РУССКИЕ БРОНЕНОСЦЫ

Художник В. Иванов
Набор открыток
Издательство "Изобразительное искусство", Москва, 1980.
Тираж 225000 экз.

Опыт Крымской войны (1853-1856) и гражданской войны (1861) в США наглядно показал, что имевшиеся в составе флотов парусные деревянные корабли в условиях быстро прогрессирующих боевых средств ведения войны на море не могли уже соперничать с паровыми судами, покрытыми мощной броней, и все основные морские державы лихорадочно приступили, к постройке броненосных судов. В этой гонке строительства флота не была исключением и Россия, практически оказавшаяся после поражения в Крымской войне без боевых кораблей. Первоначально строились сравнительно небольшие корабли с малой осадкой, приспособленные к плаванию лишь в водах Финского залива и предназначенные для обороны с моря столицы государства Санкт-Петербурга и морской крепости Кронштадт.

При выполнении этой судостроительной программы, утвержденной правительством в 1863 году и получившей наименование «мониторной», одновременно с постройкой кораблей была произведена реорганизация большинства казенных и частных судостроительных заводов и подготовлена база для создания более крупных океанских кораблей - мореходных броненосцев, бронированных и. небронированных фрегатов (крейсеров).

В 1869 году по проекту видного русского кораблестроителя вице-адмирала А. А. Попова в Петербурге был заложен первый корабль этого класса, получивший впоследствии наименование «Петр Великий». Из-за неимения опыта постройки таких крупных кораблей, оснащенных самой совершенной по тому времени боевой техникой и вооружением, строительство броненосца затянулось до 1877 года, но тем не менее в течение целого ряда лет после окончания строительства «Петр Великий» считался лучшим и сильнейшим кораблем в мире.

Признавая приоритет русских кораблестроителей в строительстве броненосцев, известный английский конструктор Э. Рид в газете «Таймс» писал: «Русские успели превзойти нас как в отношении боевой силы существующих судов, так и в отношении новых способов постройки. Их «Петр Великий» совершенно свободно может идти в английские порты, так как представляет собой судно более сильное, чем всякий из собственных наших броненосцев».

Хотя преимущества «Петра Великого» по отношению к кораблям других классов и были бесспорны, все же финансовые затруднения и промышленная отсталость России затянули строительство броненосцев на многие годы. Лишь в 1883 году в Николаеве и Севастополе возобновилась постройка броненосных кораблей «Синоп», «Чесма» и «Екатерина II», положившая начало возрождению Черноморского флота, а в 1885 году в Петербурге для Балтийского флота - броненосцев «Император Александр II», «Император Николай I» и «Гангут».

Рассматривая развитие кораблей этого класса и совершенствование боевой техники и вооружения флота в то время, Фридрих Энгельс в знаменитой работе «Анти-Дюринг» писал: «... Соперничество между броневой защитой и пробивной силой орудий еще так далеко от завершения, что в настоящее время военный корабль сплошь и рядом оказывается уже не удовлетворяющим предъявляемым ему требованиям, становится устарелым еще раньше, чем его успели спустить на воду...».

Русские судостроители неутомимо работали над улучшением качеств броненосных судов. На кораблях стала устанавливаться более мощная нарезная артиллерия, увеличивалось бронирование наиболее уязвимых мест. К началу 90-х годов был твердо установлен калибр главной (305 мм) и средней (152 мм) артиллерии, а толщина брони доведена до 406 миллиметров.

Заложенный в 1890 году в Петербурге эскадренный броненосец «Наварин» стал образцом кораблей этого класса. На Черном море при постройке заложенных в 1892 году броненосцев «Георгий Победоносец», «Двенадцать Апостолов», «Три Святителя» и «Ростислав» в их тактико-технические характеристики были также внесены существенные изменения.

Несмотря на долгие сроки строительства, к 1895 году на Балтике и на Черном море было уже по пяти эскадренных броненосцев.

