СПАСИБО ЛЁТЧИКАМ!

Г. Гофман, Герой Советского Союза

9 октября 1943 года войска Северо-Кавказского фронта сбросили в море остатки разгромленных частей таманской группировки противника и вышли к водам Керченского пролива.

Через несколько дней морской десант под командованием полковника Гладкова форсировал двадцатикилометровую ширь пролива и высадился на берег Керченского полуострова в районе поселка Эльтиген.

Разгорелась ожесточенная борьба. Фашисты предпринимали все, чтобы уничтожить отважных десантников. Но не дрогнули «таманцы» — выстояли и твердо закрепились на захваченном плацдарме.

Тогда гитлеровское командование решило задушить десантников блокадой. Пенистые волны пролива круглосуточно бороздили вражеские торпедные катера. Использование плавсредств для снабжения десанта продовольствием и боеприпасами стало невозможным. Положение было критическим. И тогда на помощь морякам пришла авиация. Правда, клочок освобожденной крымской земли был настолько мал, что вначале грузы, сбрасываемые транспортными самолетами с большой высоты на парашютах, уносило в пролив или к противнику. Поэтому для снабжения десанта были привлечены штурмовики, располагавшие хорошей броневой защитой и способные осуществлять выброску грузов с высоты бреющего полета. 622-й штурмовой авиационный полк, которым командовал Герой Советского Союза подполковник Емельянов, в полном составе переключился на эти, казалось бы, не боевые полеты.

Ежедневно с утра и до вечера на аэродроме кипела необычная для штурмовиков работа. Вместо бомб и реактивных снарядов под крылья «воздушных танков» подвешивались парашютные мешки с хлебом и консервами, с минами и патронами, с автоматами и ручными пулеметами. С точностью железнодорожного расписания через определенные промежутки времени с надрывным ревом поднимались в воздух перегруженные самолеты. Низко, на высоте 10-15 метров, проносились они над притихшими станицами, над лиманами и плавнями, над обрывистым таманским берегом, устремляясь туда, где за седыми волнами пролива в нетерпеливом волнении ожидали их сражающиеся моряки.

В одном из таких полетов шестерку штурмовиков вел командир эскадрильи капитан Владимир Опалев. Я был у него заместителем. В нашей группе летели: Анатолий Семенюк, Евгений Богданов, Павел Архипов и Евгений Мышко.

Сделав горку до высоты 40-50 метров, мы сбросили в назначенном месте груз и сквозь сплошную завесу зенитного огня увидели на земле множество серых коробок с черными крестами на башнях. Танки! Их было более сорока. Они занимали исходное положение для атаки всего лишь в тысяче метров от десантников. Но без боеприпасов штурмовики бессильны. И капитан повел эскадрилью на свой аэродром.

После посадки бегом припустились мы на командный пункт. Кроме подполковника Емельянова, в землянке находился майор Голубев — заместитель командира полка по политчасти и член Военного совета воздушной армии. Торопливо, волнуясь, доложил Опалев о танках противника.

На аэродроме стояло лишь шесть самолетов нашей группы, другие эскадрильи еще не вернулись с задания.

— Немедленно загружайте боекомплект. Вылет по готовности! — приказал командир полка при одобрительной поддержке генерала. И, обратившись к Голубеву, добавил: — Всех, кто находится на аэродроме, мобилизуйте на подвеску бомб. — Емельянов как бы невзначай посмотрел на часы.

И случилось невероятное, случилось то, что не предусмотрено никакими нормативами. Через восемь минут самолет капитана Опалева оторвался от земли и устремился ввысь, набирая скорость. За ним разбегались и взлетали остальные. А еще через минуту шестерка штурмовиков в плотном строю легла на курс к берегам Крыма.

Мы подоспели вовремя.

Самолет ведущего с ходу перешел в атаку. За ним последовали пять других. Самолеты устремились в пикирование, поливая огненным дождем танки и гитлеровцев, наступающих за ними. Бомбы сброшены. Набрав высоту после первой атаки, штурмовики ринулись во вторую. На земле горели три фашистских танка. В воздухе повисла полоса серых зенитных разрывов. На третьем заходе, когда уже шесть танков, объятых красными языками пламени, извергали в небо черные клубы дыма, летчики увидели, как развернулись уцелевшие машины и, поднимая серые шлейфы пыли, поползли назад, прочь от рыбацкого поселка.

С радостным чувством облегчения штурмовики покидали «огненную землю». Всего 8-9 километров пенистых белых барашков отделяло их от таманского берега, когда лейтенант Мышко сообщил по радио:

— Самолет подбит. Мотор работает с перебоями.

