БОМБЫ НА МОДЕЛЯХ

Авиационные бомбы делятся на три вида: основного, вспомогательного и специального назначений. К первому относятся фугасные, осколочные, бронебойные, зажигательные и некоторые другие, ко второму - светящие и пристрелочные (они способствуют более успешному применению бомб основного назначения). Наконец, фотобомбы, так называемые практические бомбы, дымовые и прочие, служащие для решения специальных задач, относятся к третьему виду.

Каждому виду присваивается наименование, обычно это сокращение полного названия. Так, фугасные бомбы обозначаются аббревиатуррй ФАБ, зажигательные - ЗАБ, осколочные - АО, противотанковые - ПТАБ. Рядом с наименованием всегда приводится числовая характеристика, обозначающая вес бомбы, или, иначе говоря, калибр.

Любая бомба снабжается взрывателем. Он может располагаться в головной части (головной), в хвостовой (донный) и на боковой поверхности (в специальном стакане). Бомбы крупных калибров снабжаются двумя взрывателями - головным и донным. Взрыватели делятся на дистанционные, срабатывающие в любой заранее заданный момент, и ударные, действующие при столкновении с преградой.

Для уменьшения лобового сопротивления самолета его основную бомбовую нагрузку помещают внутри фюзеляжа и лишь в особых случаях под крыльями или под фюзеляжем. Наружная подвеска используется также на самолетах, для которых бомбометание не является основным способом поражения целей, например на истребителях.

Если вес бомб составляет значительную часть от всей нагрузки самолета, они должны размещаться возможно ближе к центру тяжести, чтобы их сбрасывание не вызвало потери устойчивости. Боезапас, находящийся внутри фюзеляжа, сбрасывается через специальные люки. Величина их в большинстве случаев определяется габаритами смертоносного груза.

К самолету бомбы крепятся с помощью бомбодержателей, которые в зависимости от способа фиксации делятся на замковые и беззамковые. Основу первых составляет корпус, имеющий, к примеру, вид балки и предназначенный для подвески одной или двух бомб на одинаковом уровне. Другой вид держателей - бортовые, или подвесные кассетные, - служит для подвески нескольких бомб одна под другой внутри самолета. Первые устанавливаются попарно один против другого, а подвесные внутри бомбового отсека, и груз на них располагается вертикальными рядами по обеим сторонам. На корпусе бомбодержателей имеются замки, удерживающие бомбы до момента их сбрасывания.

Беззамковые кассетные держатели делятся на бомбовые отсеки и кассеты мелких бомб (КМБ). Они предназначены для залпового сбрасывания мелких (до 25 кг) бомб, укладываемых навалом.

Чтобы избежать случайного срабатывания взрывателей, снабженных ветрянками, используется система блокировки, или, как говорят, «контровка» их проволочными вилками. Они устанавливаются на взрыватель при ввертывании его в очко бомбы и не препятствуют случайному свинчиванию ветрянки при доставке бомбы к цели.

И. РОДИОНОВ



Рис. 1. Бомбодержатели: 1 - подвеска ФАБ-100 на истребителе (М 1:10), 2 - подвесной кассетный бомбодержатель (М 1:20), 3 - бомба ФАБ-100 в бомбоотсеке штурмовика Ил-10, 4 - бортовые кассетные бомбодержатели (М 1:20).



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1977, №2
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100