Однако этого числа кораблей было явно недостаточно для противоборства быстроразвивающимся флотам Германии и Японии, не говоря уже об Англии. В принятых царским правительством судостроительных программах 1895 и 1898 годов эскадренным броненосцам по-прежнему была отведена ведущая роль. Вслед за «Сисоем Великим», «Полтавой», «Петропавловском» и «Севастополем», построенными еще по программе 1890 года, в 1901 - 1904 годах вошли в строй три однотипных броненосца: «Пересвет», «Ослябя» и «Победа», предназначенные для самостоятельных крейсерств в открытом океане. Вместе с ними - еще четыре эскадренных броненосца: «Бородино», «Князь Суворов», «Император Александр III» и «Орел» (пятый корабль этого типа - «Слава» - вступил в строй уже в 1905 году). Два корабля - «Цесаревич» и «Ретвизан» в силу загруженности отечественных заводов были заказаны во Франции и в США. С учетом вошедшего в 1904 году в состав Черноморского флота броненосца «Князь Потемкин-Таврический» Россия к началу русско-японской войны 1904-1905 годов имела 24 корабля этого класса, в том числе: на Балтике - 9, на Черном море - 8 и в составе 1-ой Тихоокеанской эскадры - 7 кораблей.

Русско-японская война выявила недостатки в конструкциях кораблей и внесла множество нового в строительство броненосцев. В частности, она показала большую их уязвимость от воздействия артиллерии, мин и торпед. Это потребовало коренных изменений в размещении бронирования, вооружения и водонепроницаемых переборок, увеличения скорости хода судов.

В связи с этим проектные данные уже находившихся на стапелях в Петербурге, Николаеве и Севастополе эскадренных броненосцев «Андрей Первозванный», «Император Павел I», «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» подверглись коренной перестройке.

Вышеуказанные корабли явились последними в России эскадренными броненосцами. На смену им шли другие, более совершенные и мощные линейные корабли с паротурбинными энергетическими установками и диаметральным расположением орудийных башен.

В 1909 году на Новом Адмиралтействе и на Балтийском заводе были заложены четыре таких корабля, получившие наименования «Севастополь», «Гангут», «Петропавловск» и «Полтава». Через два года подобные корабли: «Императрица Мария», «Екатерина II» и «Император Александр III» были заложены и для Черноморского флота. Последний корабль этого класса - «Император Николай I» не был достроен.

Обладая самыми совершенными по тому времени вооружением и механизмами, отличными скоростными и мореходными качествами, русские линейные корабли в годы первой мировой войны не знали себе равных в мире.

Предлагаемый выпуск художественных открыток расскажет читателю о наиболее примечательных броненосцах и линейных кораблях Российского флота.

Капитан 2-го ранга С. Бережной

Броненосный корабль «Петр Великий»


1. БРОНЕНОСНЫЙ КОРАБЛЬ «ПЕТР ВЕЛИКИЙ»

Заложен в 1869 году в Петербурге, спущен на воду 27 августа 1872 года и в 1877 году вступил в строй. До 11 июня 1872 года именовался «Крейсер». Первоначально числился монитором. В 1873 году переклассифицирован в броненосный корабль, в 1892 году - в эскадренный броненосец и в 1906 - в учебно-артиллерийский корабль. Был сильнейшим в мире кораблем своего класса. Участвовал в первой мировой и Гражданской войнах, обеспечивал базирование подводных лодок. 26 февраля 1918 года в тяжелых ледовых условиях перешел из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки), а оттуда в Кронштадт. С октября 1918 года находился на хранении в порту и затем переоборудован в минный блокшив. В 1959 году корпус корабля был разобран на металлолом

Водоизмещение 10105 т: длина 100,6 м, ширина 19,3 м, осадка 7,5 м; мощность механизмов 8258 л. с., скорость хода 14,3 узла, дальность плавания 3600 миль. Вооружение: 4 305-мм, 4 четырехфунтовых, 1 63-мм, 6 47-мм и 4 37-мм орудий; 2 подводных торпедных аппарата. Экипаж 440 человек.

