Архив журнала Моделист-Конструктор
НА НЕМ ЛЕТАЛ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИВ кинолетописи второй мировой войны запечатлен, казалось бы, совершенно заурядный эпизод: группа американских истребителей расстреливает транспортный самолет с опознавательными знаками морской авиации Японии. Над безмятежными водами Тихого океана были сотни, тысячи боев. Но этот происшедший 18 апреля 1943 года уникален. В тот день Страна восходящего солнца потеряла главнокомандующего императорского флота. Семнадцать истребителей подстерегли машину адмирала Ямамото, совершавшего поездку по островам и атоллам. Япония погрузилась в траур, оплакивая «героя» Пирл-Харбора, газеты разразились проклятиями в адрес «кровожадных янки», но все происшедшее казалось обычной случайностью войны.
Даже среди высших чинов американского командования мало кто знал: роковая для японцев встреча была запланирована, и не случайно в небо поднялись самые скоростные истребители ВВС Америки, ведомые лучшими тихоокеанскими пилотами. Пушечная очередь лейтенанта Томаса Ланфира завершила давний успех разведки США, раздобывшей секретнейшие радиошифры противника.
Самолетами, на которых выполнялось столь ответственное задание, были «Лайтнинги». Носовая стойка шасси, непривычные очертания фюзеляжей этих машин удивляли даже видавших виды специалистов. Между тем именно этот вариант высотного истребителя-перехватчика был отобран американскими ВВС из шести проектов фирмы «Локхид».
За экзотическим обликом истребителя таились обоснованные конструктивные решения. Трехколесное шасси сулило устойчивый разбег при взлете и хороший передний обзор. Кабина, на одномоторных машинах обычно сдвинутая назад, перекочевала на самый нос каплеобразного «нароста» в центре крыла. Летчик мог свободно просматривать и переднюю и заднюю полусферы. Как и на других двухвинтовых самолетах, двигатели располагались по бокам пилотской кабины. Но конструкторам показалось слишком расточительным тратить мощность моторов на создание вихрей за короткими мотогондолами. Ведь сопротивление обтекаемого тела зависит от его удлинения, отношения длины к площади миделевого сечения. У «Лайтнинга» гондолы переходили в хвостовые балки, образовывавшие вместе с крылом и стабилизатором очень прочную и жесткую конструкцию. Освобожденную носовую часть самолета заполнили целой батареей артиллерии: 20-мм пушкой и четырьмя пулеметами калибра 12,7 мм. Машина получилась тяжелой при взлетном весе 6700 кг она весила больше, чем типичный для тех времен средний бомбардировщик.
В июне 1937 года фирма «Локхид» получила от авиации США заказ на постройку опытного экземпляра истребителя с обозначением ХР-38. 27 января 1939 года прототип «Лайтнинга» впервые поднялся в воздух. Полет удался, ХР-38 продемонстрировал незаурядные данные. Неприятности начались позже, когда пилот пошел на посадку. Отказал механизм выпуска щитков. Пришлось приземляться на свежевспаханное поле. Но и восстановленный самолет не ушел от гибели. Он пересек в одном из полетов Северо-Американский материк и разбился недалеко от конечного пункта перелета. Пилот, посадивший «Лайтнинг» с отказавшими моторами на площадку для игры в гольф, отделался легкими ушибами. Тем не менее фирме заказали 13 экземпляров истребителя, первый из которых стартовал 16 сентября 1940 года. В серию пошел вариант, отличавшийся от прототипа более чем 4000 изменениями в конструкции. Вместо двух крупнокалиберных пулеметов поставили пару 7,62-мм, пушку заменили орудием калибра 37 мм. Машину облегчили до 6500 кг.
Боевой путь нового истребителя Р-38 начался в 1942 году. Первую победу «Лайтнинг» одержал, сбив над Атлантикой дальний разведчик типа «фокке-вульф-200» «Кондор». Воевали Р-38 в Северной Африке, в небе Англии, а в 1943 году сопровождали американские бомбардировщики в налетах на «третий рейх». В облегченном варианте, абсолютно безоружный, самолет оказался отличным разведчиком. Турбокомпрессоры не давали моторам «задыхаться» на большой высоте, а скорость спасала от вражеских перехватчиков. На одной из таких машин летал Антуан де Сент-Экзюпери.
Пожалуй, наибольшую популярность «Лайтнинг» заслужил на Тихом океане, в боях с японцами. На высоте 6000 м его преимущество над лучшим истребителем противника «Мицубиси Зеро» было подавляющим. Американцы начинали свои атаки пикированием сверху, а потом в ходе схватки с легкостью занимали удобное положение для новых заходов. Скороподъемность и маневренность дополняли огневую мощь крупнокалиберной пушки. Любопытно, что именно в пикировании на «Лайтнингах» летчики впервые познакомились с явлением, стоившим впоследствии жизни многим пилотам реактивной авиации, сжимаемостью воздуха. Машина могла подниматься на 12 км и при быстром спуске достигала скорости, которой соответствуют высокие числа Маха. Самолет затягивало в крутое «пике», все попытки пилота взять на себя ручку управления или исправить положение триммером руля высоты были абсолютно бесплодны. Только с уменьшением высоты, когда «Лайтнинг» попадал в более плотные слои атмосферы и падало число М, все приходило в норму. Воздушный поток начинал обтекать самолет в полном соответствии с принципами дозвуковой аэродинамики, отклоненный до предела руль высоты неожиданно переводил истребитель на большие углы атаки, у летчика темнело в глазах от перегрузок...
Воспроизведенный в тысячах экземпляров, Р-38 не был списан и после конца второй мировой войны. Он оставался в строю до 1949 года, когда уступил место новейшим реактивным истребителям. Ныне немало «Лайтнингов» переоборудовано в частные самолеты или в машины для съемки воздушных объектов. В 1965 году ярко-красный ветеран принял участие в воздушных гонках в Лос-Анджелесе. Он занял четвертое место, показав среднюю скорость в 520 км/час, и как бы напомнил зрителям о тех жестоких боях, победа в которых досталась последним, самым совершенным конструкциям винтовых истребителей.
И. АНДРЕЕВ
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ИСТРЕБИТЕЛЯ «ЛОКХИД» Р-38
Экипаж 1 чел.
|
ИСТРЕБИТЕЛЬ Р-38 "ЛАЙТНИНГ": 1 створка системы охлаждения мотора: 2 подвесной топливный бак; 3 место подвесим бака или бомбы; 4 посадочный огонь; 5 трубка приемника воздушного давления; 6 и 7 закрылки; 8 радиоантенна; 9 радиатор системы охлаждения мотора; 10 реактивные снаряды; 11 зеркало заднего вида; 12 выхлопной патрубок мотора; 13 костыль для грубой посадки; 14 статичесная и аэродинамическая балансировка руля высоты; 15 люк аккумуляторного отсека; 16 турбонагнетатель, работающий на выхлопных газах мотора; 17 заливные горловины топливных баков; 18 бронированное лобовое стекло фонаря кабины; 19 темная окраска, не дающая бликов.
Чертежи для печати
|