ЛЕГКИЕ, НО ГРОЗНЫЕ

А. БЕСКУРНИКОВ, инженер

Незадолго перед второй мировой войной многим танкостроителям, особенно знакомым с новейшими образцами советской военной техники, казалось, что вся многочисленная ветвь легких танков зашла в тупик. И действительно, ну где там слабо бронированным, легковооруженным танкеткам типа Т-27 или легким плавающим танкам Т-37 (см. «М-К» № 3, 1976) конкурировать во время боевых операций с универсальным, уверенно завоевывающим авторитет в войсках танком Т-34 или «линкором» на гусеницах — танком ИС!

Однако наиболее дальновидные стратеги предстоящих сражений прекрасно понимали, что надвигающаяся схватка с гитлеровским фашизмом будет состоять не только из операций прорыва и крейсерских рейдов, для чего, собственно, и предназначались средние и тяжелые гусеничные машины.

Танковая война — это и мобильность, и поддержка десантов, и захват передовых рубежей, и удержание их до подхода главных сил. И еще разведка. Вот от нее-то в первую очередь ожидали наибольших успехов при сочетании действий пехоты и легких бронемашин. Недаром предвоенные уставы предписывали придавать разведывательным подразделениям на уровне батальона по шестнадцать легких танков Т-38 (см. «М-К» № 5, 1977) и тринадцать бронеавтомобилей БА-10 либо легких бронемашин типа БА-64. Наши военачальники предполагали, что именно в таких действиях наиболее отчетливо выявятся важнейшие положительные стороны этих машин: малый вес, небольшие габариты и способность преодолевать водные преграды на плаву.

Но приходилось помнить и о минусах. А они были, и немалые. Резко возросшая в 40-е годы боевая эффективность артиллерии снизила защитные свойства тонкой (всего 9 мм) лобовой и бортовой брони. Да и вооружение, состоящее всего из одного пулемета Дегтярева калибра 7,62 мм, оставляло желать лучшего.

Вот почему, определив место и роль легких танков в предстоящих баталиях, руководители Красной Армии поставили перед конструкторами, перед танковой промышленностью задачу создать машины, совмещающие в себе все эти, по сути, противоречащие друг другу требования: усилить вооружение и броню, сохранив малый вес и габариты, то есть ту «юркость», которая и делала ценной дальнейшее развитие этой линии в танкостроении.

Пути решения проблем предлагались разные. В том, что бронирование, особенно лобовое, надо усилить, не сомневался никто из конструкторов. Вопрос упирался в то, как это сделать. Только ли простым утолщением брони?

В те годы создатели танков уже успели доказать экспериментально, что боевой машине надо придать иные, более обтекаемые формы: даже без увеличения брони расположение ее листов под большим углом давало замечательный эффект. Снаряды, с легкостью пробивавшие броню отслуживших свой век танков-мишеней старых конструкций, как мячик отскакивали от макетов, у которых все броневые листы: и лобовой части, и кормы, и бортов, и башни — имели большой наклон. Это был макет легкого танка БТ-ИС (рис. 1), созданного перед войной конструкторским коллективом под руководством инженера А. Р. Цыганкова. Другая группа танкостроителей, возглавляемая Л. С. Трояновым и И. С. Бушневым, вывела на опытные танкодромы не менее перспективную машину — легкий танк Т-50; новые формы корпуса сочетались с более мощной броневой защитой (рис. 2).





Испытания этих машин дали очень многое для теории танкостроения, но в серию не пошли. Увы, они создавались на базе крейсерских танков, весили по 13—14 т и, главное, не умели плавать (герметизировать машины для преодоления водных преград по дну в те годы еще не научились).

Сказать новое слово в истории развития боевых гусеничных машин выпало на долю конструктора Н. А. Астрова, создавшего миниатюрный легкий плавающий танк с индексом Т-40 (рис. 3). Это была машина, задуманная для своего времени удивительно смело. При весе всего в 5,5 т танк защищал экипаж — командира и механика-водителя — броней в 14 мм. Кроме «обстрелянного» ДТ, в его башне помещался крупнокалиберный (12,7 мм) пулемет ДШК. И наконец, Т-40 был амфибией, приводимой в движение на плаву классическим судовым гребным винтом.