Броненосный корабль «Чесма»



2. БРОНЕНОСНЫЙ КОРАБЛЬ «ЧЕСМА»

Заложен в 1883 году в Севастополе на судоверфи Российского общества пароходства и торговли, спущен на воду 18 мая 1886 года и в 1888 году вступил в строй. Явился первым трехбашенным броненосцем Черноморского флота. В 1892 году переклассифицирован в эскадренный броненосец. В августе 1907 года разоружен и исключен из списков флота. Корпус корабля был использован в качестве щита для производства учебных артиллерийских стрельб.

Водоизмещение 10930 т; длина 103,5 м, ширина 21,0 м, осадка 7,8 м; мощность паровой машины 9053 л. с., скорость хода 13,5 узла, дальность плавания 4600 миль. Вооружение: 6 305-мм, 7 152-мм, 2 63-мм, 8 47-мм и 4 37-мм орудий, 7 торпедных аппаратов. Бронирование от 203 до 406 мм. Экипаж 633 человека.

Броненосный корабль «Император Александр II»



3. БРОНЕНОСНЫЙ КОРАБЛЬ «ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР II»

Заложен в 1885 году в Петербурге, 26 июля 1887 года спущен на воду и в 1889 году вступил в строй. В 1892 году переклассифицирован в эскадренный броненосец и в 1907 - в линейный корабль. С 1914 года использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля. 21 мая 1917 года переименован в «Зарю Свободы». Участвовал в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде, прикрывал подступы к городу со стороны Финского залива, 7 декабря этого же года - в подавлении мятежа Керенского - Краснова С мая 1918 года находился на хранении, а в 1922 году разобран на металл

Водоизмещение 9244 т; длина 105,6 м, ширина 20,4 м, осадка 78 м, мощность паровой машины 8500 л. с., скорость хода 13,5 узла, дальность плавания 2160 миль. Вооружение: 2 305-мм, 4 229-мм, 8 152-мм. 4 63-мм, 10 47-мм и 8 37-мм орудий, 5 надводных торпедных аппаратов. Экипаж 616 человек.

Эскадренный броненосец «Двенадцать апостолов»



4. ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ»

Заложен в 1889 году на Николаевском Адмиралтействе, 13 сентября 1890 года спущен на воду и в 1892 году вступил в строй. До 13 февраля 1892 года числился броненосным кораблем. В апреле 1907 года выведен из боевого состава флота, разоружен и в 1912 году переоборудован в «Блокшив № 8». С весны 1918 года находился на хранении в Севастопольском военном порту, а в 1922 году был разобран на металл.

Водоизмещение 8438 т; длина 104,2 м, ширина 18,3 м, осадка 8,8 м; мощность механизмов 8758 л. с., скорость хода 15,7 узла, дальность плавания 1500 миль (10-узловым ходом). Вооружение: 4 305-мм, 4 152-мм, 2 63-мм, 12 47-мм и 14 37-мм орудий, 6 торпедных аппаратов. Бронирование от 203 до 356 мм. Экипаж 599 человек.

Эскадренный броненосец «Ростислав»



5. ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «РОСТИСЛАВ»

Заложен в 1894 году в Николаеве, спущен на воду 1 сентября 1896 года и в 1899 году вступил в строй. 10 октября 1907 года переведен в класс линейных кораблей. Участвовал в первой мировой войне. В январе - марте 1918 года поддерживал действия рабочих отрядов при установлении Советской власти в Одессе. В марте 1918 года был сдан в порт на хранение и в мае захвачен германскими оккупантами. С октября 1919 года входил в состав белогвардейского флота, использовался как плавбатарея, и в ноябре 1920 года был затоплен врангелевцами в Керченском проливе.

Водоизмещение 8800 т; длина 107,2 м, ширина 20,7 м, осадка 6,7 м; мощность механизмов 8700 л. с., скорость хода 15,6 узла, дальность плавания 3050 миль. Вооружение: 4 254-мм, 8 152-мм, 12 47-мм и 14 37-мм орудий, 6 торпедных аппаратов. Экипаж 632 человека.

