственной поддержки пехоты, кавалерии и танков, в которой так нуждались войска, получилась весьма удачной. С конца месяца завод, используя (с доработками) задел старых бронекорпусов, начал серийное производство модернизированных СУ-76М. В июле они уже сражались в битве на Курской дуге.
При правильном использовании, а это пришло не сразу (САУ не танк), СУ-76М хорошо показали себя как в обороне при отражении атак пехоты и как подвижные, хорошо защищенные противотанковые резервы, так и в наступлении при подавлении пулеметных гнезд, разрушении дотов и дзотов, а также в борьбе с контратакующими танками.
На бронированную машину устанавливалась универсальная дивизионная пушка ЗИС-3. Ее подкалиберный снаряд с дистанции 500 метров пробивал броню до 91 мм, то есть любое место корпуса немецких средних танков и борта «пантеры» и «тигра». Установка несла боекомплект из 60 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов, а также переносный пулемет ДТ для самообороны. Броневая защита (лоб 26—35 мм, борт и корма 10—16 мм) предохраняла экипаж (4 человека) от стрелкового огня, тяжелых осколков и малокалиберной артиллерии. Все СУ-76М оборудовались радиостанциями.
На шоссе скорость машины достигала 41—45 км/ч, по грунту до 25 км/ч. Запас хода соответственно 320 и 190 км. Самоходка преодолевала окоп шириной до 2 м, подъем до 30° и брод глубиной до 0,9 м. Благодаря своим небольшим размерам и низкому среднему удельному давлению на грунт (0,545 кгс/см2) установка могла успешно передвигаться в лесисто-болотистой местности, сопровождая пехоту там, где не могли пройти средние танки и другие самоходные орудия. Развитая система охлаждения и, с другой стороны, наличие безотказного предпускового подогревателя двигателя давали возможность СУ-76М успешно воевать в любое время года на всем протяжении советско-германского фронта от Карелии до Крыма. Автомобильные шестицилиндровые двигатели, освоенные незадолго до войны, работали в напряженном танковом режиме длительно и безотказно. Необычная спаренная установка их в «затылок» друг другу нигде больше в мире не применялась, Небольшая металлоемкость СУ-76М, использование в ее конструкции хорошо освоенных автомобильных агрегатов предопределяли ее массовый выпуск промышленностью. А это, в свою очередь, позволяло быстро усилить и уплотнить артиллерией боевые порядки пехоты, успевшей уже полюбить свои самоходки.
Потребность в таких артустановках легких, подвижных была очень велика. Летом 1943 года головным предприятием по изготовлению СУ-76М был определен Горьковский автозавод с его огромными производственными возможностями и наличием опытных инженерно-технических кадров. Под руководством заместителя главного конструктора по танкостроению H. А. Астрова машина была существенно доработана и приспособлена к технологии массового производства. Была усилена кормовая броня, усовершенствована установка вооружения, переделана маска пушки. С октября 1943 года под заводской маркой ГАЗ-15-126 началось ее непрерывно возраставшее производство. С конца 1943 года выпуск СУ-76М освоил еще один, подмосковный, завод, где было организовано свое ОКБ. Бронекорпуса ему поставляли специализированные предприятия.
Самоходка СУ-76М прочно завоевала себе место в системе вооружения Красной Армии. Если в течение 1943 года было выпущено 1928 установок, то в следующем году в 3,7 раза больше. Экипажи получали их вместе с боеприпасами непосредственно на заводе и после формирования в окрестностях города маршевых подразделений шли прямо на фронт.
Автозаводцы, приняв на свои плечи созданную на стороне самоходную установку, под руководством Н. А. Астрова сразу принялись ее совершенствовать, в первую очередь по линии усиления вооружения и брони. Еще летом 1943 года они построили СУ-74А и СУ-74Д с танковой пушкой Ф-34 (такой же, как на танке Т-34) и с одиночными двигателями соответственно ЗИС-16Ф (100 л. с.) и импортным дизельным агрегатом (112 л. с.). К концу года был создан истребитель танков СУ-74Б с мощной 57-мм противотанковой пушкой и форсированным до 122 л. с. двигателем ЗИС. В 1944 году поиски продолжались. Зимой был построен артсамоход ГАЗ-75 с мощной 85-мм пушкой Д-5-С85А и с лобовой броней толщиной 90 мм. Интересно отметить, что при том же вооружении, что и средний артсамоход СУ-85 на шасси танка Т-34, ГАЗ-75 имел в два раза меньшую массу и более мощную лобовую броню.