Т-40 был значительно лучше других легких танков и еще в одном отношении, имевшем в предвоенные годы немаловажное значение. Ведь промышленности при переходе на выпуск новых типов бронемашин предстояло как можно скорее обеспечить потребности войск. Преимущество Т-40 заключалось в том, что он был сконструирован на базе автомобильных агрегатов. Н. А. Астров писал позднее:

«Всю свою конструкторскую жизнь я работал на стыке автотракторостроения и танкостроения. И это понятно. Автомобильные и тракторные заводы у нас уже были мощные. И задача — дать больше танков — побуждала конструкторов и организаторов производства всемерно использовать для этой цели опыт и производственную базу автотракторной промышленности». Т-40 снабжали автомобильным двигателем ЗИС-5 и автомобильной коробкой передач. Максимальная скорость его на шоссе равнялась 44 км/ч, а на воде — 5 км/ч. «Автомобильные истоки» позволили значительно улучшить обзор для механика-водителя, который размещался по центру танка, а значит, мог видеть обстановку не только впереди, но и по сторонам через смотровые приборы в стенках выступающей вперед рубки. Кстати, компоновка танка и его центровка давали хорошую остойчивость на воде. Еще одна существенная деталь — четыре опорных катка имели торсионную подвеску, которая была намного лучше, чем в немецких танках и танках других западных держав. А мелкозвенчатая гусеница обеспечивала хорошее сцепление с грунтом и высокую проходимость. Часть танков выпускалась с катками, имеющими спицы (позднее, правда, их заменили сплошными дисковыми катками с резиновыми бандажами)

После всесторонних испытаний в 1940 году Т-40 и его сухопутный вариант Т-30 были приняты на вооружение. Они предназначались для укомплектования разведывательных подразделений, но острый недостаток танков в 1941 году заставил поставить их в строй танковых бригад.

...В октябре 1941 года ценой огромных потерь немецко-фашистским войскам удалось выйти в район города Калинина. На ликвидацию прорыва наше командование бросило ряд частей, в том числе 8-ю танковую бригаду, которой командовал полковник П. А. Ротмистров (ныне главный маршал бронетанковых войск). В составе 2-го танкового батальона 8-го танкового полка этой бригады находилось десять танков Т-34 и девять танков Т-40. Уже утром 15 октября в районе Медное, Поддубки, Калкино танкисты вступили в бой. Сковав противника огнем танков KB 1-го батальона, командир полка полковник А. Егоров атаковал правый фланг наступающих танками Т-34, а слева по пехоте врага под прикрытием девяти тридцатьчетверок ударили Т-40. Ливень огня 32 крупнокалиберных и такого же количества пулеметов обычного калибра выкашивал огромные бреши во вражеских боевых порядках. Немецкие танки, связанные боем с нашими Т-34, не могли помочь своей пехоте. А тем временем скоростные маневренные Т-40 уничтожали гитлеровцев, Потеряв десять танков и понеся огромные потери в живой силе, фашисты бежали.

Боевые действия первых месяцев войны показали, что Т-40 — отличная машина.

И все же конструкторы продолжали работать над ее улучшением, стремясь устранить последний недостаток Т-40: невозможность борьбы с танками. В первые же месяцы войны была создана новая модификация — Т-60 (рис. 4). Этот танк уже не мог плавать, но зато вдвое превосходил по броневой защите однотипные машины врага.



Танк Т-60 имел толщину лобовых деталей корпуса 35 мм. Бортовая броня равнялась 15, а кормовая 25 мм. Дифференцированное размещение броневой защиты в различных местах корпуса лишь не намного увеличило боевой вес машины (6,4 т), артиллерийское же вооружение усилилось значительно. В башне устанавливалась теперь 20-мм автоматическая авиационная пушка ШВАК (в танковом варианте ТНШ-20) и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ. Как и в других танках Астрова, экипаж состоял из двух человек: командира (он же наводчик орудия) и механика-водителя. Танк развивал скорость до 42 км/ч.

Небольшой вес машины позволял уверенно передвигаться по льду, который не выдерживал средние танки. «Шестидесятку» пытались даже заставить летать, но главное применение она получила в морских десантах. Вместе с морской пехотой и стрелковыми частями на плацдарм под Новороссийском со специально оборудованных мотоботов был высажен 132-й отдельный танковый батальон — 36 танков Т-60 под командованием майора М. Дададжанова. Выбор для действий на Малой земле не случайно пал на эту часть — подразделение не раз отличалось в боях. Больше половины батальона составляли коммунисты и комсомольцы, каждый пятый имел боевые награды. Батальон получил задание во взаимодействии со стрелковыми частями нанести контрудар по противнику, если он предпримет попытку сбросить десант в море.

Воевали по-гвардейски. Воспоминания очевидцев свидетельствуют: присутствие батальона танков во многом облегчило положение десантников. А в дни легендарного штурма Новороссийска только экипажи коммунистов Бориса Жихарева и Валентина Вострикова, комсомольца Николая Щепина уничтожили два орудия, четыре дзота, двенадцать пулеметных точек и более сотни гитлеровцев.