Эскадренный броненосец «Георгий Победоносец»



6. ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ»

Заложен в 1889 году на Севастопольской верфи Российского общества пароходства и торговли, в 1892 году спущен на воду и в 1896 году вступил в строй. Первоначально числился броненосным кораблем, 13 февраля 1892 года переведен в класс эскадренных броненосцев и 10 октября 1907 года - линейных кораблей. Участвовал в первой мировой войне. В марте 1918 года был сдан в порт на хранение и в мае захвачен германскими оккупантами. С апреля 1919 года входил в состав белогвардейского флота, использовался в качестве штабного корабля, в ноябре 1920 года уведен Врангелем в Бизерту.

Водоизмещение 11 940 т; длина 103,5 м, ширина 21,0 м, осадка 8,7 м; мощность механизмов 10 600 л. с., скорость хода 17 узлов, дальность плавания 2160 миль. Вооружение: 6 305-мм, 7 152-мм, 2 63-мм, 8 47-мм и 10 37-мм орудий, 7 торпедных аппаратов. Экипаж 642 человека.

Эскадренный броненосец «Петропавловск»



7. ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «ПЕТРОПАВЛОВСК»

Заложен в 1892 году на Галерном островке в Петербурге, спущен на воду 9 января 1894 года и в 1897 году вступил в строй. Участвовал в обороне Порт-Артура в период русско-японской воины. Погиб 13 апреля 1904 года при выходе на Внешний рейд Порт-Артура, подорвавшись на вражеской мине заграждения. Вместе с кораблем погибли командующий морскими силами на Тихом океане выдающийся русский флотоводец и ученый вице-адмирал С. О. Макаров и известный художник-баталист В. В. Верещагин. Однотипные корабли: «Полтава» и «Севастополь».

Водоизмещение 11354 т; длина 114,3 м, ширина 21,3 м, осадка 7,8 м; мощность паровой машины 11 213 л. с., скорость хода 16,86 узла, дальность плавания 4500 миль. Вооружение: 4 305-мм, 12 152-мм, 263-мм, 10 47-мм и 28 37-мм орудий, 4 надводных и 2 подводных торпедных аппарата. Бронирование от 127 до 406 мм. Экипаж 633 человека.

Эскадренный броненосец «Ослябя»



8. ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «ОСЛЯБЯ»

Заложен осенью 1896 года на Новом Адмиралтействе в Петербурге, спущен на воду в октябре 1898 года и в 1901 году вступил в строй. Предназначался для самостоятельных крейсерств на океанских коммуникациях. Однотипные корабли: «Пересвет» и «Победа». Следуя в составе 2-ой Тихоокеанской эскадры из Кронштадта на Дальний Восток, погиб 27 мая 1905 года в бою с японской эскадрой в Цусимском проливе.

Водоизмещение 12674 т; длина 132,4 м, ширина 21,8 м, осадка 7,9 м; мощность паровой машины 14500 л. с., скорость хода 18 узлов, дальность плавания 6000 миль. Вооружение: 4 254-мм, 11 152-мм, 20 75-мм, 2 63-мм, 20 47-мм 8 37-мм орудий, 3 надводных и 2 подводных торпедных аппарата. Бронирование до 229 мм. Экипаж 769 человек.

Эскадренный броненосец «Ретвизан»



9. ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «РЕТВИЗАН»

Заложен в городе Филадельфия (Соединенные Штаты Америки) в 1899 году, 10 октября 1900 года спущен на воду и в 1902 году вступил в строй. Входил в состав 1-ой Тихоокеанской эскадры. В ночь на 9 февраля 1904 года подвергся внезапной атаке японских миноносцев в Порт-Артуре, получил попадание торпедой и вышел из строя. Вскоре был отремонтирован и вновь введен в строй. 5 декабря 1904 года погиб во внутренней гавани Порт-Артуре от попаданий снарядов противника. После русско-японской войны был поднят японцами, восстановлен и под наименованием «Хидзен» введен в состав японского флота.

Водоизмещение 12902 т; длина 117,9 м, ширина 22,0 м, осадка 7,9 м; мощность энергетической установки 17000 л. с., скорость хода 18 узлов, дальность плавания 5500 миль. Вооружение: 4 305-мм, 12 152-мм, 20 75-мм, 2 63-мм, 24 47-мм и 8 37-мм орудий, 4 надводных и 2 подводных торпедных аппарата, 2 пулемета. Бронирование от 152 до 229 мм. Экипаж 743 человека.

