Архив журнала Моделист-Конструктор
Последний полет Экзюпери
Когда фашисты оккупировали Францию, капитулировала далеко не вся армия этой страны. В частности, немало французских летчиков сражалось против гитлеровцев в России, в знаменитой эскадрилье
“Нормандия—Неман”, а также в Англии, в не менее известной эскадрилье “Свободная Франция”. Одним из пилотов “Свободной Франции” был писатель и художник Антуан де Сент-Экзюпери, получивший к тому времени всемирное признание как автор “Маленького принца” и “Ночного полета”.“
Английские” французы летали преимущественно на “Лайтнингах” моделей F-4A и F-5A — американских двухбалочных самолетах-разведчиках, поставляемых в Англию по ленд-лизу. Летал на разведчике и Экзюпери — вместе с товарищами по оружию он занимался фотосъемкой территорий, оккупированных гитлеровскими захватчиками.“
Лайтнинги”-разведчики не имели оборонительного вооружения — место пулеметов и пушек в фюзеляжной гондоле занимала фотоаппаратура. Считалось, что высокие летные данные самолета позволяют ему легко уходить от атак истребителей люфтваффе. Действительно, “достать” “Лайтнинг” могли только самые совершенные фашистские перехватчики, например, появившиеся к концу войны FW-190D-9. К несчастью, именно этот самолет атаковал “Лайтнинг” Экзюпери в его последнем полете летом 1944 года над Средиземным морем.В истории авиации навечно запечатлены тысячи самых различных летательных аппаратов. Но среди них есть те, что запоминаются буквально с одного взгляда и навсегда. Один из них — американский истребитель и разведчик второй мировой войны Р-38
“Лайтнинг” — машина, продуманная до мелочей и красивая, удивительно рациональная и в то же время “выписанная” смелой рукой без оглядки на устоявшиеся каноны.
Самолет был задуман в конце 30-х годов. Именно в те времена в авиации возникла дискуссия о том, каким быть истребителю: одномоторным или двухмоторным. Объективно больше плюсов набрали сторонники двухмоторных машин. Скорость, дальность, скороподъемность таких самолетов были выше, вооружение мощнее.
Одним из самых весомых аргументов сторонников двухмоторных и стал одноместный
“Лайтнинг”. Однако двухбалочная схема к тому времени уже не была новинкой. Одним из возможных прототипов “Лайтнинга” вполне мог быть экспонировавшийся на парижской авиационной выставке 1936 года трехместный голландский истребитель-разведчик “Фоккер” F-1. Оказал ли он какое-либо влияние на конструкторов фирмы “Локхид”, работавших под руководством Д. Джонсона, сказать трудно. Во всяком случае, при большом объеме оборудования, размещенного в мотогондолах, выбор двухбалочной схемы для “Лайтнинга” был целесообразным.Однако двухбалочная схема — далеко не единственное, что предопределило отличные летные свойства будущего самолета. Главное заключалось в сочетании высокой удельной нагрузки на крыло (чуть ли не в полтора раза выше, чем было принято в те годы) с очень большой мощностью двигателей
“Алиссон” жидкостного охлаждения с V-образным расположением цилиндров, оснащенных турбокомпрессорами, которые работали с использованием энергии выхлопных газов и позволяли сохранить мощность на значительных высотах. Но, конечно, один из самых главных “секретов” успеха “Лайтнинга” — великолепная аэродинамика, в основе которой были не столько зализы и обтекатели, сколько хорошо отработанное крыло с удлинением, превышавшим 8, что было также необычным для истребителя тех лет.Первый полет