Не менее героические подвиги совершали экипажи «шестидесяток» и на блокированной врагом ленинградской земле.

...В ходе боя тяжелые танки врага отсекли машину командира роты 61-й танковой бригады Дмитрия Осатюка от основных сил. 20-мм пушка танка была бессильна против тяжелых орудий врага. Однако экипаж, используя преимущество в маневрировании по снегу, каждый раз удачно выходил из-под обстрела противника. Командир танка непрерывно вел из автоматической пушки огонь по смотровым приборам танков противника и после нескольких минут боя заманил три машины врага под огонь наших противотанковых пушек. Почти вслед за тем Осатюк получил по радио данные о том, что танкисты его роты загнали пехоту врага в глубокий овраг, но обрывистые стенки не дают возможности атаковать пехоту противника. Медлить было нельзя: стоит дать противнику окопаться и вызвать авиацию, как справиться с ним будет гораздо труднее. Лейтенант дал короткую команду: «Водитель, вперед!»

Старшина Макаренко знал свое дело, разогнавшись, легкая «шестидесятка» оттолкнулась от обрыва и рухнула в скопление вражеской пехоты. Петляя по извилинам оврага, Макаренко на максимальной скорости вел боевую машину, а командир танка безостановочно бил из орудия и пулемета. Под прикрытием танка Макаренко наша пехота и танки перешли в атаку и завершили разгром фашистов.

До конца 1942 года Т-60 составляли значительную часть танкового парка Красной Армии. Часть их использовали как базу для реактивных установок БМ-13, из которых формировались отдельные гвардейские минометные дивизионы. БМ-13 обладали отличной проходимостью и надежно защищали расчеты от огня стрелкового оружия, осколков бомб, мин и снарядов.

Необходимость совершенствования вооружения требовала сконструировать боевую машину с орудием большего калибра, чем 20-мм пушка Т-60. И «шестидесятка», у которой на диаметр одного катка удлинился корпус, оказалась переходной модификацией для создания такого танка. Повысив бронирование лобовой части корпуса до 45 мм, а башни до 35 мм, Н. А. Астров добился еще лучшей защиты экипажа. Вооружение нового танка, получившего индекс Т-70, состояло из 45-мм пушки и пулемета. С появлением большого количества танков Т-34 легкие танки Т-60 и Т-70 были сняты с производства, но еще долгое время служили в самоходно-артиллерийских подразделениях как командирские машины.

ТАНК Т-60

Танк поступил на вооружение в 1941 году. Характерные особенности: малый вес (6,4 т) и небольшие габариты. Броня располагалась дифференцированно: лоб — 35, борт — 15, корма — 25, крыша и днище — 10 — 13 мм. Пушка (20 мм) и пулемет находились в восьмигранной катаной сварной башне. Наведение пушки и пулемета в вертикальной плоскости осуществлялось с помощью плечевых обхватов, а по горизонтали — механизмом поворота башни. Запас выстрелов состоял из 780 бронебойно-зажигательных и трассирующих снарядов к орудию и 940 патронов к пулемету ДТ.

Двигатель помещался по правому борту танка, трансмиссия — в передней части. Для доступа к двигателю и трансмиссии в корпусе имелись люки со съемными крышками. Справа сзади устанавливался водомасляный радиатор. Башня танка на корпусе была смещена влево. В нижнем листе лобовой брони выполнено отверстие, закрываемое броневой заслонкой для заводной рукоятки. Воздухозаборник находился на корпусе справа над двигателем. Доступ в танк осуществлялся через люк механика-водителя в верхней части рубки и через люк в башне. Наблюдение из башни: влево и вправо, назад — через смотровые щели с призмами, вперед — через прицел орудия, вкруговую — через смотровой прибор МК-4.

Ходовая часть: четыре пары опорных катков с резиновым бандажом и три пары поддерживающих катков. Гусеница мелкозвенчатая, с 86 траками в каждой. Направляющее колесо аналогично опорному катку располагалось в задней части, ведущее колесо — впереди.

Окраска: корпус — защитного цвета, ствол пулемета, фара и бандажи катков — черные.



Рис. 5. Габаритные чертежи танка Т-60: 1 — ведущее колесо, 2 — рубка механика-водителя, 3 — маска пушки, 4 — опорный каток и направляющее колесо, 5 — поддерживающий каток, 6 — пулезащита, 7 — люк трансмиссии, 8 — крышка воздухозаборника, 9 — отверстие с заглушкой для стрельбы из пистолета, 10 — радиатор, 11 — крышки заливных горловин, 12 — люк командира, 13 — пушка, 14 — пулемет.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1978, №2
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100