«НЬЮПОР» — САМОЛЕТ АТАКИ

Французское слово «ас» на всех языках мира служит синонимом высшей пилотской доблести, титулом, которым удостаивают победителя в воздушных поединках. Именно так называли знаменитых Гинеме и Нунжессера, сбивших в общей сложности 96 немецких и австрийских самолетов.

Большинство своих побед асы одержали, поднявшись в воздух на машинах, выпущенных заводами общества «Ньюпор».

Первую заявку на достойное место среди маститых «метров» тогдашней авиации — Блерио, Фарманов, Вуазенов — летчик и конструктор Эдуард Ньюпор сделал в июле 1910 года, прилетев на аэроплане собственной конструкции в Реймс на традиционные воздушные состязания. Маленький ладный самолетик, оснащенный слабым (даже по тем временам) двигателем в 20 л. с., стал фаворитом соревнований, развив скорость свыше 80 км в час.

То, что в наши дни любой студент авиационного вуза считает азбучными истинами, вовсе не казалось очевидным «отцам аэронавтики». Мало кто из них интересовался аэродинамикой. Воздух еще не привыкли считать средой, способной сопротивляться движению так, как, например, вода. Главное, полагали конструкторы-эмпирики, оснастить машину мощным мотором, который заставит разогнаться любой летательный аппарат, как бы он ни был сработан. Аэроплан Ньюпора поколебал эту точку зрения. Обтекаемый, зализанный фюзеляж и гладкая поверхность крыла, укрепленная небольшим количеством растяжек, — вот что помогло маломощному двигателю превратить самолет в один из самых скоростных в мире.

Свой первый успех Эдуард Ньюпор подкрепил через год в гонках на приз Гордона-Беннета. Летчик Вейман опередил всех конкурентов, показав на «Ньюпоре» со 100-сильным «Гномом» скорость 130 км/ч. Машина стала предметом подражания для других конструкторов, сам Ньюпор продолжил работу над следующими моделями.

К началу первой мировой войны военные «Ньюпоры» всех марок прочно обосновались в воздушных флотах многих европейских стран. Правда, их создатель не дожил до столь внушительного признания своего инженерного и предпринимательского дарования: полет в осеннюю бурю 1911 года закончился для Эдуарда Ньюпора трагически. Такая же участь постигла и Шарля — брата основателя фирмы. И с 1913 года дела фирмы перешли в руки талантливого конструктора Густава Деляжа.

«Мы должны задаться целью дать нашему отечеству бесчисленные полчища аэропланов для непрерывной и неутомимой охраны наших границ. Будущая судьба Франции, защита нашей собственной безопасности и чести зависят от этого». Эти слова принадлежат французскому военному министру, который в 1912 году призывал сограждан к созданию мощного воздушного флота. Но даже он не представлял, каким образом «полчища аэропланов» заставят убраться восвояси бомбардировочную авиацию противника.

Аэроплан может быть отличным разведчиком, корректировщиком артиллерийской стрельбы. Триполитанская кампания и Балканская война 1912 года показали, что ему под силу и бомбардировка наземных объектов. А вот как будет протекать бой между самолетами — на этот счет высказывались самые фантастические предположения. Массивная гиря на длинном тросе, пила на хвосте аэроплана, бомбы, которые нужно было сбросить на машину противника, — таким представлялся боевой арсенал для воздушного поединка. Никто из военных летчиков не знал, как, собственно, надо управлять самолетом, атакуя врага. Давно ли минули времена, когда авиаторы больше всех иных опасностей страшились крена, разворачивались «блинчиком», затрачивая массу драгоценного в бою времени на столь незатейливый маневр?

Трудно сейчас поверить, но высшие военные чины не обратили серьезного внимания на сенсационные полеты французского авиатора Пегу в 1913 году. Вопреки рассуждениям о «критических углах» и «углах смерти» смелый летчик продемонстрировал самые немыслимые эволюции своего «блерио». Аппарат летал вверх колесами, пикировал, круто набирал высоту. Пегу доказал, что, если есть запас высоты, машину можно выровнять из любого положения. «Немного странным является тот факт, что полеты Пегу в первый момент слишком мало заинтересовали специальные журналы, — недоумевал русский журнал «Техника воздухоплавания», — как будто и с этой стороны полеты были приняты за проделки акробата. Характерно распоряжение французского генерала, запрещающее пилотам проделывать эти «опасные и бесполезные» маневры профессиональных авиаторов». На что ему возразили: «Офицерские скачки бывают гораздо опаснее, и, хотя носят часто характер удали и чистого спортсменства, тем не менее признаются необходимыми и ведут к совершенству верховой езды».