В эфире все замерло, лишь привычное потрескивание напоминало о работе включенных радиостанций. Неуловимое тревожное дыхание летчиков чувствовалось за этим потрескиванием. Еще две-три томительные секунды молчания, и вот мягкий, успокаивающий голос Командира эскадрильи нарушил тишину:

— Мышко! Выходите вперед группы, тяните к берегу. Остальные — прикрыть сзади подбитый самолет.

И хотя в воздухе не было «мессершмиттов», все пять летчиков убавили газ. Гул моторов стал несколько тише, постепенно уменьшалась скорость, и мимо самолетов медленно, со снижением проплыл вперед истерзанный штурмовик. В его правом крыле зияла большая дыра, пробитая зенитным снарядом. Сверху через эту дыру хорошо просматривались воды пролива. На поверхности стабилизатора ровной линией вспухли четыре рваные пробоины, выбитые пулеметной очередью. На руле глубины полоскался по ветру кусок обшивки, вспоротой снарядом. И за самолетом, словно разбрызгиваемый пульверизатором, тащился длинный шлейф масла.

Лейтенант Мышко прилагал неимоверные усилия, чтобы удержать самолет от снижения. Первые секунды ему это удавалось. Еще немного, ну еще. еще несколько минут и... Уже отчетливо виден обрывистый берег Тамани, а там, над обрывом, гладкое как стол ровное поле. Не раз приходилось летчикам сажать на него подбитые, израненные машины. И всего несколько минут нужно продержаться Мышко. Хотелось своими крыльями поддержать в воздухе самолет товарища. До берега уже не более пяти километров — одна минута полета. «Ну, еще, еще немного!..» — шептали летчики. Но больной мотор уже чихал черными выхлопами, винт заметно сбавил обороты и вдруг неподвижно застыл.

— Спокойно, Женя! Спокойно! Сажай на воду, — вновь послышался ровный, такой нужный сейчас голос капитана.

И казалось, уже безжизненный самолет лейтенанта Мышко выровнялся у самой воды, а через секунду, словно глиссер, забороздил волны, раскидывая в стороны огромные веера изумрудных брызг.

— Сел классически! — нарушил тишину эфира чей-то восторженный возглас.

— В круг, в круг! — скомандовал капитан.

И пять штурмовиков каруселью закружились над приводнившимся самолетом.

Неожиданно внимание штурмовиков привлекли еще два белых буруна. Они быстро приближались к месту гибели самолета со стороны Крыма. Это был враг. Не раздумывая, летчики ринулись наперерез фашистам.

Горючего в баках оставалось уже немного, но одного захода пятерки штурмовиков оказалось достаточно, чтобы вражеский катер вспыхнул и, разбрызгивая пламя, разлетелся на куски, а другой, круто развернувшись, удрал.

На аэродроме летчиков ждала телеграмма от десантников. Вечером подполковник Емельянов зачитал ее перед строем полка. Телеграмма начиналась словами: «Спасибо летчикам...»



НЕМНОГО ИСТОРИИ

  • 10 ноября 1917 года был создан первый советский социалистический авиационный отряд для действий против наступавших на Петроград контрреволюционных войск. Это послужило началом создания советской авиации.

  • К концу 1918 года в советских Военно-Воздушных Силах состоял 61 авиаотряд с 266 исправными самолетами. Кроме того, в центральных авиационных складах и авиапарках находилось еще 169 исправных самолетов. На вооружении молодой Красной Армии состояли самолеты «Илья Муромец», «Лебедь XII», М-9, «Анатра» и другие.

  • Осенью 1919 года белогвардейская кавалерия генерала Мамонтова стала угрожать тылу нашего Южного фронта. В. И. Ленин дал работникам Реввоенсовета указание:
    «(Конница при низком полете аэроплана бессильна против него). Не можете ли вы... ученому военному заказать ответ: (быстро). Аэроплан против конницы? Примеры. Полет совсем низко. Примеры. Чтобы дать инструкцию на основании «науки»...»
    К этому времени и относится зарождение штурмовой авиации в нашей стране.

  • Штурмовик — самолет, летящий на высоте от 10 до 25, а позже от 10 до 50 м над землей и посредством пулеметного огня, а также бомбового запаса уничтожающий живую силу и технику противника.

  • Для первых штурмовых вылетов применялись самые разнообразные типы самолетов, в том числе многоцелевые Р-1, Р-5, Р-5С, СУ-2, Р-10, И-15-бис.

  • В 1940 году Красная Армия получила от авиаконструкторов специальный броневой штурмовик целевого назначения, прототип ИЛ-2, заменивший позднее все типы самолетов, которые до этого применялись на штурмовке.

  • В 1944 году в небе появились первые более усовершенствованные штурмовики ИЛ-10.

