Архив журнала Моделист-Конструктор
СКОРОСТЬ, МАНЕВР, ПОБЕДА!Он начал думать об этой боевой машине за три года до войны. Каким же представлялся новый скоростной самолет-истребитель его автору главному конструктору авиационной промышленности Семену Алексеевичу Лавочкину?
Простейший путь увеличить скорость это увеличить мощность двигателя. Но нет... Ставить все более мощные двигатели на самолеты все равно что пытаться приспособить автомобильный мотор к крестьянской телеге. За счет чего же достичь увеличения скорости? Он много размышлял над этим, работая еще под руководством создателя оригинальных гидросамолетов и истребителей Дмитрия Павловича Григоровича. Ответ был один: необходимо искать новые аэродинамические формы. Прежде всего отказаться от бипланной схемы и строить моноплан. Изменить само крыло, уменьшить его относительную толщину. Очень перспективен двояковыгнутый профиль. Долой гофрированные и матерчатые покрытия: они создают большое сопротивление трению воздуха. Соединять обшивку встык: гладкая окраска и полировка способствуют плавному обтеканию поверхности самолета потоком воздуха. Шасси обязательно убирать в крыло или фюзеляж и выпускать только перед посадкой.
Будущему истребителю нужны огневая мощь и маневренность. Кроме пулеметов, обязательно установить на своем самолете пушку. Англичане, к примеру, относятся к самолетной пушке скептически. И еще противоречие. Мощный мотор это увеличение веса, это большой расход горючего, это увеличение запаса его на борту. Лучшая маневренность у самолетов бипланной схемы, а чтобы иметь большую скорость, нужен моноплан. Где же выход? Некоторые предлагают строить комбинированный самолет, который в полете может выступать и в рели биплана, и в роли моноплана. Нет, не то... Нужен истребитель-моноплан с мощным высотным двигателем, который обеспечит ему большие вертикальные и горизонтальные скорости.
Семен Алексеевич разжег трубку, зашагал по кабинету. Назавтра всех конструкторов вызывают в Кремль, к Сталину. Микоян, Яковлев, Поликарпов, Шевченко. Победителем станет тот, кто не только даст лучший по летным и боевым качествам самолет, но и сделает его раньше, чтобы его можно было быстрее запустить в серийное производство. Так решил Центральный Комитет партии.
В своеобразном состязании авиаконструкторов победителями стали А. И. Микоян совместно с М. И. Гуревичем, А. С. Яковлев и О. А. Лавочкин вместе со своими помощниками В. П. Горбуновым и М. .И. Гудковым создатели МИГ-1, ЯК-1 и ЛАГГ-1.
Истребитель ЛАГГ-l был свободно-несущим монопланом, имел убирающееся шасси, закрытую кабину летчика. В самолете, как отмечала печать, все было «зализано», ни одного лишнего выступа. 30 марта 1940 года летчик-испытатель Алексей Иванович Никашин поднял самолет в первый полет. Новый истребитель имел высокие качества: скорость 605 км/ч на высоте 4950 м, на 120 км выше, чем у состоявшего на вооружении Красной Армии истребителя И-16. Истребитель был вооружен 23-мм пушкой и двумя пулеметами калибра 12,7 мм.
Новая задача обеспечить дальность полета машины в 1000 км. Лавочкин принимает оригинальное решение: устанавливает в крыльях дополнительные баки для горючего. И самолет идет в контрольный полет. Самолет покрыл заданное расстояние с запасом горючего в баках. Усовершенствованная на основе испытаний машина под индексом ЛАГГ-3 (в названии соединились первые две буквы фамилии Лавочкина и начальная буква Горбунова и Гудкова) была пущена в серийное производство.
Одноместный истребитель ЛАГГ-3 развивал скорость до 570 км/ч, был вооружен одной 20-мм пушкой и двумя пулеметами калибра 7,62 мм. На ЛАГГ-3 был установлен двигатель жидкостного охлаждения М-105П в 1050 л. с.
В этом самолете впервые широко применена прессованная облагороженная древесина, пропитанная фенольными смолами, так называемая «дельта-древесина». Она мало уступает в прочности на разрыв дюралюминию и легче его по весу.
Война. Там, во фронтовом небе, в смертельных поединках встречаются не только воля и искусство летчиков. Идет война конструкторских умов. Нужно угадать, о каком дальнейшем усовершенствовании думает герр Мессершмитт. Нужно опередить его.
Семен Алексеевич подходит к стеклянной перегородке, отделяющей его кабинет от огромного производственного помещения завода. Внизу стоят, обретай законченность, приземистые ЛАГГ-3. Если в первом полугодии их выпущено 322, то во втором полугодии 41-го 2141. Рабочие, техники, инженеры сутками не выходят с завода.
Бесшумная, но такая же бурная жизнь идет во всех., кабинетах конструкторского бюро. На кульманах рождается новый истребитель ЛА-5. Здесь будет новый двигатель звездообразный воздушного охлаждения АШ-82 мощностью 1700 л. с. Снизится вес самой машины. Будут установлены две пушки.
Семей Алексеевич возвращается в кабинет. Письма фронтовиков. Да, его самолет выдержал испытания. Летчики хвалят истребитель, смело вступают на нем в единоборство с лучшим истребителем фашистской Германии «мессершмитт-109». Но пока вступит в строй ЛА-5, надо думать и над совершенствованием ЛАГГ-3. В фронтовое небо отправляется истребитель ЛАГГ-3 с двигателем мощностью 1180 л. с., вооруженный 20-мм орудием и одним пулеметом. ЛАГГ-3 служит прототипом еще для двух модификаций: на первом устанавливался новый двигатель В. Я. Климова ВК-107, другой, с двигателем ВК-105ПФ мощностью в 1240 л. с., развивал скорость 618 км/ч.
6 июля 1944 года «Правда» сообщала в корреспонденции «Лавочкины» бьют врага»: «Группа «Лавочкиных» встретилась с восемью «фокке-вульфами-190» и четырьмя «мессершмиттами». Наши самолеты под командованием капитана Азарова шли ниже противника. Первыми бросились в атаку немцы. Четверка «фокке-вульфов» устремилась на наши самолеты, но атака была немедленно же отбита. Тогда вступили в бой остальные восемь немецких истребителей.
В течение трех минут «Лавочкины» оказались выше противника. Немцы поспешно стали уходить. Наши летчики погнались за ними я сбили шесть самолетов».
Однажды Герою Советского Союза Гаранину пришлось драться с пятью «фокке-вульфами». Минут пятнадцать он маневрировал, не поддаваясь врагу. Взглянув на стрелку горючего, летчик увидел, как она дрожит близ роковой нулевой отметки. И Гаранин завершил бой... в свою пользу. Неуловимый маневр, очередь из пушек и «фокке-вульф» задымил к земле. Свеча вверх и домой; на аэродром.
Для модели-копии рекомендуется мотор с объемом двигателя 5,0 см3 при масштабе 1/8 1/10 натуры.
На истребителях С. А. Лавочкина летал трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб. Летом 1944 года конструктор получил с фронта письмо.
«Семей Алексеевич! говорилось в нем. Мне бы хотелось получить ваши самолеты побыстрее, чтобы поработать в самое горячее время, а оно у нас уже началось...»
Внизу стояла подпись: Александр Покрышкин.
Это было выражение признательности тому, кто создал для советских летчиков машины, ставшие грозой фашистской авиация.
Ю. ВЯТИЧ
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ИСТРЕБИТЕЛЯ ЛАГГ-3
|
Чертежи для печати
|