Архив журнала Моделист-Конструктор
КАИ-12 «ПРИМОРЕЦ»И. КОСТЕНКО, кандидат технических наук
Этому планеру не была уготована судьба рекордсмена. Ни в одной таблице победителей чемпионатов мира так и не появилось его название и все же он знаменит. Знаменит потому, что буквально все рекордсмены страны по планерному спорту в последнем десятилетии начинали свой путь в небо с него, с «Приморца», справедливо названного «школьной партой парителя». Построенный в 1955 году в Казани по схеме чехословацкого «Пионера», планер «Приморец» выпускался серийно и применялся во всех аэроклубах страны. Он мог выполнять фигуры высшего пилотажа, что не раз убедительно демонстрировалось на воздушных парадах.
Планер КАИ-12 двухместный, цельнометаллической конструкции, предназначен для обучения планеристов и тренировок в парящем полете.
Крыло постоянной ширины и постоянного профиля по размаху, по концам закруглено. Профиль «NACA-43012». Схема крепления крыла подкосная, левое и правое полукрылья подвешены шарнирно. Каркас каждого полукрыла собран из лонжерона и вспомогательного косого лонжерона, из продольной стенки в месте подвески элерона, 22 нервюр, 21 промежуточного носка, задней кромки и законцовок крыла. Обшивка лобовой части и все детали крыла из тонкого дюралюминия. У каждого полукрыла имеется металлический подкос из труб каплеобразного сечения с контрподкосом. Элероны типа «ФРАЙЗ» с осевой аэродинамической компенсацией, подвешены каждый в трех точках к крылу. Тормозные щитки «интерцепторы» установлены на верхней и нижней поверхностях крыла и отклоняются на 90°, верхний против потока, нижний по потоку. Подкосы крыла выполнены из стальной трубы обтекаемого сечения 68X29 мм, контрподкосы из трубок Ø14 мм. Обшивка крыла в хвостовой части и обшивка элерона полотняная. Лобик элерона до лонжерона зашит тонким дюралюминием.
Фюзеляж сварен из стальных труб, образующих продольные элементы лонжероны, поперечные шпангоуты (14 штук) и между ними диагональные раскосы. Полотняная обшивка, укрепленная сверху стрингеров, при этом образует обтекаемую форму фюзеляжа. Обшивка каркаса фюзеляжа в основном полотняная. Носовой кок фюзеляжа выколочен из листа АМцА. Верхняя передняя часть фюзеляжа между коком и фонарем зашита листовым дюралюминием. Фонарь кабины набран из стальных трубок с лентами-окантовками и зашит плексигласом. Цилиндрическая часть, фонаря откидная в правую сторону. Она подвешена на правом верхнем лонжероне фюзеляжа. С левой стороны откидной части размещены две сдвижные форточки для передней и задней кабин. Приборная доска передней кабины оборудована указателями скорости, высоты, поворотов, компасом, вариометром и часами. Приборная доска задней кабины расположена в ее правой части; она снабжена указателями скорости, высоты и вариометром.
Трубка Вентури для приведения в действие указателя поворота размещена на правом борту фюзеляжа перед фонарем. Указатели скорости, высоты и вариометры работают от трубки Пито, размещенной в середине фюзеляжа, сверху, сразу же за носовым коком, на специальной обтекаемой стойке. В кабине имеется двойное управление. Элероны и руль высоты управляются ручкой. Проводка управления рулем высоты тросовая. Проводка управления элеронами жесткая в фюзеляже и до торцевых нервюр крыла, а в крыле тросовая. Управление рулем направления производится от качающихся педалей с нижней осью вращения, проводка от них к рулю тросовая. Управление триммером руля высоты осуществляется рукояткой секторов, размещённых на левом борту в обеих кабинах. С левого же борта в кабинах размещены на трубке рукоятки управления тормозными щитками. На планере имеются носовой и бортовой буксирные замки; обычно при взлете планера на автолебедке используется бортовой, при буксировке за самолетом носовой замок. Оба замка управляются одновременно из передней и задней кабин.
