Архив журнала Моделист-Конструктор
СВЕРХЛЕГКИЕ - ДЛЯ РАЗВЕДКИ И СВЯЗИУже в ходе первой войны, помимо тяжелых танков, предназначенных для прорыва укрепленных полос, появилась потребность в более легких и быстроходных машинах, способных сопровождать пехоту и кавалерию при дальнейшем развитии операции уже в глубине обороны противника. Первыми образцами таких машин стали французский “Рено FT 17” и английский МкА “Уилетт”. Помимо развития быстроходных легких танков дальнего действия, появилась и необходимость в малом сверхлегком танке для разведки и связи — танкетке.
Первую танкетку построил в 1924 году английский майор инженерных войск Дж. Мартель из запасных частей обычных гражданских машин в своей собственной опытной мастерской. Это была одноместная, легко бронированная машина, вооруженная пулеметом и оснащенная маломощным двигателем. На испытаниях она развила скорость до 24 км/ч, преодолевала значительные подъемы.
Почти одновременно с Мартелем небольшую одноместную танкетку построил английский инженер Дж. Карден. Эта машина, в которой водитель-стрелок размещался в положении лежа, имела еще больше недостатков, чем танкетка Mapтеля, и в армии не применялась.
Учтя недостатки первых моделей, конструкторы начали работать над двухместными машинами, которые окончательно были готовы и поступили на испытания в 1927 году. Работы над двухместными танкетками объяснялись сомнениями конструкторов, сможет ли один человек сочетать в себе одновременно функции водителя, стрелка и наблюдателя. Этот вопрос в результате решился в пользу экипажа, состоящего как минимум из двух человек.
Наиболее удачной оказалась двухместная танкетка, которая прошла через целый ряд усовершенствований и окончательно оформилась только к 1929 году как танкетка “Карден-Лойд" Мк IV. Выпускалась она заводом “Виккерс-Армстронг. Танкетки "Карден-Лойд” Мк IV закупили 16 стран мира, в том числе Польша, Италия, Чехословакия, Франция, Япония, Китай, Канада, Бельгия и Египет.
Во Франции в тот. период уделялось мало внимания созданию танкеток, однако успехи англичан заставили французов активизироваться. В 1929 году я государственных мастерских в Рейле была создана одноместная танкетка Сабатэ. В обычных условиях эта машина перевозилась на грузовом автомобиле, а в бою передвигалась своим ходом, управляемая водителем-стрелком в положении лежа при помощи ножных педалей и ручного газа. При отсутствии вражеского огня он мог управлять танкеткой и сидя, пользуясь вторым комплектом педалей. Приобретение в Англии лицензии на производство танкеток “Карден-Лойда" определило новую тенденцию развития тих машин во Франции. Так, в 1933 году был изготовлен “танк снабжения” Рено UE, который затем превратили в типичную танкетку.
В итальянской армии состояла на вооружении танкетка, называемая малым танком “Фиат-Ансальдо” CV-3/33 (1931 г.). В Польше — разведывательный танк ТК-3 (1931 г.) и затем с 1934 года — TKS. В Чехословакии фирмой “Шкода" выпускалась танкетка MU-4. В Японии применялась танкетка "Карден-Лойд” Мк Y16, оснащенная системой дымопуска.
В нашей стране проект первой танкетки, названной “Щитоноска”, разработал инженер Максимов в 1919 году. В машине, вооруженной одним станковым пулеметом, водитель-стрелок располагался в положении лежа. В 1927—1930 годах главным конструкторским бюро Оружейно-арсенального треста на базе танка Т-16 (предшественник танка МС-1) были спроектированы танкетки Т-17 и Т-23, причем последняя предусматривалась в двух вариантах — безбашенном и с башней кругового вращения. Спроектированная затем танкетка T-25 являлась вариантом дальнейшего развития танкетки Т-17.
Это были неплохие для своего времени машины, но для устранения их “детских болезней” перед запуском в серийное производство требовалось продолжительное время, которого история не отпустила. Было принято решение приобрести за рубежом лицензию на производство серийно выпускавшейся танкетки “Карден-Лойд” Мк VI.
Советские танкостроители не ограничились простым копированием английской машины. При разработке своей танкетки, получившей обозначение Т-27, конструкторский коллектив, возглавляемый Н. Н. Козыревым, учел взгляды на ее боевое применение, географические и климатические условия нашей страны. Танкетка Т-27 была принята на вооружение Красной Армии приказом Реввоенсовета СССР от 13 февраля 1931 года. Ее производство организовали на подмосковном заводе имени Г. К. Орджоникидзе.