Эскадренный броненосец «Цесаревич»



10. ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «ЦЕСАРЕВИЧ»

Заложен в 1899 году в Тулоне (Франция), 23 января 1901 года спущен на воду и в 1903 году вступил в строй. 22 февраля 1904 года был поврежден торпедой, выпущенной с японского миноносца, но вскоре был отремонтирован и вновь введен в строй. В сентябре 1904 года после боя с японской эскадрой в Желтом море броненосец прорвался в китайский порт Киао-Чао, где был интернирован до конца русско-японской войны. Впоследствии вошел в состав Балтийского флота. 10 октября 1907 года переведен в класс линейных кораблей. Участвовал в первой мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. В 1917 году переименован в «Гражданина». В декабре 1917 года в тяжелой ледовой обстановке перешел из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. С мая 1918 года - на долговременном хранении. В годы Гражданской войны артиллерия корабля использовалась на речных и озерных флотилиях и на сухопутных фронтах. В 1924 году разобран на металл.

Водоизмещение 12912 т; длина 118,5 м, ширина 23,2 м, осадка 7,9 м; мощность механизмов 16 300 л. с., скорость хода 18 узлов, дальность плавания 2805 миль. Вооружение: 4 305-мм, 12 152-мм, 10 75-мм 11 37-мм орудий, 2 пулемета, 4 торпедных аппарата. Экипаж более 800 человек.

Эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический»



11. ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «КНЯЗЬ ПОТЕМКИН-ТАВРИЧЕСКИЙ»

Заложен в 1898 году в Николаеве, спущен на воду 26 сентября 1900 года и в 1904 году вступил в строй. 27 июня 1905 года на корабле произошло первое в Российском флоте революционное восстание матросов. 8 июля 1905 года броненосец ушел в Констанцу, где был интернирован румынским правительством, но затем возвращен России. 10 октября 1907 года переведен в класс линейных кораблей. В октябре 1905 года переименован в «Пантелеймона», в апреле 1917 - в «Потемкина-Таврического», в мае этого же года - в «Борца за свободу». Участвовал в первой мировой войне. В феврале 1918 года был сдан в порт на хранение и в мае 1918 года захвачен в Севастополе германскими оккупантами. В конце апреля 1919 года взрывом выведен из строя, в 1923 г. разобран на металл.

Водоизмещение 12480 т; длина 115,4 м, ширина 22,2 м, осадка 8,3 м; мощность механизмов 10600 л. с., скорость хода 16,9 узла, дальность плавания 1100 миль. Вооружение: 4 305-мм, 16 152-мм, 14 75-мм, 2 63-мм, 6 47-мм и 2 37-мм орудий, 5 торпедных аппаратов. Экипаж 731 человек.

Эскадренный броненосец «Слава»



12. ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «СЛАВА»

Заложен в 1902 году на Балтийском заводе в Петербурге, спущен на воду 29 августа 1903 года и в 1905 году вступил в строй. 10 октября 1907 года переведен в класс линейных кораблей. Участвовал в первой мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. 17 октября 1917 года в неравном артиллерийском бою с германскими кораблями получил ряд серьезных повреждений и по приказанию командования был затоплен экипажем в Моонзундском проливе для преграждения входа эскадре противника. Однотипные корабли: «Бородино», «Князь Суворов», «Император Александр III» и «Орел».

Водоизмещение 13516 т; длина 121,0 м, ширина 23,2 м, осадка 8,0 м; мощность паровой машины 15800 л. с., скорость хода 18 узлов, дальность плавания 1970 миль. Вооружение: 4 305-мм, 12 152-мм, 20 75-мм, 2 63-мм, 20 47-мм и 2 37-мм орудий, 2 пулемета, 2 надводных и 2 подводных торпедных аппарата. Бронирование до 254 мм. Экипаж 825 человек.

