ВОЗДУШНОЕ ТАКСИ

В дальних уголках нашей страны, горных поселках, небольших городах, где нет возможности построить аэропорт, а скоростное сообщение необходимо, на помощь приходят вертолеты и небольшие быстровзлетные самолеты. Один из них — чехословацкий двухмоторный самолет «Морава». В аул, куда раньше неделю добирались через горы, на «Мораве» прямо из столицы Таджикистана за 10 мин. доставляют учебники к новому учебному году. В центральной части РСФСР на линиях малой протяженности, там, где нужна срочная связь, а пассажиров немного, например, на линии Москва — Липецк, на помощь также приходит «Морава».

Первый опытный экземпляр самолета был построен в 1957 году, а сейчас его выпускают серийно. «Морава» — пятиместный двухмоторный цельнометаллический низкоплан с трехколесным шасси, которое убирается в полете. Крыло имеет специальный ламинарный профиль с малым лобовым сопротивлением. Оперение двухкилевое. Двигатели М-377, мощностью по 210 л. с. каждый, размещены на крыле. На концах крыла подвешены дополнительные топливные баки, а основной запас горючего размещен в двух крыльевых баках.

Самолет «Морава» можно с успехом копировать на кордовой летающей модели. Мной построена кордовая копия «Моравы» в масштабе 1:10. Модель хорошо летала и в 1963 году заняла первое место на Московских областных соревнованиях спортсменов (387 очков). Ниже мы приводим ее чертежи и описание.

Модель имеет размах крыла — 1270 мм, полетный вес — 1169 г. Двигателей два — МК-12В (их можно заменить на «Ритм»). Фюзеляж модели наборной конструкции, состоит из 6 шпангоутов и 12 стрингеров. Шпангоуты изготовлены из фанеры толщиной 2 мм, стрингеры, сечением 2X4 мм, выстроганы из сосны. Обшивка фюзеляжа — бальзовый 3-миллиметровый шпон или липовые пластины 1,5 мм. В передней части фюзеляжа, на расстоянии 20 мм от носка, вклеивают пластину из граба 20X50X8 мм; к ней на винтах 3 мм крепят переднюю стойку шасси. В самом носке фюзеляжа размещена фара диаметром 20 мм, выточенная из оргстекла. Под нее вставлено колечко, выточенное из граба, так что фару при замене лампочки можно вынимать. В хвостовой части фюзеляжа под стабилизатором приклеивают бальзовую пластинку 5X30X70 мм и обрабатывают ее по контуру фюзеляжа (бальзу можно заменить липой, но в этом случае надо полукруглой стамеской выбрать в пластине изнутри фюзеляжа облегчительные канавки). Костыль изготовляют из стальной проволоки Ø2 мм и вклеивают в фюзеляж на эпоксидной смоле. Сверху фюзеляжа в хвостовой его части вклеивают, после того как укреплен стабилизатор, килевой гребень, вырезанный из 3-миллиметровой бальзы либо из липы толщиной 1,5 мм. Кабину выполняют из оргстекла и пенопласта, приборную доску — из оргстекла толщиной 2 мм. В местах, где должны быть размещены приборы, сверлят отверстия Ø5 мм. Все ручки и тумблеры в кабине вырезают из белого целлулоида, приборную доску окрашивают светло-коричневой нитрокраской, по верхнему контуру ее укладывают алюминиевую 2-миллиметровую проволочку. Сиденья вырезают из пенопласта и окрашивают в цвета, показанные на офсетной вкладке. Фонарь кабины, выдавленный из оргстекла толщиной 3 мм, приклеивают к фюзеляжу эпоксидной смолой (перед выдавливанием оргстекло следует разогреть в духовом шкафу, подложив под него асбест).

Крыло модели имеет профиль «Кларк Y». Полки обоих лонжеронов изготовлены из сосны 3X5 мм, нервюры — из бальзы толщиной 2 мм или из миллиметровой липы. Передняя и задняя кромки крыла — бальзовые, нервюры врезаются в них на глубину 2 мм. Собирают крыло на клею АК-20, обшивая его бальзовыми пластинами 2 мм или липовым шпоном 1 мм.

Подмоторная рама выполнена из электрона. В месте ее крепления крыло усилено пластиной из граба. Мотогондолы вырезают из бальзы или липы, уменьшая соответственно толщину стенок. У мотогондол сверху прикрепите на двух замках съемную крышку. Баки с горючим емкостью 30 см3 разместите на мотораме, предусмотрев установку в них пеногасителя. Чтобы сохранить контур моторной гондолы при ограниченной длине подмоторной рамы, на вал двигателя насадите удлинитель. Винты вырежьте из граба. Их диаметр — 200 мм, шаг — 130 мм. *

Профиль оперения симметричный, с относительной толщиной 9%. Стабилизатор состоит из 2 сосновых кромок сечением 5X8 мм и 15 нервюр. Нервюры вырезаны из 2-миллиметровой бальзы (липа — 1,0 мм) и соединены с кромками на клею АК-20. К задней кромке стабилизатора подвешен руль высоты, для чего на ней установлены 4 дюралюминиевые пластины размерами 1X6x30 мм: 2 — вблизи корневых нервюр, а 2 — на расстоянии 150 мм от корневых нервюр. Стабилизатор обшивается после сборки бальзой 1,5 мм (толщина липового шпона 0,6-0,7 мм). Руль высоты собран из 25 бальзовых нервюр, бальзовых кромок — передней и задней — и оклеен миколентной бумагой.