Корпус танкетки состоял из броневых катаных листов (10 мм — носовая часть, борта и корма, 6 мм — крыша и 4 мм — днище), соединявшихся заклепками и частично эпектросваркой. Листы корпуса, по высоте до 400 мм от днища, соединялись с применением холщовых прокладок, чем обеспечивалась водонепроницаемость корпуса машины при преодолении брода. Танкетка была вооружена 7,62-мм пулеметом ДТ образца 1929 года с боекомплектом 1764 патрона. 28 магазинов для пулемета располагались на стеллажах, установленных в патронных коробках, и подавались для заряжания специальным (тросовым) механизмом. Средства внешней и внутренней связи отсутствовали; связь между отдельными машинами в подразделении поддерживалась с помощью сигнальных флажков, что было типичным для того времени.
На машине устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-АА (Форд-АА) мощностью 40 л.с., позволявший развивать скорость до 42 км/ч. Запас хода по шоссе составлял 110 км, а по местности — 60 км. Боевая масса —2,7 т. Экипаж состоял из двух человек: командира-стрелка и механика-водителя.
Танкетка поступила на вооружение разведывательных подразделений механизированных войск Красной Армии. Благодаря хорошей подвижности она успешно применялась в Средней Азии в борьбе с басмачами в начале 30-х годов. Выпуск ее прекратили в 1933 году. Всего было выпущено 3,3 тыс. штук.
Военные специалисты старались расширить тактические возможности танкетки. Так, на ее базе в 1931 году были созданы малые самоходно-артиллерийские установки (САУ), вооруженные 37-мм пушками Гочкиса. От базовой машины они отличались несколько измененным корпусом и ходовой частью. В первом варианте САУ в неподвижной рубке устанавливалась одна пушка, во втором — пушка и пулемет. Ввиду небольшого внутреннего объема машины для перевозки боекомплекта использовался специальный гусеничный прицеп. Эту небольшую партию САУ выпустил ленинградский завод "Большевик”. В 1932 году на базе Т-27 была создана первая огнеметная установка, в которой огнесмесь выбрасывалась с помощью сжатого воздуха. Дальность огнеметания составляла всего 25 м.
В течение 1933—1934 годов продолжалась разработка САУ для сопровождения конницы. Специальное конструкторское бюро завода “Красный путиловец” спроектировало установку с 76-мм полковой пушкой образца 1927 года на базе танкетки Т-27. Пушка устанавливалась на одной танкетке, а боекомплект и орудийный расчет — на другой. Такое разделение создавало угрозу отрыва в бою расчета и боеприпасов от своего орудия.
В 1933 году была разработана и изготовлена САУ с 76-мм динамореактивной (безоткатной) пушкой “К”. В этой установке все части, кроме сопла и лотка, были закрыты броней. Полигонные испытания она выдержала и была допущена к войсковым, но последние дали отрицательные результаты, так как пушка имела плохие баллистические качества, сильно демаскировала себя во время стрельбы и была небезопасна в обращении.
В 1935 году на военных маневрах демонстрировалось транспортирование по воздуху танкеток Т-27, подвешенных к тяжелым бомбардировщикам ТБ-3. Устройство, с помощью которого осуществлялась подвеска, разработал изобретатель А. Ф. Кравцев. С помощью этого устройства танкетки Т-27 не только подвешивались под самолетами, но и сбрасывались с малой высоты на землю.
Эксплуатация танкетки в войсках показала, что она была достаточно простой и неприхотливой машиной. Однако опыт ее применения на учениях свидетельствовал, что для машин такого класса необходима вращающаяся башня (с установленным в ней вооружением), способность преодолевать водные преграды вплавь и менее плотная компоновка.
|
Танкетка Т-27: 1 — ведущее колесо, 2 — пулемет ДТ, 3 — сигнал, 4 — фара, 5 — смотровая щель с задвижкой, 6 — коробка патронных магазинов, 7 — выхлопная труба, 8 — направляющий брус, 9 — механизм натяжения гусеницы, 10 — направляющее колесо, 11—тележка опорных катков, 12— трак, 13 — крышка люка командира-стрелка, 14 — смотровые щели, 15 — крышка люка механика-водителя, 16 — броневые дверки радиатора, 17 — ящики ЗИП, 18 — задний габаритный фонарь, 19 — заливная горловина радиатора, 20 — передняя буксирная петля, 21 — задняя буксирная петля, 22 — заводная рукоятка, 23 — крышка в походном положении, 24 — укрывочный брезент. А — квадрат — номер взвода, Б — номер роты, В — номер батальона. Цвета: красный — первый батальон (рота, взвод), белый — второй, черный — третий, голубой — четвертый, желтый — пятый. Номер машины—черного цвета. |
Самоходно-артиллерийские установки на базе Т-27: 1 — сигнал, 2 — пушка Гочкиса, 3 - прицел, 4 — механизм натяжения гусеницы, 5, 6 — поддерживающие катки, 7 — смотровая щель механика-водителя, 8 — пулемет ДТ, 9 — выхлопная труба, 10 — броневой кожух системы охлаждения двигателя, 11 — прицеп, 12 - 76-мм динамореактивцая пушка.
Чертежи для печати
|