Любопытно, что и сам Пегу начал свои головокружительные полеты не от «чистого спортсменства». Толчком для поисков нераскрытых возможностей аэроплана послужила чудом не состоявшаяся трагедия. В 1912 году «депердюссен», ведомый летчиком Обри, опрокинуло ветром. Спасая жизнь, пилот сумел вернуть машину в нормальное положение.

Опыты Пегу блестяще продолжил русский летчик П. Нестеров, выполнив 23 августа 1913 года знаменитую «мертвую петлю», а затем К. К. Арцеулов, который впервые в истории авиации преднамеренно ввел самолет в «штопор». Оба русских авиатора летали на «Ньюпорах».

1914 год аэроплан встретил отнюдь не в состоянии полной боевой готовности. Монопланы и бипланы, сконструированные в лучших традициях предвоенной спортивной авиации, были вооружены обыкновенными пехотными пулеметами, огонь которых, как правило, не достигал цели. Встретившись в небе, пилоты-соперники обменивались беспорядочной пальбой и угрожающей жестикуляцией. И только весной 1915 года открылся счет действительно сбитым самолетам: французские монопланы «моран» стали уничтожать почти невооруженные аэропланы врага. Однако вскоре немцам достался целехонький «моран», а вместе с ним и пилот, французский изобретатель Гарро, автор замечательного оружия, — жестко закрепленного на аэроплане пулемета, стрелявшего сквозь диск пропеллера. И через полгода немцы выпустили «фоккеры» с одним, а позднее с двумя и даже тремя пулеметами, синхронизированными с вращением винта. Так началось состязание конструкторов, длившееся всю войну,

«Ньюпору-XI» выпала честь стать прародителем здравствующего и поныне семейства самолетов-истребителей. Его создали специально для борьбы с аэропланами противника, и он в полной мере оправдывал название, данное немцами такого рода машинам — «ягдфлюгцойг» («самолет-охотник»).

Начав войну монопланом, «ньюпор» превратился в биплан. Жесткая «коробка», образуемая двумя крыльями, позволяла ему проделывать фигуры высшего пилотажа без риска развалиться на куски. Кроме того, большая несущая поверхность придавала истребителю отличную маневренность. Верткий «Ньюпор» с легкостью занимал удобную позицию для расстрела неповоротливого «фоккера Е-1».

Очертания «ньюпора-XI» Густав Деляж сохранил во всех истребителях своей фирмы. Изменялась мощность двигателя, тип и количество вооружения. 2 мая 1916 года на фронте появились первые «ньюпоры-17», сразу же завоевавшие чрезвычайное уважение летчиков. Истребитель был построен по схеме полутораплана (большое верхнее крыло, маленькое и узкое нижнее), оснащен 110-сильным мотором «Рон». Вооружение первых модификаций состояло из одного пулемета «льюис», установленного на верхнем крыле — он стрелял поверх пропеллера. На поздних моделях устанавливали пулемет «виккерс», стрелявший сквозь воздушный винт.

Истребитель оказался настолько удачным, что его охотно приняли на вооружение воздушные флоты Англии, Италии, Бельгии, Голландии, Финляндии. Воевали на нем и русские летчики. Некоторое количество этих бипланов построили на российских заводах. В конце 1917 года в русской авиации насчитывалось 307 «Ньюпоров» всех марок — более половины самолетного парка. Изрядно потрепанные на фронтах империалистической войны, «Ньюпоры» защищали революцию в годы гражданской.

В наши дни чудом уцелевшие или специально восстановленные «ньюпоры» — украшение любого авиационного музея. На бортах «ископаемых» самолетов изображены геральдические знаки прославленных асов первой мировой войны — голова индейца в уборе из перьев, летящий аист, цилиндр. Лишь иногда, по праздникам, аэропланы поднимаются в воздух, покачиваются в порывах ветра, как бы возвращая зрителей в давно минувшие времена, когда только начиналась всемогущая теперь авиация.

И. АНДРЕЕВ, инженер

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ИСТРЕБИТЕЛЯ «НЬЮПОР-17»

Год выпуска — 1916.
Экипаж — 1 чел.
Длина — 5,8 м.
Размах — 8,3 м.
Несущая площадь — 15,5 м.
Полетный вес — 600 кг.
Вес пустого самолета — 410 кг.
Двигатель — «Рон», ротативный, 110 л. с.
Скорость у земли — 164 км/ч.
Время набора высоты 3000 м — 11,5 мин.
Потолок практический — 5300 м.
Продолжительность полета — 2 часа.
Вооружение — 1 пулемет 7,62-ми, синхронизированный с винтом.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1972, №8
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100