“Лайтнинга” ХР-38 (“X”— означает опытный образец) состоялся в январе 1939 года. Испытания шли не гладко. Были многочисленные отказы систем и агрегатов, а первая опытная машина потерпела катастрофу. Однако отдельные неудачи не стали препятствием для быстрого запуска “Лайтнинга” в серию. Впоследствии он послужил базой для множества вариантов и модификаций — истребителей, разведчиков, бомбардировщиков, как одноместных, так и двухместных.Несмотря на отдельные, пусть даже и очень болезненные потери (вспомним автора
“Маленького принца”), “Лайтнинги”-разведчики за последние годы войны, наверное, несколько раз отсняли территорию всей Западной Европы. А в налетах на германские города американские “Летающие крепости” сопровождали чаще всего тоже “Лайтнинги”-истребители. Вместе с бомбардировщиками они участвовали и в так называемых челночных налетах, когда самолеты союзников, взяв старт на Британских островах, пересекали всю Германию, уничтожая на пути заданные цели, и совершали посадку на советском аэродроме под Полтавой.Вслед за
“Лайтнингом” в США фирмой “Нортроп” был построен ночной истребитель-перехватчик “Блэк Уидоу” (“Черная вдова”). Он весил на взлете более 16 тонн и мог барражировать в заданном районе несколько часов. Свое продолжение “Блэк Уидоу” нашел в разведчике F-15A “Репортер”, строившемся серийно в первые послевоенные годы. Двухбалочный “Репортер” обладал большой дальностью полета и значительным потолком: он предназначался для ведения стратегической разведки.А у европейских союзников США во второй мировой войне последним поршневым разведчиком, по-видимому, стал специальный вариант легкого двухмоторного многоцелевого боевого самолета
“Москито”, созданного фирмой “Де Хэвилленд”. Эта машина имела небольшие размеры, цельнодеревянную конструкцию и классическую фюзеляжную схему.Часть
“Москито” оснащали радиолокатором и использовали в качестве ночного перехватчика, успешно воевавшего даже с германскими самолетами-снарядами Фау-1. В то же время “Москито” считался и лучшим легким скоростным бомбардировщиком. В варианте разведчика “Москито” превосходил, пожалуй, немецкие аналоги, да и с “Лайтнингом” был практически на равных.Фашистские авиаконструкторы при создании разведчика избрали иную тактику: ставка делалась на большие высоты полета, где самолет считался недосягаемым для истребителей и зенитной артиллерии. Двухмоторный высотный разведчик Ju-86R имел крыло очень большого удлинения, его моторы оснащались турбокомпрессорами и специальной системой кислородной подпитки. В результате потолок самолета превысил 14 тыс. м, что было своеобразным мировым рекордом для тех лет.
Но Ju-86R относился к числу
“небесных тихоходов”, и о таких машинах вскоре после окончания войны надолго забыли. А вновь вспомнили о них американские стратеги, ввязавшись в локальные войны. Было принято решение о создании нового самолета. Им стал OV-10A “Бронко”. Для машины выбрали двухбалочную схему — как писала американская пресса, не без влияния военных успехов “Лайтнинга”. На самолет установили два турбовинтовых двигателя, его экипаж состоял иа двух человек. “Бронко”, использовался для штурмовки, визуальной разведки, освещения поля боя, маркировки наземных целей и как передовой авиационный наводчик. Конечно, эти самолеты не могли предотвратить крах американской агрессии во Вьетнаме, но с их появлением эффективность действия авиации возросла.“
Бронко”, впрочем, как и “Лайтнинг”, и другие самолеты, о которых говорилось в этой статье, не были специализированными разведывательными машинами. Да и в послевоенные годы для превращения истребителя, бомбардировщика, штурмовика и даже пассажирского самолета в разведчик стало достаточным лишь установить на нем специальную аппаратуру — в годы войны фотоаппараты, в наше время — радиоэлектронику. А разведчики, как летательные аппараты особой аэродинамической и конструктивной схемы, в послевоенное время строились крайне редко.
