Архив журнала Моделист-Конструктор
ЛУЧШИЙ ШТУРМОВИК ПОРШНЕВОЙ ЭПОХИИ. РОДИОНОВ, инженер
В процессе создания и совершенствования Ил-2 (см. «М-К», 1982, № 5), одного из самых эффективных и массовых самолетов Великой Отечественной войны, в ОКБ С. В. Ильюшина был накоплен большой опыт боевого применения штурмовиков. За время эксплуатации этого самолета резко шагнули вперед аэродинамика, технология самолетостроения, моторостроение. И в 1943 году, когда грозные ильюшинские «крылатые танки» были в зените славы, перед авиапромышленностью встал вопрос о кардинальном улучшении самолетов подобного назначения.
Над этой проблемой параллельно работали два конструкторских бюро С. В. Ильюшина и П. О. Сухого. Задачи модернизации поначалу были не совсем ясными. Очевидным было только, что штурмовику необходим новый, более мощный двигатель, производство которого уже налаживалось, усовершенствованная кинематическая схема выпуска и уборки шасси (одно из слабых мест Ил-2), усиленное наступательное и оборонительное вооружение. Перед конструкторами лежали два пути повышения эффективности штурмовика: рост бронирования и увеличение маневренности. Какому отдать предпочтение? Это могла подсказать только практика.
В середине 1944 года ОКБ С. В.Ильюшина выпустило два новых штурмовика Ил-8 и Ил-10, олицетворявших два возможных пути развития самолетов этого класса. Ил-8 был несколько больше Ил-2, имел усиленное бронирование и бомбовую нагрузку до 1000 кг. Дальность полета возросла до 980 км, а полетная масса составила около 7,5 т. Второе направление представлял Ил-10 он был меньше Ил-2, имел продольно «обжатые» формы, большую энерговооруженность и в два раза меньшее, чем у «двойки», лобовое сопротивление. Все это вместе взятое позволило более чем на 100 км/ч увеличить максимальную скорость и существенно повысить маневренность. После испытаний обеих машин в НИИ ВВС в августе 1944 года предпочтение отдали Ил-10. Вскоре машину приняли к серийному производству. Уже в октябре 1944 года она появилась на фронте и внесла значительный вклад в достижение победы, особенно в битве за Берлин.
|
Лучшим штурмовиком периода второй мировой войны был советский самолет Ил-2 (вверху), о котором мы рассказали в предыдущем номере. Его логическим развитием стал самолет Ил-10М (на фото внизу). |
Не успели отгреметь бои второй мировой войны, как началась другая война «холодная». В обстановке непрерывного военного и экономического шантажа со стороны капиталистических стран партия поставила перед авиапромышленностью задачу повышения обороноспособности нашей страны. Продолжало работу и ОКБ С. В. Ильюшина, причем развитие класса штурмовиков с поршневыми двигателями велось по-прежнему в двух направлениях. В 1945 году, развивая тенденции Ил-10, здесь подготовили облегченный (на 400 кг) и уменьшенный по сравнению с Ил-10 штурмовик Ил-16. Однако погоня за малым весом не дала желаемых результатов, поскольку переделки машины шли в ущерб бронированию и прочности конструкции. Не удалось достичь и значительных улучшений летно-тактических характеристик: Ил-10 оставался все же лучшим штурмовиком, чем новый.
Было и еще одно направление конструирования создание тяжелого бронированного самолета, способного решать те же тактические задачи. В 1948 году оно привело к появлению самолета Ил-20 машины весьма необычного вида, еще более «горбатой», чем знаменитый Ил-2. Кабины пилота и стрелка располагались прямо над двигателем, что давало прекрасный обзор, обеспечивающий точность огня: так конструкторы пытались компенсировать неизбежную при возросшем весе потерю маневренности. Самолет получился удачным. Он имел массу около 10 т и вооружался впервые примененной на штурмовике дистанционно управляемой пушечной установкой для обороны задней полусферы. Был он приспособлен и для борьбы с подводными лодками, а в остальном представлял собой развитие качеств предшественников и не имел особых преимуществ перед Ил-10. К тому же в авиации уже начали широко применять реактивные двигатели, хотя конструкторы считали их пока недостаточно надежными для использования на штурмовиках. Поэтому, ограничившись постройкой опытного образца Ил-20, ОКБ приступило к созданию реактивной машины в расчете на новые, более надежные моторы. Одновременно шла работа и по усовершенствованию Ил-10. Учтя накопленный опыт его производства и эксплуатации, в 1951 году ОКБ выпускает новую модификацию штурмовика Ил-10М. Конструкторам удалось создать машину с лучшими характеристиками, со значительно большей устойчивостью и управляемостью на всех режимах полета. На вооружении она находилась до середины 1956 года и до 1955 года строилась серийно.
В работе над совершенствованием Илов еще раз проявилась основная черта конструкторского почерка С. В. Ильюшина стремление к созданию на основе гармоничного сочетания всех параметров предельно эффективных самолетов, рассчитанных на массовое и длительное производство и эксплуатацию. Интересно отметить, что данные наших штурмовиков, начиная с Ил-второго, оставались непревзойденными ив послевоенные десятилетия благодаря Ил-10 и Ил-10М. Хотя западные страны, и особенно США, на которые опыт создания и применения самолетов этого класса произвел очень сильное впечатление, вели значительные работы в этом направлении, сравнимых результатов им достичь не удалось. На фирме «Дуглас» под руководством главного инженера Хейнемана в 1945 году был создан пикирующий бомбардировщик-штурмовик «скайрейдер» по тому времени лучший представитель зарубежных машин этого класса. Но, как показала практика, он оказался пригодным лишь для борьбы с наземным противником, не имеющим средств противовоздушной обороны, так как по бронированию «скайрейдер» ни в какое сравнение не шел с нашими «летающими танками». Карьера этого самолета бесславно закончилась во вьетнамской войне.
