НА КОРДЕ «МЕТЕОР-IV»

Почти одновременно с первым советским реактивным истребителем БИ-1 англичане испытали свой реактивный самолет «метеор», созданный фирмой «Глостер». На нем стояли два двигателя конструкции Френка Уитла. Это был единственный реактивный самолет союзников, принимавший участие во второй мировой войне. «Метеоры» использовались против гитлеровских самолетов-снарядов, поднимаясь с баз в Южной Англии. 7 ноября 1945 года специально подготовленный фирмой «Глостер» модифицированный самолет «метеор-IV» установил мировой рекорд скорости — 969,6 км/час.

Самолет «метеор-IV» представлял собой цельнометаллический моноплан. Имел трехколесное шасси с рычажной подвеской колес. Пилотировался одним человеком. Вооружение состояло из четырех пушек 20-мм. При испытаниях была найдена возможность размещать под фюзеляжем бомбу.

Размах крыла — 13,11 м, длина — 12,57 м, полетный вес — 5357 кг, скорость на высоте , 9000 м — 669 км/час, потолок — 12,190 км.

* * *

В этом номере мы публикуем чертежи английского реактивного самолета «метеор-IV» и его модели, построенной Л. Барсуковым. С этой моделью он на протяжении нескольких лет занимал на зональных, республиканских и всесоюзных соревнованиях по авиамоделизму призовые места.

* * *

Модель самолета «метеор» построена в масштабе 1:8,99 и имеет размах крыла 1470 мм, длину фюзеляжа — 1410 мм. Для удобства монтажа и демонтажа отдельных узлов модели крыло с частью фюзеляжа сделано съемным и крепится к фюзеляжу на четырех стальных болтах Ø3 мм.

Крыло — наборной конструкции с бальзовой обшивкой толщиной 2 мм. Профиль — NACA-2415-15%. Центроплан набран из бальзовых нервюр толщиной 3 мм. Лонжероны выполнены из двух сосновых полок 5X4 мм, соединенных внутри бальзовой пластиной и наклеенной сбоку фанерой 0,8 мм. Между лонжеронами на двух брусках из граба сечением 4 X 10 мм установлена основная качалка управления, изготовленная из дюралюминия Д16Т толщиной 2 мм. Консоль крыла состоит из набора бальзовых нервюр, передней кромки сечением 10X15 мм у корня и 5X5 мм на конце.

Технология изготовления фюзеляжа следующая. Сначала заготовку разрезают по осевой линии и выдалбливают до толщины стенок 4 мм в средней части и 2,5 мм — в хвостовой. Спереди вставляется бобышка. После этого- заготовку обрабатывают по шаблону сверху и сбоку. Затем внутреннюю полость обрабатывают наждачной бумагой и через 100 мм вставляют диафрагмы. После изготовления фюзеляжа вырезают нижнюю среднюю часть. Этот вырез окантовывают миллиметровой фанерой и приделывают к нему крепления для болтов.

Киль и стабилизатор — наборные. Передняя часть киля до руля повороте — долбленая. Руль поворота и рули высоты имеют конструкцию, аналогичную элеронам. Профиль — симметричный 6% NACA — М. На концах половинок руля высоты имеются роговые компенсаторы. Стабилизатор состоит из набора бальзовых нервюр толщиной 2 мм, передней кромки и лонжерона. Обшит бальзовой пластиной толщиной 2 мм. Половинки руля высоты соединены между собой проволокой ОВС Ø 1,5 мм. К средней части проволоки крепятся качалка и тяга.