Линейный корабль «Евстафий»



13. ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «ЕВСТАФИЙ»

Заложен в 1904 году в Николаеве, в октябре 1906 года спущен на воду и в 1910 году вступил в строй. До 1907 года числился эскадренным броненосцем. Участвовал в первой мировой войне. В декабре 1917 года перешел на сторону Советской власти. В марте 1918 года был сдан в порт на хранение и в мае захвачен войсками кайзеровской Германии. В конце апреля 1919 года при отступлении из Крыма подорван английскими интервентами и выведен из строя. В 1921 году кораблю присвоено наименование «Революция». В 1922 году разобран на металл. Однотипен - «Иоанн Златоуст».

Водоизмещение 12810 т; длина 117,6 м, ширина 22,6 м, осадка 8,2 м; мощность механизмов 10 600 л. с., скорость хода 16 узлов, дальность плавания 1884 мили. Вооружение: 4 305-мм, 4 203-мм, 12 152-мм, 16 75-мм, 2 63-мм и 10 47-мм орудий, 3 торпедных аппарата. Экипаж 928 человек.

Линейный корабль «Андрей Первозванный»



14. ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ»

Заложен в 1905 году на Галерном островке в Петербурге, спущен на воду 20 октября 1906 года и в 1912 году вступил в строй. До 10 октября 1907 года числился эскадренным броненосцем. Участвовал в первой мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции, в марте 1917 года в числе первых восстал в Гельсингфорсе (Хельсинки). Принял участие в Ледовом походе кораблей Балтийского флота в апреле 1918 года и подавлении контр- революционного мятежа гарнизона форта Красная Горка. В августе 1919 года при стоянке в Кронштадте был подорван английским торпедным катером, но остался в строю. В 1923 году разобран на металл. Однотипен - «Император Павел I» («Республика»).

Водоизмещение 17400 т; длина 140,2 м, ширина 24,4 м, осадка 8,2 м; мощность энергетической установки 17600 л. с., скорость хода 18 узлов, дальность плавания 2100 миль. Вооружение: 4 305-мм, 14 203-мм, 12 120-мм, 4 75-мм и 8 47-мм орудий, 3 торпедных аппарата. Экипаж 956 человек.

Линейный корабль «Гангут»



15. ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «ГАНГУТ»

Заложен в 1909 году на Новом Адмиралтействе в Петербурге, 7 октября 1911 года спущен на воду и в 1914 году вступил в строй. В октябре 1915 года на корабле произошло революционное выступление матросов, зверски подав- ленное царскими властями. Участвовал в первой мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и Гражданской войне. В апреле 1918 года в составе первого отряда перешел из Гельсингфорса в Кронштадт. С октября 1918 года по 1925 год - на хранении. В июне 1925 года переименован в «Октябрьскую Революцию». Принял участие в советско-финляндской войне и Великой Отечественной войне. 22 июля 1944 года награжден орденом Красного Знамени. В 1956 году исключен из списков флота.

Водоизмещение 23000 т; длина 181,2 м, ширина 26,0 м, осадка 8,4 м; мощность энергетической установки 42000 л. с., скорость хода 23 узла, дальность плавания 1625 миль. Вооружение: 12 305-мм, 16 120-мм и 4 47-мм орудий, 4 торпедных аппарата. Экипаж 1126 человек.

Линейный корабль «Екатерина II»



16. ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «ЕКАТЕРИНА II»

Заложен в 1911 году в Николаеве, спущен на воду 19 июня 1914 года и в 1915 году вступил в строй. В июне 1915 года переименован в «Императрицу Екатерину Великую», а 16 апреля 1917 года - в «Свободную Россию». Участвовал в первой мировой войне. 16 декабря 1917 года перешел на сторону Советской власти. В мае 1918 года в связи с угрозой захвата германскими оккупантами перешел из Севастополя в Новороссийск и в июне месяце по приказу Советского правительства потоплен эсминцем «Керчь» в Цемесской бухте.

Водоизмещение 22600 т; длина 167,8 м, ширина 27,3 м. осадка 8,4 м; мощность механизмов 26 500 л. с., скорость хода 21 узел, дальность плавания 3000 миль. Вооружение: 12 305-мм, 20 130-мм, 8 75-мм и 4 47-мм орудий, 4 пулемета, 4 торпедных аппарата. Бронирование до 305 мм. Экипаж 1220 человек.



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100