Ил-10М: ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОНСТРУКЦИЯ
Самолет Ил-10М штурмовик-бомбардировщик с мощным артиллерийским вооружением, способный нести значительную бомбовую нагрузку. По конструкции это цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимися в полете шасси.
Артиллерийское вооружение Ил-10М состояло из расположенных в крыле четырех пушек калибра 23 мм и одной калибра 20 мм на задней установке. Боезапас каждой 150 патронов.
Бомбовая нагрузка самолета 400 кг, а в перегрузочном варианте 600 кг. Бомбы располагались в двух бомбоотсеках и подвешивались снаружи на четырех балочных держателях: двух на центроплане впереди бомбоотсека и еще двух на консолях. Под крылом можно было устанавливать и четыре направляющих для эрэсов.
Планер самолета собирался из бронекорпуса, хвостовой части фюзеляжа с оперением, центроплана с зализами и двух отъемных частей крыла консолей.
В бронекорпусе размещался экипаж, там находились все основные агрегаты винтомоторной группы и элементы управления. Броневые листы имели толщину от 4 до 16 мм. Под полом кабины между лонжеронами центроплана располагался нижний бензобак. Кабины летчика и стрелка разделяла бронированная стенка. Она же служила опорой фонарей. По периметру откидных крышек фонарь герметизирован резиновым профилем. В кабине стрелка было два сиденья: подвесное брезентовое и откидывающееся. Первым пользовались при стрельбе из пушки.
Крыло Ил-10М двухлонжеронное, с профилем «Кларк YH». Угол установки крыла постоянный, без геометрической крутки. Консоли крыла соединялись с центропланом гребенчатыми узлами. Механизация крыла включала элероны и взлетно-посадочный закрылок. Каркас элерона металлический, обшивка из полотна. Триммер был только на правом элероне. На нижней поверхности консолей устанавливались выдвижные посадочные фары, в носке левой консоли располагалась рулежная фара, на правой консоли трубка приемника воздушного давления.
Хвостовое оперение свободнонесущее. Стабилизатор и киль дюралюминиевые. Рули высоты и поворота представляли собой дюралюминиевые каркасы, обтянутые полотном. Киль обшивался зацело с хвостовой частью фюзеляжа. Руль поворота снабжался триммером-флетнером, руль высоты двумя триммерами.
Силовая установка самолета двухрядный V-образный двигатель АМ-42 жидкостного охлаждения.
Ноги основного шасси одностоечной конструкции, они убирались назад с одновременным разворотом колес, а хвостовое назад по полету в хвостовой кок фюзеляжа. Колеса основного шасси размером 900X300 мм были тормозными, а хвостовое имело размер 400X150 мм.
Приборное оборудование позволяло пилотировать самолет в любое время суток, в плохую погоду. Все приборы размещались на панели в кабине пилота.
|
Рис. 1. Кабина пилота самолета Ил-10М: 1 манометр, 2 аварийный кран, 3 управление створками маслорадиатора, 4 управление триммерами, 5 управление закрылком, 6 пожарный кран, 7 управление двигателем, 8 приборы контроля двигателя, 9 лампа УФО, 10 управление перезарядкой оружия, 11 противопрожекторная шторка, 12 счетчики патронов, 13 высотомер, 14 стеклоочиститель, 15 защелка шторки, 16 кронштейн прицела, 17 навигационные приборы, 18 шарнирная лампа, 19 щиток трехцветной сигнализации, 20 щиток бомбардировочного вооружения, 21 щиток радиополукомпаса. 22 кнопки управления вооружением, 23 лампа белого цвета, 24 электрощиток летчика, 25 щиток СПУ, 26 электросбрасыватели бомб, 27 вентили, 28 педали, 29 полукомпас, 30 стопор хвостового колеса, 31 кран шасси, 32 пульт радиостанции, 33 подножка, 34 рукоятка ПУ, 35 карман для карт, 36 кнопка «взрыва» бомб, 37 сиденье.
Рис. 2. Педали.
Рис. 3. Сиденье пилота: 1 рукоятка стопорения сиденья, 2 рукоятка стопорения ремней.
Рис. 4. Установка прицела ПБА-1Б.
Рис. 5. Кабина стрелка: 1 лампа УФО, 2 кнопки сигнальных ракет, 3 лампа белого света, 4 узел крепления подвески сиденья, 5 электрощиток стрелка, 6 индивидуальная аптечка, 7 рукоятка вращения стрелковой установки, 8 прицел К10-Т-20. 9 затыльник пушки, 10 кронштейн крепления пушки в походном положении, 11 гибкий рукав, 12 патронный ящик, 13 рукоятка открытия фонаря, 14 коробка фильтра противогаза, 15 подножка, 16 бачок с антифризом, 17 откидное сиденье стрелка, 18 качалка управления рулями высоты.
|
Рис. 7. Нога шасси: 1 тяга поворота ноги шасси, 2 штырь-указатель, 3 цилиндр подъемник, 4 амортизационная стойка, 5 створки обтекателя, 6 подкос, 7 щиток колеса.
Рис. 8. Сечения фюзеляжа.
Рис. 9. Размещение экипажа.
Рис. 10. Откидное сиденье стрелка.
Рис. 11. Конструкция бомбоотсека.
Чертежи для печати
|