Мотогондолы модели набраны из бальзы и фанерных шпангоутов, в которых сделано отверстие для продувочного канала. К двум силовым фанерным шпангоутам болтами Ø3 мм крепится моторама, выфрезерованная из дюралюминия марки Д16Т. Между первым и вторым шпангоутами расположен контейнер, как у пилотажной модели под мягкий бак (детский шарик). В этих шпангоутах сделаны отверстия для тяги качалки газа. Продувочный канал заканчивается выхлопной трубой (из жести толщиной 0,3 мм), имитированной под цвет настоящей жаровой трубы двигателя. Мотогондола выклеена на точеной деревянной болванке из папье-маше и марли на казеиновом клее. Для установки двигателей в мотогондолах имеются люки, которые крепятся к моторамам на двух болтах Ø3 мм. Вся сборка мотогондол производится на смоле ЭД-5. Перед установкой на модель внутреннюю часть контейнера и переднюю часть мотогондолы покрывают несколько раз химолаком.

На модели установлены два двигателя МВВС — 5,6 см3.

Фонарь кабины выштамповывают из оргстекла толщиной 1-1,5 мм, а переплет — из целлулоида толщиной 0,3 — 0,5 мм. Заклепки на переплёте выдавливаются с обратной стороны. Внутренность кабины окрашивается в серый, а приборная доска и руль управления — в черный цвет.

Шасси модели — убирающееся в полете. В правом внешнем колесе находится одноколодочный тормоз, который работает от натяжения тросика, а возвращается назад пружиной. Амортизатором шасси служит пружина из проволоки ОВС Ø1 мм. К амортизационной передней стойке крепится створка переднего щитка, закрывающего отверстие после уборки шасси.

Механизм уборки шасси несложен в изготовлений и безотказен в работе. Полудиск 1 представляет собой трех-плечую качалку, к которой крепятся тяги 2, 3, 4, идущие к стойкам шасси. Он крепится на оси 5. Болт 7 является стопором и не позволяет качалке поворачиваться больше, чем положено. К болту 6 крепится возвратная пружина 11, конец которой закрепляется на основном лонжероне крыла. Болтом 8 крепится трос уборки. На полудиске имеется упор 9 и профрезерована канавка 10 для троса уборки. Замок 12 крепится на оси 13. К одному концу его крепится шкив 14, а к его оси — возвратная пружина 15. Весь механизм собирается между двух пластин, скрепленных болтами Ø2,5 мм, которые ввинчиваются в ось 13 и бобышку 18. Ось 5 контрится сверху и снизу гайками М4. Между пластинами крепится также шкив 21. Для того чтобы трос 22 не слетал со шкивов, делается запор 24. К пластинам приклепываются угольники для крепления механизма к лонжеронам крыла. Для хода стопора 7 в пластинах делаются вырезы 26, Чтобы полудиск, замок и Шкив 21 не перемещались на оси по вертикали, сверху надеваются втулки 27, 28. Тяги уборки крепятся на качалке болтами 30.

При уборке шасси натягивается трос 22 (на чертеже замок заперт), проходящий через шкивы 14 и 21. Благодаря плечу между шкивами трос отклоняет конец замка со шкивом 14, перемещаясь, автоматически открывает замок (это положение на чертеже показано пунктиром) и поворачивает качалку на нужный угол. Тяги, перемещаясь, поворачивают стойки шасси.

Выпуск шасси происходит в обратной последовательности под действием пружины 11. Чтобы замок произвольно не открывался, пружина 15 удерживает его в закрытом положении.

Уборка шасси производится натяжением корды и закреплением ее на ручке управления моделью. Сила, приложенная при этом равняется 2-3 кг и зависит от силы натяжения возвратной пружины.

После тщательной обработки поверхности модель окрашивают под камуфляж. Низ, полоса на хвостовой части и круги опознавательных знаков красят в белый цвет. Сверху модель покрывается темно-серой краской, а затем — темно-зеленой, как показано на чертеже. Голубой, красный, желтый цвета используются на окраске опознавательных знаков на крыле, хвостовом оперении и фюзеляже. Буквы на фюзеляже красятся в светло-серый цвет, а в хвостовой части — в черный. После того как модель покрашена, на поверхность наносится специальным резцом раскрой листов и заклепки. Затем покрывают из пульверизатора химолаком.

Л. БАРСУКОВ, мастер спорта СССР, г. Иваново





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1970, №6
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100