“ Лохкид” F-4A “Лайтнинг”, США |
“ Де Хевиленд” DH-98P Mk. XVI “Москито”, Англия |
“ Нортоп” F-15A “Репортер”, США |
“ Юнкерс” Ju-86R-1, Германия |
“ Норт Америкен” OV-10A “Бронко”, США |
|
Год выпуска |
1939 |
1940 |
1945 |
1940 |
1967 |
Длина самолета, м |
11,53 |
13,57 |
15,33 |
16,46 |
12,67 |
Размах крыла, м |
15,85 |
16,52 |
20,14 |
32,0 |
12,19 |
Площадь крыла,м2 |
30,2 |
42,23 |
61,75 |
97,0 |
27,03 |
Мощность двигателей, л. с. |
2Х1150 |
2Х1680 |
2Х2250 |
2Х1500 |
2Х715 |
Взлетный вес,кг |
8392 |
10147 |
14650 |
11530 |
6550 |
Вес пустого, кг |
5398 |
6644 |
10380 |
6780 |
3130 |
Максимальная скорость, км/ч |
540 |
688 |
704 |
420 |
440 |
на высоте, м |
7000 |
5200 |
10200 |
9000 |
0 |
Дальность полета, км |
4250 |
3945 |
6440 |
1570 |
1920 |
Потолок, м |
10500 |
11740 |
12800 |
14400 |
8630 |
“
Лайтнинг” представляет собой самолет-моноплан с двумя хвостовыми фюзеляжными балками, на которых крепилось горизонтальное и двухкилевое вертикальное оперение. В носовых частях балок устанавливались рядные Y-образные двигатели водяного охлаждения фирмы “Алиссон” мощностью от 1090 до 145 л. с„ в зависимости от варианта самолета.В небольшой фюзеляжной гондоле, закрепленной на центроплане крыла, располагался пилот, в носовой ее части на разведчике устанавливалось фотооборудование, а на истребителе — стрелковое вооружение. Разведчик оснащался также достаточно совершенной навигационной системой.
Конструкция самолета цельнометаллическая. Крыло однолоижероиное, оно оснащалось очень эффективным, но и очень сложным сдвижным щелевым закрылком, занимавшим значительную часть размаха. На нижней поверхности консолей за мотогондолами на крыле устанавливались интерцепторы, выполнявшие к тому же и роль воздушных тормозов. На наружной подвеске под крылом самолет мог нести дополнительные топливные баки, бомбы, неуправляемые ракеты. В центроплане размещались основные топливные баки, представлявшие собой герметизированные отсеки крыла.
“
Лайтнинг” в отличие от большинства самолетов второй мировой войны имел трехстоечное шасси с носовым колесом, что упрощало пилотирование машины на взлете и посадке. Выпуск и уборка шасси осуществлялись гидросистемой, выпуск и уборка закрылков — электромотором. Проводка управления рулями и элеронами — тросовая.“
Лайтнинги” в варианте разведчика (с обозначением F-4A, F-5A, F-5B), как правило, не окрашивались и имели естественный “дюралевый” цвет. Опознавательные знаки по правилам ВВС США наносились на левом крыле сверху, на правом крыле — снизу и на фюзеляжных балках.В. КОНДРАТЬЕВ
Самолет-разведчик
“Лайтнинг” F-5A: 1 — аккумуляторный люк, 2 — управляемые створки водяного радиатора, 3 — водяные радиаторы (по два на каждый двигатель), 4 — воздухозаборник карбюратора, 5 — турбонагнетатель двигателя (с приводом от выхлопных газов), 6 — подвесные топливные баки, 7—лонжерон крыла, 8—створки шасси, 9—крыльевые топливные баки, 10—выдвижной закрылок, 11 —аэродинамические компенсаторы и весовые балансиры руля направления, 12 — тормозной щиток-интерцептор, 13 — маслорадиаторы, 14 — двигатель “Алиссон”, 15 — кислородный баллон, 16 — воздухозаборники маслорадиаторов, 17 — противофлаттерные балансиры руля высоты, 18 — триммер руля высоты, 19 — подкосы стоек шасси, 20 — шлицшарниры стоек шасси.
Источник: "Моделист-Конструктор" 1989, №2
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru