КРАСНОЗВЕЗДНАЯ «ЧАЙКА»

Зрачительная часть границ нашей Родины проходит по морям и океанам, внутри страны много озер, морей и широких рек. Это отличные гидроаэродромы, устроенные самой природой. Не случайно в нашей стране уделяют большое внимание строительству гидросамолетов как для обороны рубежей, так и для целей быстрой транспортировки грузов и пассажиров.

Конструкторский коллектив, возглавляемый лауреатом Государственной премии Георгием Михайловичем Бериевым, еще в 1930 году создал первый вариант гидросамолета-моноплана МБР-2 с двигателем водяного охлаждения М-17. В 1935 году двигатель заменили на более мощный, тоже жидкостного охлаждения — М-34, кабина летчиков была закрыта фонарем, что значительно улучшило его летные данные. МБР-2 долгое время (до 1940 года) строился серийно и использовался как в военно-морской авиации на фронтах Великой Отечественной войны, так и в народном хозяйстве, особенно на Крайнем Севере. В 1930 году этот коллектив разработал пассажирский вариант этого самолета МП-1. На нем в мае и октябре 1937 года нашими женщинами-летчицами П. Д. Осипенко и В. С. Гризодубовой был установлен ряд мировых рекордов. 2 июля 1938 года П. Д. Осипенко, М. М. Раскова н В. Ф. Ломако совершили еще один рекордный беспосадочный перелет на МП-1 но маршруту Севастополь — Архангельск.

Вслед за МП-1 под руководством Г. М. Бериева было создано много разных гидросамолетов. Среди них в послевоенное время была построена двухмоторная летающая лодка Бе-6. Бе-6 оказался замечательным гидросамолетом как по своим летным, так и по мореходным качествам. Он был задуман конструкторами для боевого применения в Военно-Морском Флоте. Кроме того, Бс-6 широко использовался для перевозок грузов в Арктике.

Бе-6 — это свободнонесущий, цельнометаллический моноплан с центральной частью крыла, изогнутой по-птичьему — как у чайки. Такой изгиб оказался необходимым, чтобы по возможности приподнять двигатели с винтами над уровнем воды и при этом обойтись без тяжелой и «лобастой» надстройки над фюзеляжем.

Оперение у Бе-6 двухкилевое для того, чтобы кили и рули направления обдувались потоком воздуха от винтов и были при этом более эффективными в случае выхода из строя одного из двигателей. Под крыльями размещены поплавки, устраняющие крен самолета при боковом ветре. Крыло двухлонжеронное, состоит из центроплана, имеющего «чайкообразную» форму изгиба, и двух отъемных частей — консолей. На центроплане размещена винтомоторная группа самолета. Два звездообразных двигателя воздушного охлаждения имеют мощность по 2400 л. с. каждый. Оба лонжерона крыла соединены толстой дюралевой обшивкой и образуют мощный кессон, воспринимающий основные нагрузки в полете. Элероны состоят каждый из двух частей. На элеронах размещены триммеры, регулируемые в полете. По задней кромке крыла, начиная от торца элерона, расположены посадочные закрылки. Стабилизатор двухлонжеронный, имеет большой угол поперечного «V», такой же как и у центроплана. На рулях высоты и направления имеются триммеры, регулируемые летчиком в полете. Вес пустого самолета — 18827 кг, полетный вес — свыше 20 т: Бе-6 — это скорее целый летающий корабль, а не летающая лодка. Благодаря своей грузоподъемности он является незаменимым там, где нет аэродромов.

Основные данные Бе-6 следующие: размах крыла — 33 м; длина самолета — 23,565 м; расстояние между поддерживающими поплавками — 22,9 м; высота самолета — 7,640 м; ширина лодки наибольшая — 2,963 м; площадь крыла — 120 м2; наибольшая скорость полета Бе-6 у воды — 377 км/час, на высоте 2500 м — свыше 400 км/час. С заправленными баками самолет может находиться в воздухе много часов, его дальность полета достигает нескольких тысяч километров.

Очень интересно выполнить летающую модель-копию Бе-6. Можно построить кордовую модель-копию Бе-6. В этом случае размах крыла модели надо выбирать порядка 1650 мм (масштаб 1:20), полетный вес ее не следует делать больше 1500 граммов, а винтомоторная группа должна состоять из двух двигателей 2,5 см3 с калильным зажиганием.

Очень интересно сделать радиоуправляемую модель-копию Бе-6 на восемь команд. В этом случае размах крыла надо делать порядка 2200 мм и применять два двигателя по 5 см3 каждый. Модель-копию Бе-6 как кордовую, так и радиоуправляемую надо запускать на просторном водоеме с тихой водой, желательно имеющей небольшую скорость течения. Первые запуски лучше производить в безветрие.

ВИНТОМОТОРНАЯ УСТАНОВКА включает в себя пятицилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-11, конструкции главного конструктора А. Д. Швецова, деревянный воздушный винт диаметром 2,4 м и шагом 1,524 м и дюралюминиевый капот.

Большинство самолетов По-2 окрашивались в темно-зеленый цвет, только нижняя поверхность крыльев, оперения и фюзеляжа — в голубой. Существовало много модификаций По-2. Самолет По-2 ШС имел даже четырехместную закрытую кабину. Сельскохозяйственный и пассажирский варианты были покрыты серебряной краской.

Основные данные самолета следующие: размах крыльев — 11,42 м; длина — 8,17 м; высота (винт — вертикально) — 3,1 м; площадь крыльев — 35,4 м2; вес пустого — 665 кг; полный полетный вес — 912 кг; максимальная скорость у земли — 152 км/час; посадочная скорость — 70 км/час; вертикальная скорость у земли — 2,50 км/сек; «потолок» — 4500 м; разбег — 78 м за 9 сек.; пробег — 111 м за 12 сек.

Самолет По-2 очень хорошо подходит для копирования как кордовой модели, так и модели свободного полета или радиоуправляемой. Многие авиамоделисты с этими моделями завоевывали призовые места на соревнованиях. Кордовая модель По-2 хорошо выполняет фигуры высшего пилотажа; может сбрасывать бомбы, выбрасывать парашютиста, следовательно, позволяет набрать много зачетных очков в классе моделей-копий. Под двигатель 2,5 см3 размах крыла модели следует принимать около 1 м.

И. КОСТЕНКО, кандидат технических наук





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1969, №3
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100