Шасси планера колесно-лыжное, состоит из одного колеса, лыжи и костыля. Колесо баллонного типа, размером 400X150 укреплено на небольшой сварной ферме, соединенной с фюзеляжем шарнирно и имеющей шнуровую резиновую амортизацию. Лыжа, склеенная из ясеневых планок, крепится шарнирно в передней части к первому шпангоуту фюзеляжа и далее по длине имеет две амортизирующие прокладки из резиновых пластин.
Костыль с рессорной амортизацией набран из четырех стальных пластин и крепится к нижнему лонжерону фюзеляжа.
Оперение свободнонесущее. Стабилизатор неразъемный, постоянной ширины, с неизменным симметричным профилем «NACA-0010», набран из двух лонжеронов, 14 нервюр и двух законцовок. Обшивка стабилизатора дюралюминиевая, усилена изнутри стрингерами, идущими вдоль размаха. Руль высоты собран из двух частей. В месте их соединения находится кабанчик, связанный с проводкой управления. Подвеска руля на трех шарнирах: центральном в месте крепления кабанчика, и двух крайних в местах подхода к концевым нервюрам стабилизатора. Руль высоты набран из лонжеронов, 12 нервюр, задней кромки и носового «лобика». Обшивка руля высоты полотняная. На задней кромке руля высоты укреплены триммеры. Левый, регулируемый в полете триммер имеет шарнирную подвеску.
Вертикальное оперение состоит из киля с рулем направления. Киль имеет лонжерон, представляющий собой часть хвостового шпангоута фюзеляжа, и носок из дюралюминия. Этот носок и стабилизатор соединены съемным обтекателем. Руль направления снабжен роговой компенсацией, набран он из лонжерона, 5 нервюр, обода и законцовки. Руль подвешен в двух точках к килю, нижний узел подвески объединен с кабанчиком руля направления. Обшивка лобика руля направления тонкий дюралюминий, а всего руля полотно.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПЛАНЕРА: размах крыла 13,42 м, длина 7,77 м, площадь крыла 20,20 м2, удлинение крыла 8,9, вес пустого 253 кг, полетный вес 433 кг, нагрузка на крыло 21,4 кг/м2, наибольшее аэродинамическое качество 17,5, наименьшая скорость снижения 1,29 м/с, рабочая скорость полета 72 км/ч, минимальная скорость посадки 55 км/ч, максимально-допустимая скорость буксировки 140 км/ч.
Окраска большинства планеров «Приморец» в основном зеленая, за исключением нижней части фюзеляжа и руля направления, которые окрашены в голубой цвет. Колесо серое, лыжа черная. Надписи нанесены красной краской.
|
ВАЖНЕЙШИЕ ДЕТАЛИ ПЛАНЕРА КАИ-12: 1 трубка Пито, 2 трафарет с номером планера, 3 верхний узел подвески руля направления, 4 нижний узел подвески руля направления, 5 костыль, 6 трафарет «Здесь поднимать», 7 шасси, 8 бортовой буксировочный замок, 9 посадочная лыжа, 10 носовой буксировочный замок, 11 узел крепления подкоса к фюзеляжу, 12 узел крепления контрподкоса, 13 узел крепления подкоса к крылу, 14 трафарет «Не браться», 15 управляемый триммер, 16 ручка для транспортировки планера, 17 узел крепления элерона, 18 предохранительная дужка крыла, 19 тормозной щиток, 20 трубка Вентури, 21 приборная доска второго пилота (черная), 22 ручка управления щитками (коричневая), 23 ручка управления триммером (серая), 24 ручка управления (алюминий некрашеный и коричневая резина), 25 педали управления (серые), 26 таблицы полетных характеристик, 27 парашют, 28 сиденье (серое), 29 площадки для ног из черной рифленой резины. |
Чертежи для печати
|