Кили имеют конструкцию такую же, как стабилизатор и руль высоты: передняя кромка — бальза сечением 5X5 мм, задняя кромка (лонжерон) — бальза 6x6 мм. 6 нервюр киля вырезаны из бальзы 1,5 мм (шпон липы — 0,7 мм). Руль направления по конструкции аналогичен рулю высоты. Все части киля и руля направления соединены между собой клеем АК-20. Оба руля направления перед запуском должны быть отклонены на 7° от центра кордодрома.

Шасси модели — не убирающееся. На основных стойках имеется пружинная амортизация, смягчающая удары при посадке. Все детали основного и носового колеса шасси показаны на рисунках.

Закрылки модели отклонялись, обороты двигателей регулировались в полете с помощью двух дополнительных корд (см. описание этих механизмов в следующем номере).

Перед отделкой модели следует, перемещая электробатарейку от карманного фонаря, которая питает лампочку фары, подогнать расположение центра тяжести. Вторая батарейка позволит подключить освещение кабины.

Поверхность модели тщательно обрабатывают мелкозернистой наждачной бумагой и шпаклюют столярным клеем, перемешанным с зубным порошком, просушивают и снова прошкуривают. Грунтовать нужно жидким клеем АК-20, распрыскивая его из пульверизатора. После просушки обрабатывают мелкозернистой наждачной бумагой с бензином. Лишь тщательно зачистив всю внешнюю поверхность, ее окрашивают нитроэмалевой автомобильной краской.

А. СОПРЫКИН, г. Балашиха Московская область.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ:

САМОЛЕТА «МОРАВА»
Размах крыла — 12,34 м
Длина — 8,1 м
Вес пустого самолета — 1250 кг
Площадь крыла — 12,28 м2
Крейсерская скорость — 296 км/час
Полетный вес — 1900 кг
Максимальная скорость — 306 км/час
Дальность полета — 1700 км
Разбег/пробег — 230/340

КОРДОВОЙ МОДЕЛИ А. СОПРЫКИНА
Размах крыла — 1270 мм
Длина — 920 мм
Высота — 230 мм
Площадь крыла — 18,09 дм2
Площадь стабилизатора — 3,18 дм2
Вес — 1169 г
Скорость полета — 100 км/час
Нагрузка на крыло — 55 г/дм2
Размах стабилизатора — 375 мм









МОДЕЛЬ «МОРАВЫ». ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ СХЕМА: 1 — фара (оргстекло); 2 — носовая часть фюзеляжа (обшивка — бальза 3 мм); 3 — крыша пассажирской кабины; 4 — гребень фюзеляжа (бальза 3 мм); 5 — хвостовая часть — фюзеляж (обшивка — бальза 2 мм); 6 — киль; 7 — руль поворота; 8 — настыль; 9 — тяга на руль высоты; 10 — обтекатель крыла; 11 — крышка люка основной стойки шасси; 12 — колесо основной стойки шасси; 13 — моторная гондола; 14 — решетка жалюзи охлаждения двигателя; 15 — центральная качалка управления рулем высоты; 16 — компрессионный винт двигателя; 17 — съемная крышка мотогондолы; 18 — воздухозаборник (нижний); 19 — обтекатель винта; 20 — носовая стойка шасси; 21 — носовое колесо; 22 — закрылок; 23 — стабилизатор; 24 — руль высоты; 25 — триммер руля высоты; 26 — кабанчин руля высоты (проволока ОВС Ø1мм; 27 — воздухозаборник (верхний); 28 — горловина топливного бачка; 29 — отверстия в нервюрах крыла для корд управления; 30 — передняя кромка крыла (сосна 8x8 мм); 31 — корда управления двигателями («газ»); 32 — корда управления рулем высоты; 33 — верхняя полка переднего лонжерона крыла (сосна 3x5 мм); 34 — корда управления закрылками; 35 — нервюра крыла (бальза 2 мм); 36 — верхняя полка заднего лонжерона (сосна 3x5 мм); 37 — задняя кромка крыла (сосна 10x4 мм); 38 — передняя кромка закрылка (сосна 6x8 мм); 39 — задняя кромка закрылка (сосна 4x15 мм); 40 — передняя кромка стабилизатора (сосна 5x8 мм); 41 — задняя кромка стабилизатора (сосна 5x8 мм); 42 — передняя кромка руля высоты (сосна 5x4 мм); 43 — задняя кромка руля высоты (сосна 5x4 мм); 44 — шпангоут фюзеляжа (фанера 2 мм); 45 — стрингер фюзеляжа (сосна 2x4 мм); 46 — механизм управления закрылком и освещением; 47 — механизм управления двигателем.









Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1967, №4
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100