АЛЫЕ ЗВЕЗДЫ НА КРЫЛЬЯХ

Когда с пронзительным воем штурмовик со свастикой пикировал на окопы, казалось, что стонала, разрывалась на куски искалеченная войной земля, что вот-вот лопнут барабанные перепонки и не выдержат нервы. Но нервы у советских воинов выдержали. А вскоре выяснилось, что не так уж страшен черт, как его малюют: фрица можно было достать пулей из обыкновенной «трехлинейки» или вогнать в землю, скосив очередью из автомата.

Когда же над передней линией фронта стремительно проносились грозные самолеты с алыми звездами на крыльях, пехотинцы и танкисты знали: сейчас идти в атаку, что атака эта будет успешной, победной. Гитлеровцы панически боялись звездокрылых соколов, особенно советского штурмовика ИЛ-2, созданного Героем Социалистического Труда Генеральным конструктором С. В. Ильюшиным. Во время Великой Отечественной войны ИЛ был, пожалуй, самым эффективным и страшным для противника самолетом.

Там, где над позициями гитлеровцев появлялись ИЛы, творился ад. Недаром фашисты называли ИЛ «черной смертью», противостоять которой было очень трудно: самолет в наиболее уязвимых местах был надежно защищен броней. До самого конца Великой Отечественной ИЛ-2 оставался непревзойденным среди машин подобного типа других стран мира.

Интересна история первого советского бронированного штурмовика. Над созданием машины в конструкторском бюро С. В. Ильюшина начали работать еще в 1938 году. К концу 1939 года был построен опытный образец. Назвали штурмовик БШ-2.

В конце 1940 года летчик-испытатель, Герой Советского Союза В. К. Коккинаки впервые поднял БШ-2 в воздух.

После некоторых конструктивных доработок штурмовик получил наименование ЦКБ-57. Самолет показал прекрасные летные и боевые качества и в 1941 году был запущен в серийное производство уже под именем своего создателя С. В. Ильюшина — стал называться ИЛ-2.

Боевое крещение ИЛ-2 получил в самом начале Великой Отечественной войны на Центральном фронте. А затем могучие и грозные машины, пилотируемые летчиками из подразделений Героев Советского Союза капитанов Карпова и Минеева, майоров Михлина и Степанова, капитанов Кроненко, Елдышева и Шаурова, лейтенантов Демидова, Червоненко, Лючанова и еще сотнями других, вписали десятки героических страниц в историю борьбы нашей Родины с заклятым врагом. На всех фронтах бесстрашно дрались советские соколы, уничтожали аэродромы с не успевшими взлететь вражескими самолетами и железнодорожные составы, груженные оружием, выводили из строя десятки батарей, танковых колонн и укрепленных лагерей гитлеровцев, под прикрытием ИЛов проводили дерзкие операции советские моряки-десантники. Наши штурмовики вступали в бой даже с истребителями противника — и пылающими факелами врезались в землю «фокке-вульфы».

А когда отгремели бои и восторжествовала победа, один из многих тысяч штурмовиков был навечно водружен на гранитном постаменте на центральной площади города Лида в Белоруссии. Овеянный боевой славой звездокрылый самолет напоминает о славных боевых делах наших летчиков.

Бесспорно, очень интересно и даже почетно любому кружковцу-авиамоделисту построить копию этой легендарной машины. Но сначала рассмотрим, какой была конструкция ИЛ-2 и какими летными данными обладал самолет.

На чертеже (стр. 13) — двухместный, полностью металлический ИЛ-2; рядом одноместный вариант машины, хвостовая часть фюзеляжа — деревянная. Схема ИЛ-2 отвечала всем требованиям, предъявляемым к военным самолетам начала 40-х годов. Это был низкоплан с убирающимся в полете шасси, хорошо закрывающим кабину обтекаемым фонарем, тщательно закапотированным двигателем, с радиатором, мало выступающим за контур фюзеляжа, и эффективными посадочными щитками.

Крыло самолета — двухлонжеронное, состоит из центроплана, наглухо соединенного с фюзеляжем, и отъемных консолей.

Двутавровые лонжероны склепаны из стальных и дюралюминиевых элементов. Нервюры крыла, стойки и стенки лонжеронов дюралюминиевые. Листовым дюралюминием обшиты крылья, элероны. Чтобы уменьшить усилия от отклонения элеронов на ручке управления, элероны снабжены сервокомпенсатором — небольшим закрылочком. На левой, отъемной части крыла расположена посадочная фара, выполненная заподлицо; на правой половине центроплана размещен всасывающий патрубок двигателя.

Посадочные щитки — дюралюминиевые, размещены в хвостовой части крыла как на центроплане, так и на консолях; отклоняются книзу на 45°.

