Архив журнала Моделист-Конструктор
"МУСТАНГ" ВОЗДУШНЫЙ ПАТРУЛЬШел последний год второй мировой войны. Знали ли кто-нибудь из этих парней, высадившихся 19 февраля 1945 года на берег тихоокеанского острова Иводзима, что почти 6 тысяч из них найдут здесь смерть от ураганного огня защитников японского плацдарма, что перегруженные госпитальные суда едва справятся с эвакуацией остальных 26 тысяч раненых и лишившихся рассудка?..
Но высшее командование отлично понимало, ради чего приносились в жертву тысячи морских пехотинцев. Уже 4 марта на Иводзиму приземлилась первая «сверхкрепость», изрядно потрепанный над Японией бомбардировщик Б-29, а до конца войны аэродром принял более двух тысяч тяжелых бомбовозов, подбитых в налетах на территорию противника. Раньше экипажам израненных самолетов приходилось тянуть до далекого острова Сайпан, и многие находили смерть в глубинах Тихого океана.
Только после захвата злополучной Иводзимы воздушные налеты на Страну восходящего солнца стали массированными. Наконец-то, преодолев 1,5 тысячи километров, американские бомбардировщики могли безнаказанно появляться над Токио. Теперь их могли сопровождать и защищать от фанатичных японских летчиков истребители. Чаще всего это были П-51 «мустанги», истребители дальнего действия.
Получив боевое крещение 27 июля 1942 года в налете на оккупированный немцами Дьепп, «мустанг» действовал вначале в составе английских ВВС с опознавательными знаками королевской авиации.
До некоторого времени все «мустанги», вышедшие из заводских цехов фирмы «Норт Америкен», переправлялись за океан в помощь британским союзникам. Между тем машина отражала типично американскую концепцию самолета-истребителя: цельнометаллическая конструкция, дюралевая обшивка, 4 или 6 крупнокалиберных пулеметов на крыле, в то время как англичане оснащали свои самолеты оружием винтовочного калибра; наконец, новый истребитель весил куда больше, чем любой европейский того же класса, около 5 тонн. Сказывалась приверженность американских специалистов к тяжелым машинам, способным сопровождать и защищать гигантские бомбардировщики Б-17 «летающая крепость» и Б-24 «Либерейтор» за тысячи километров от баз.
В ноябре 1942 года истребитель начал службу и в авиации США под обозначением П-51 А. Модифицированный «мустанг» отличался улучшенными высотными характеристиками, нес четыре пулемета калибра 12,7 мм. На варианте П-51Б количество пулеметов увеличилось до шести, машина стала летать дальше: конструкторы сумели увеличить объем топливных баков. От модели к модели повышалась и мощность двигателя: она достигла со временем 1490 л. с. Скорость последних модификаций истребителя вплотную приблизилась к отметке 700 км/ч.
Летом 1944 года в небе Европы появились «мустанги», лишь отдаленно напоминающие своих старших собратьев. Неузнаваемым сделал машину новый фонарь пилотской кабины -каплевидный, без традиционных переплетов и гаргрота, закрывавшего от летчика чуть ли не всю заднюю полусферу. П-51Д такое обозначение дали истребителю конструкторы Раймонд Райс и Эдгар Шмюд ощетинился реактивным оружием: шестью базуками пехотного образца или таким же количеством 5-дюймовых неуправляемых реактивных снарядов. Оно предназначалось для штурмовки наземных укреплений противнике, борьбы с танками, разрушения мостов и переправ. Действия истребителей-бомбардировщиков по малоразмерным целям оказались эффективнее, чем налеты «чистых» бомбардировщиков. Союзники убедились: в первом случае полное разрушение одного моста требует 100-200 тонн бомб, в то время как во втором минимум 640! Широко применялся «мустанг» и в качестве разведчика.
Фирма выпустила даже десять двухместных экземпляров со спаренным управлением, предназначенных для разведывательных полетов во время высадки союзников в Нормандии. Облегченный, почти без вооружения «мустанг» ТП-51Д проникал в глубь территории противника на недосягаемой для врага высоте. Залогом безопасности была и высокая скорость: недаром Создатели истребителя позаботились о его аэродинамическом совершенстве. Для крыла применили ламинаризированный профиль максимальной толщины он достигает ближе к задней кромке. Это позволяло летчику вести машину на повышенных углах атаки, не опасаясь срыва потока. В та времена было мало истребителей, которые могли бы тягаться с «мустангом» в скорости. Не случайно он оказался в числе первых поршневых самолетов, познавших на себе действие сжимаемости воздуха. Один летчик так рассказал об этом явлении генералу Арнольду, командовавшему ВВС США: «Сэр, наши истребители уже сейчас очень строги. Если появятся машины с еще большими скоростями, мы не сможем летать на них. На прошлой неделе я «пикнул» на своем «мустанге» на Ме-109. Управление заклинилось, и самолет затрясся, словно пневматический молоток. Я никак не мог вывести его из пике. С трудом выровнял машину всего в трехстах метрах от земли...»
Рано или поздно конструкторы выявляют все скрытые и явные ресурсы самолета, перестают его модифицировать, приступают к созданию другого, более совершенного. Что поделаешь, если «вылизанный» истребитель исчерпал свои возможности... Казалось, в конце мировой войны к этому последнему рубежу приблизился и «мустанг».
Тем не менее в начале 1945 года между генералом Арнольдом и Эдгаром Шмюдом состоялся следующий разговор. «У нас есть, наконец, истребитель, способный сопровождать бомбардировщики в налетах на Токио, сказал шеф американских ВВС. Что вы еще сможете сделать из этой машины?» Создатель «мустанга», вынув из сейфа чертежи, ответил: «Это тот самолет, генерал, который вам нужен!»
Уже весной последнего года войны японские пилоты в изумлении, не веря своим глазам (не двоится ли?1), разглядывали странную машину, появившуюся над Токио. Два знакомых силуэта «мустанга», как сиамские близнецы, срослись плоскостями! Под общим крылом целая батарея реактивных снарядов. В каждой кабине по летчику. Так выглядел П-82 «твин мустанг» («двойной мустанг»), сверхдальний истребитель.
Прошли десятилетия, и из архивов извлекли пожелтевшие чертежи. В небо поднялись ярко окрашенные самолеты. В их очертаниях нетрудно узнать «мустанг». Теперь он снова в строю как быстроходная гоночная машина. В 1965 году «мустанг» стал победителем в Лос-Анджелесских воздушных гонках.
И. АНДРЕЕВ
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ИСТРЕБИТЕЛЯ «НОРТ АМЕРИКЕН» П-51Д «МУСТАНГ»
|
Чертежи для печати
|