|
А в начале 1945 года родилась, пожалуй, самая удачная из легких самоходных установок времен войны СУ-85Б, со специально созданной очень мощной 85-мм пушкой ЛБ-2, с дульным тормозом и малым усилием отдачи. Она имела полностью забронированный корпус с улучшенной обзорностью из боевого отделения. При массе машины 12,4 т форсированный силовой агрегат (160 л. с.) сообщал ей скорость до 43 км/ч. СУ-85Б, по боевым свойствам значительно превосходящая СУ-76М, успешно прошла полигонные испытания. Но война явно шла к концу, и осваивать производство новой машины не стали. |
В это время тысячи установок СУ-76М, расчищая путь пехоте и прикрывая ее фланги, вступили на территорию Германии. Особенно хорошо они показали себя в уличных боях, где трудно было маневрировать и действовать другим артустановкам. Войну СУ-76М, как и более грозные их собратья, закончили со славой. И на их броню бросали цветы. Следует отметить, что производство СУ-76М, законченное в 1945 году, составляло почти 60% от выпуска всей самоходной артиллерии в годы Великой Отечественной войны.
СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ
Самоходную установку СУ-76М отличали угловатые формы корпуса и рубки с большим количеством лючков, ящиков, кронштейнов. Бронекорпус имел гладкие сварные швы, накладные детали крепились к нему мелкими болтами и заклепками. Боевое отделение сверху было открыто, в походном положении закрывалось брезентом серого цвета, концы которого закреплялись на боковых стенках рубки, в передней части продетым через крючки шнуром, в задней части ременными пряжками. В боевом положении брезент хранился свернутым; размещался на левом борту рубки, притянутый к броне двумя ремешками.
Вся машина окрашивалась в цвет хаки. Выделялись своей черной окраской фара (с диаметром рефлектора 170 мм) и рупорный сигнал, установленные впереди на левом борту корпуса (над крылом), резиновые бандажи опорных катков и ленивца (Ø515 мм, ширина бандажа 130 мм). Торцы всех катков имели в центре красные пробки смазочных отверстий. На левой стороне кормы на уровне крыла устанавливался задний красный фонарь, под ним запасной опорный каток. С противоположной стороны, около днища, квадратный выход воздуха из радиатора, закрытый мелкой сеткой.
На правом борту рубки антенна общей высотой до 4 м. Рядом на ящиках два параллельно стоящих стандартных автомобильных глушителя, соединенных с мотоотсеком длинными выхлопными трубами, обмотанными асбестом.
На левом крыле сзади два ящика для инструмента со скошенными крышками. На них сверху располагалась двуручная пила. Другой шанцевый инструмент топор, лом, саперная лопата, домкрат, кувалда, а также заводная рукоятка крепился ремнями к крыше отделения управления.
На переднем лобовом листе корпуса размещался буксирный трос черного цвета.
Смотровые щели боевой рубки слева и справа от пушки и на бортах закрывались поворотными крышками.
На корпусе было несколько люков с болтовым креплением: над заливными пробками бензобаков (на крыше отделения управления слева), под стопором крепления пушки по-походному, на верхнем лобовом листе справа для доступа к главной передаче (на восьми болтах).
Крышка люка механика-водителя была литой и заметно выпуклой. В верхней части ее имелся смотровой прибор.
На бортах рубки (обычно белой краской) указывался номер установки и условные обозначения.
Е. ПРОЧКО, инженер
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СУ-76М
Боевая масса 10 500 кг; вооружение 76-мм дивизионная пушка, боекомплект 60 снарядов; броня лоб корпуса 20—35 мм, борт 15 мм; мощность двигателя 140 л. с.; максимальная скорость 45 км/ч; запас хода по шоссе 270 км; экипаж 4 человека.
|
Самоходная артиллерийская установка СУ-76М: 1 фара, 2 сигнал, 3 стопор пушки по-походному, 4 пила, 5 ремни крепления брезента, 6 лом, 7 ящики ЗИП, 8 крышка лючка для заводной рукоятки, 9 прицел, 10 перископ, 11 задний фонарь, 12 подножка, 13 радиостанция, 14 лопата, 15 топор, 16 заводная рукоятка, 17 крышка лючка для доступа к стопору из машины, 18 крышки заправочных горловин бензобаков, 19 кувалда, 20 домкрат, 21 брезентовый тент, 22 сиденье наводчика, 23 сиденье заряжающего, 24 боеукладка, 25 сиденье командира, 26 укладка банника.
Чертежи для печати
|