КРЫЛАТЫЙ ТАНК

Генеральный конструктор О. АНТОНОВ

В грозные 1941-1942 годы наш коллектив не покладая рук работал над задачей доставки хотя бы легких танков нашим доблестным партизанам. В условиях эвакуации, в совершенно не приспособленных для авиационного производства помещениях, дружный коллектив проектировал, строил, испытывал небывалое сооружение — крылья для советского танка...

Испытывал аппарат наш ас Сергей Анохин. Посадка после полета была сделана на один небольшой подмосковный аэродром. Стартовая команда, увидев планирующий на них невиданный крылатый танк, разбежалась «от греха» кто куда. Фронт ведь был еще совсем недалеко.

Только отсутствие достаточно мощных самолетов-буксировщиков не позволило тогда создать летающую бронированную армаду.

Вместе с нами работал над этой задачей И. К. Костенко (ныне кандидат технических наук).

Очень рад, что он вспомнил об этих событиях. Думаю, что модель КТ будет интересна для исполнения. Такая конструкция была осуществлена только в Советском Союзе.

КАПИТАН «ЛЕТАЮЩЕЙ ЧЕРЕПАХИ»

(ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ С. АНОХИНА)

Однажды на краю нашего аэродрома появился тщательно зачехленный предмет. Судя по тому, какие формы принял брезент, машина была необычная. И все же, когда брезент сняли, мы все ахнули: под ним был... танк.

...Около машины инженеры и механики. Тут же Паша Еремеев, командир самолета-буксировщика. Это он дал мне прижившееся на аэродроме прозвище «капитан «летающей черепахи». Это он, подтрунивая надо мной, говорил: «Если в воздухе встретимся с фашистским истребителем, вся надежда на твою «черепаху».

Вот и сейчас он произносит эту ставшую уже крылатой на нашем аэродроме фразу. Потом идет к самолету. Я открываю тяжелый люк и влезаю в танк.

Через узкую смотровую щель увидишь немного. Правда, вместе с конструкторами мы придумали специальное оптическое устройство, улучшающее видимость. Но и с ним без привычки летать, наверное, будет трудно.

Запускаю мотор. Включаю скорость. Лязгая гусеницами, танк подруливает к хвосту тяжелого четырехмоторного бомбардировщика. Вот уже прицеплен буксировочный трос. В смотровую щель видно, как из-под винтов самопета поднялось облако пыли. Буксир натягивается. Длинный, словно змея, трос на глазах превращается в стальной стержень. «Летающий» танк вздрагивает и трогается с места. Все быстрее и быстрее мы мчимся по полю. Потом легкий крен влево — машина в воздухе. Выравниваю ее. Мы стремительно набираем высоту.

Легонько трогаю рули. Танк послушно отвечает на мои движения. Все нормально. Настолько нормально, что я уже думаю о следующем полете, о новой программе испытаний. Была бы только завтра хорошая погода! И вдруг...

— Очень греются моторы. Буксировать дальше не могу, — это Паша Еремеев.

Аэродром, к счастью, недалеко. Отцепляю по команде трос, иду на посадку. Стальная «черепаха» отлично планирует на поле.

Танк касается гусеницами земли...

ВОЗДУШНЫЙ ПОЕЗД

Шел 1942 год — второй год Великой Отечественной войны. Наше конструкторское бюро, которое возглавлял тогда О, К. Антонов, получило задание построить буксирный планер для переброски партизанам легкого танка. Для испытаний нам доставили танк Т-60 (рис. 1) весом 6 т. Планер «Крылья танка» (КТ), по идее нашего главного конструктора, должен был быть предельно простым и дешевым в производстве и строиться из недефицитных материалов. Поэтому было принято решение делать КТ в виде расчалочного биплана с размахом крыла около 18 м. Оперение также оказалось целесообразным делать бипланным.

Конструкторы решили использовать шасси танка для взлета и посадки, а пилота посадить внутрь танка. Танкист и пилот, таким образом, объединялись в одном лице. Выявилось, что ходовая часть танка имеет достаточную прочность и амортизацию для взлета и посадки КТ. Конструкция крыла оперения и балок хвостовой фермы у КТ была простейшая. Крыло — двухлонжеронное, с фанерным носком до первого лонжерона и с полотняной обшивкой. Нижние и верхние пары крыльев соединялись между собой системой И-образных стоек и расчалок. Крыло было снабжено щелевыми закрылками, опускающимися на 45° при посадке. Это давало уменьшение посадочной скорости в случае приземления на неподготовленную площадку. Устройство хвостовых балок — такое же, как у лонжеронов крыла. Оперение — двухкилевое, бипланное, по конструкции аналогичное крылу, для жесткости имело систему расчалок. Элероны и закрылки были размещены на нижней и верхней паре крыльев. При этом тросовая проводка управления от ручек управления шла к элеронам и закрылкам только нижних крыльев. Верхние элероны и закрылки были связаны с нижними вертикальными стойками обтекаемого сечения.

Бипланная коробка крыльев крепилась к корпусу танка в четырех точках нижней пары крыльев. Поворотом рукоятки, размещенной справа от водителя-летчика, крепление расконтривалось, и танк мог тут же идти в бой. Буксирный замок размещался на танке. Во время полета башня поворачивалась пушкой назад — для уменьшения сопротивления воздуха.

Основные технические данные КТ: размах крыльев — 15 м; длина планера — 11,5 м; площадь крыла — 68 м2; полетный вес — 8200 кг; нагрузка на крыло — 120 кг/м2; взлетная скорость при полной нагрузке 160 км/час; посадочная скорость — 110 км/час.

Очень интересно построить модель-копию «Крыльев танка». Это может быть настольная модель масштабом в 1/100 или 1/50 натуры или — еще интересней — буксируемая за кордовой моделью-копией бомбардировщика Пе-8. Скажем сразу: при решении этой задачи много придется повозиться, чтобы обеспечить устойчивость планера в полете на буксире за кордовой моделью. Тут, возможно, поможет дополнительная корда, соединенная с моделью планера и прикрепленная к правой основной корде, которая осуществляет управление моделью самолета.

Редакция нашего журнала предлагает читателям построить летающую модель такого воздушного поезда.

Желаем вам успеха в этой интересной работе, друзья!

И. КОСТЕНКО, кандидат технических наук, Москва





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1967, №3
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100