Фюзеляж состоит из передней и хвостовой частей. Передняя от подмоторной рамы до кабины летчика сделана из стальных труб и клепаных шпангоутов, к которым крепятся бронеплиты, хвостовая — клепанная из дюралюминиевых шпангоутов и стрингеров с обшивкой из толстого листового дюралюминия.

Оперение самолета металлическое. Киль клепаный, обшит тонким листовым дюралюминием. Стабилизатор — свободнонесущий, склепан из дюралюминиевых нервюр и лонжеронов и имеет такую же обшивку. Рули направления и высоты клепаной конструкции, их обшивка — матерчатая, сервокомпенсаторы обшиты листовым дюралюминием.

Двигатель — АМ-38 с водяным охлаждением. Масло охлаждается в масляном радиаторе, который заключен в хорошо обтекаемый кожух, немного выступающий за контур нижней части фюзеляжа. Воздушный винт на самолете — трехлопастный, металлический, закрыт конусным обтекателем. Шасси — обычной схемы, двухколесное, убирающееся, с хвостовым костыльным колесом.

Основные данные самолета ИЛ-2 следующие: размах крыла — 14,6 м, длина — 11,65 м, площадь крыла — 38,5 м2; полетный вес — 5873 кг.

Самолет ИЛ-2 можно хорошо выполнить на кордовой модели-копии. Подобные модели наши авиамоделисты научились строить давно. Еще в 1951 году братья Васильченко из Днепропетровска на модели-копии ИЛ-2 установили рекорд скорости полета 99,173 км/час, с двигателем К-16 — 4,4 см3.

Для кордовой модели-копии ИЛ-2 под двигатель объемом 2,5 см3 можно рекомендовать масштаб модели — 1 :10 (вес 750-800 г) под двигатель объемом 5,0 см3; масштаб 1:8 с предельным весом 1400 г.

И. КОНСТАНТИНОВ, Москва

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

ИЛ-2 — БРОНИРОВАННЫЙ ШТУРМОВИК
Мощность двигателя — «АМ-38Ф» — 1750 л. с.
Максимальная скорость — 405 км/час.
Потолок практический — 6000 м.
Дальность полета — 765 км.
Запас горючего — на 2,5 часа полета.
Вооружение: бомбовая нагрузка — 600 кг;
пулемет — один на турели, калибра 12,7 мм;
пушки — две, калибром 20 мм.
Экипаж — два человека.

ИЛ-10 — БРОНИРОВАННЫЙ ШТУРМОВИК, РАЗВИТИЕ ИЛ-2
Мощность двигателя — «АМ-42» — 2000 л. с.
Максимальная скорость — 507 км/час.
Потолок практический — 7250 мм.
Дальность полета — 800 км.
Запас горючего — на 3 часа полета.
Вооружение: бомбовая нагрузка — 600 кг;
пушки: одна на турели калибром 20 мм, две укреплены неподвижно калибром 20 мм.
Экипаж — два человека.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

  • В огне боев за советскую крепость на Волге родились первые гвардейские соединения штурмовой авиации.

  • В грандиозном сражении за Берлин участвовало свыше 8 тыс. самолетов разных типов.

  • На Белгородско-Курском направлении группа советских штурмовиков под командованием Героя Советского Союза старшего лейтенанта Чекмесова в июле 1943 года нанесла удар по скоплению танков противника. В результате этого удара было сожжено 18 «тигров».

  • Впервые сила реактивных снарядов была испытана с помощью ИЛ-2. АРС (авиационные реактивные снаряды) были подвешены к штурмовику, который на бреющем полете сбросил их на объект поражения в 1941 году. Впоследствии родились знаменитые «катюши», посылавшие PC на тысячи метров по врагу.

  • Производство авиационной техники в годы войны неуклонно возрастало. Наша авиационная промышленность в среднем ежегодно (в последние три года войны) производила до 40 тыс. самолетов.

  • В среднем советские летчики производили ежедневно до 2 тыс. боевых вылетов. Всего же за время Великой Отечественной войны было произведено более 3 млн. боевых вылетов.

  • В годы войны за проявленные невиданную стойкость, мужество и волю к победе, за подвиги и героизм 2119 летчиков были удостоены звания Героя Советского Союза, 69 были награждены второй золотой медалью, а два летчика — А. Покрышкин, сбивший 59 самолетов противника, и И. Кожедуб, уничтоживший в воздухе 62 самолета, — были удостоены этого высокого звания трижды.

  • Первым летчиком-иностранцем, удостоенным звания Героя Советского Союза, был итальянец Прим Анджелович Джибелли, героически сражавшийся в небе Испании в 1936 году.







Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1967, №6
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100