Архив журнала Моделист-Конструктор
|
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ НЕКОТОРЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ТЯЖЕЛЫХ ТАНКОВ
АМХ-50А, Франция |
М103, США |
FV214 “Конкерор”, Англия |
Т-10М, СССР |
|
Год выпуска |
1951 |
1953 |
1956 |
1957 |
Экипаж,чел. |
4 |
5 |
4 |
4 |
Боевая масса,т |
50 |
62 |
66 |
50 |
Длина с пушкой вперед (по корпусу), м |
- (ок. 7,4) |
11,3 (6,98) |
11,58(7,72) |
10,56(7,25) |
Ширина, м |
ок. 3,4 |
3,76 |
3,99 |
3,38 |
Высота, м |
ок. 2,9 |
2,88 |
3,35 |
2,58 |
Скорость макс., км/ч |
50 |
37 |
34 |
50 |
Запас хода, км |
— |
129 |
153 |
350 |
Тип двигателя |
карбюраторный |
карбюраторный |
карбюраторный |
дизель |
Мощность двигателя, л. с. |
850 |
810 |
810 |
750 |
Вооружение (количество - калибр, мм): |
||||
пушка |
1-100 |
1-120 |
1-120 |
1-122 |
пулеметы |
3-7,5 |
1-12,7 |
2-7,62 |
2-14,5 |
Толщина брони, макс., мм |
120 |
178 |
200 |
200 |
Количество выпущенных машин, шт. |
прототипы |
200 |
180 |
— |
Танки серии Т-10: 1 — направляющее колесо с механизмом натяжения, 2 — прицел Т2С-29, 3 — прицел ТПН-1, 4—прибор наблюдения наводчика ТПВ-51, 5—осветитель ОУ-ЗТ, 6—командирская башенка с семью призмами наблюдения и прибором ТПКУ-2, 7 — кормовой ящик ЗИП, 8 — люк над двигателем, 9 — поддерживающий каток, 10 — кормовой топливный бак, 11 — ведущее колесо с грязеочистителем, 12 — большие дымовые шашки БДШ, 13 — трак гусеницы с пальцем, 14 — антенна, 15 — выпускные окна эжекторов, 16 — сетки окон над радиаторами, 17 — окно впуска воздуха в двигатель зимой, 18—укрывочный брезент, 19—прожектор Л-2, 20—смотровой прибор заряжающего ТНП, 21 —спаренный пулемет КПВТ, 22—люк заряжающего, 23— бревно для самовытаскивания, 24 — щитки-отражатели. 25 — ящик ЗИП, 26 — люк механика-водителя танков Т-10 и Т-10А, 27—люк механика-водителя танка Т-10М, 28 — окно для пулемета ДШК, 29 — колпак вентилятора, 30 — прицел ТПС-1, 31 — окно прицела ТУП, 32 — окно для спаренного пулемета КПВТ, 33 — окно для впуска воздуха в двигатель летом, 34 — люк для обслуживания системы смазки, 35 — люк запасного выхода, 36 — зенитный пулемет КПВТ. А—башня танка Т-10, Б—башня танка Т-10А, В—маска пушки Д-25ТС танка Т-10А, Г — башня танка Т-10М, Д — люк заряжающего танка Т-10М, Е — зенитный пулемет ДШК, установленный на турели люка заряжающего танков Т-10, Т-10А, Ж — днище корпуса. |
Тяжелые танким серии Т-10 (T-10, T-10A, Т-10Б и Т-10М) были созданы в 5O-е годы на оснве опыта, накопленного при конструировании танков ИС-4 и ИС-7. Корпуса танков имеют идентичную конструкцию с наклонными верхними м с гнутыми бортовыми листами и конфигурацией лобовой части по типу ИС-3 ("щучий нос"). Башни — литые, обтекаемой формы, с переменной толщиной и разным наклоном стенок. Ходовые части танков состоят из 14 необрезинеииых опорных и 6 поддерживающих катков, 2 направляющих и 2 ведущих колес. У каждого из последних спереди установлены грязеочистители, закрепленные болтами на борту танка. Подвески — независимые, торсионные, с гидравлическими амортизаторами. Гусеницы — мелкозвенчатые, цевочного зацепления, с 88 траками каждая. Установленная на танке Т-10 122-мм пушка Д-21ТА была спарена с пулеметом ДШК. Другой пулемет ДШК был смонтирован на турели люка заряжающего. Наведение пушки осуществлялось при помощи телескопического прицела ТШ-2-27. На Т-10 применялся 12-цилиндровый Y-образный быстроходный дизель В-12-1 мощностью 700 л. с. Танк T-10A отличался от базового образца установкой на нем пушки Д-25ТС со стабилизатором вертикального наведения ПУОТ и эжекционным устройством для продувки канала ствола. Вместо прицела ТШ-2-27 были установлены перископический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП. Кроме того, на танке появился ночной прибор механика-водителя ТВН-1. Следующей модернизацией была установка двухплоскостного стабилизатора и нового прицепа Т2С-29. Этот танк получил марку Т-10Б. Все эти модификации внешне отличались друг от друга лишь наличием или отсутствием эжектора на стволе пушки, а также формой и расположением амбразур выходов и бронировок приборов наблюдения и прицеливания. На танке Т-10М была установлена 122-мм пушка М62-Т2 с двухплоскостным стабилизатором “Ливень” и прицелом Т2С-29, а также двигатель В-12-6 с турбонаддувом. Этот танк отличается от всех предшествующих наличием новой пушки, имеющей большую длину ствола и щелевой дульный тормоз, установкой спаренного и зенитного пулеметов КПВТ вместо ДШК, конструкцией крыши силового отделения, наличием ночных приборов командира, наводчика и водителя и, наконец, новой формой бронировок прицелов и приборов наблюдения, с новым их размещением на башне. Кроме того, изменена конструкция крышки люка механика-водителя. Модель танка окрашивается в стандартный защитный цвет. Дульный срез пушки, гусеничные цепи и буксирные тросы цвета некрашеного металла. Стволы пулеметов черные, вороненые. Командирский и пушечный инфракрасные прожекторы, а также ночной прицел ТПН-1 закрыты щитками защитного цвета. Левая головная фара имеет светомаскировочную насадку. Трехзначные номера белого цвета, наносятся на передних скулах башни. Танк Т-10М — последний серийный тяжелый танк в мире и одновременно последний серийный танк, на котором была применена конфигурация лобовой части корпуса “щучий нос”. В начале 80-х годов она вновь возникла на английском опытном танке “Чифтен-900”. В ходе одностороннего сокращения Советских Вооруженных Сил танки Т-10 снимаются с вооружения. Часть их будет отправлена на переплавку, часть передается в народное хозяйство для установки на них различного оборудования. М. БАРЯТИНСКИЙ,
Чертежи для печати
|