КРЫЛАТЫЙ ВЕТЕРАН

Самолет ПЕ-2 сконструирован в 1939 году в конструкторском бюро, руководимом Владимиром Михайловичем Петляковым. В 1940-1941 годах успешно прошел испытания и состоял на вооружении нашей авиации. ПЕ-2 был одним из лучших в мире бомбардировщиков. Модель самолета (рис. 1) создана спортсменами города Киева (в масштабе 1:11,8 к размерам самолета, исходя из капотирования двигателей), неоднократно участвовала на республиканских, всесоюзных и международных соревнованиях, где занимала призовые места. Скорость ее с выпущенными шасси — 85...90 км/час, с убранными — 95...100 км/час.

ФЮЗЕЛЯЖ выполнен из бальзы. Заготовку обрабатывают по наружному контуру с припуском 0,5-1 мм и размечают место вырезов для кабины, крыла, стабилизатора, астролюка и т. Д.

Затем фюзеляж разрезают по горизонтали на две равные половины и обрабатывают внутреннюю полость полукруглой стамеской, доводя толщину стенок в носовой и центральной части до 6 мм, в хвостовой — до 5 мм, а в месте размещения кабины пилота и штурмана — до 3 мм. При обработке внутренней полости необходимо оставить ребра жесткости с шагом 100-150 мм.

ЦЕНТРОПЛАН наборный — из одиннадцати нервюр и двух лонжеронов. Нулевая, 1-я, 4-я, 5-я нервюры выполнены из 3-миллиметровой фанеры, остальные — из бальзы толщиной 3 мм. Передняя кромка сделана из бальзы сечением 10X10мм. Задняя аналогична задней кромке консоли.

На 4-й и 5-й нервюрах приклеены бруски моторамы. Они выполнены из граба сечением 10X15 мм до переднего лонжерона с последующим плавным переходом до сечения 5X8 мм у заднего лонжерона. Бруски служат основой мотогондол.

ФОНАРЬ выштампован из оргстекла толщиной 1,5 мм. Переплет сделан из целлулоида толщиной 0,3 мм. В месте установки мачты антенны фонарь усилен накладкой из целлулоида толщиной 1,5 мм, на ней укреплена гайка М3 для крепления мачты, которая выполнена из дюралюминия.

МОТОГОНДОЛА состоит из капота двигателя, ниши и обтекателя шасси. Она набрана из шести шпангоутов и стрингеров. 4-й шпангоут сделан из фанеры толщиной 5 мм. На нем крепят узлы навески шасси, представляющие собой четыре кронштейна из дюралюминиевого уголка с толщиной стенки 1,5 мм.

КАПОТЫ модели выдолблены из бальзы и покрыты внутри смолой ЭД-5. Крепятся они четырьмя болтами М2. Между 2-м и 3-м шпангоутами мотогондолы расположены топливные баки, изготовленные из жести толщиной 0,3 мм. Емкость их по 30 см3. Заправочная трубка 4 выведена наружу через верхнюю часть мотогондолы, дренажная трубка 36 — внутрь капота. Все вырезы, люки, створки обязательно нужно окантовать сосновыми рейками или фанерными пластинками.

КРЫЛО трапециевидной формы, двояковыпуклое в плане (14%), с закругленными концами, неразъемное, поэтому после изготовления консолей и центроплана их сращивают наглухо двумя дюралюминиевыми пластинками размерами: 8X2X80 мм по переднему лонжерону и 6X1X70 — по заднему.

Затем устанавливают четыре щитка 11 и 13 (рис. 2), выдолбленных из бальзы: два на центроплане и по одному на консолях. На каждом щитке укреплены качалки для подсоединения тяг выпуска и уборки шасси.

До зашивки крыла бальзой необходимо установить в фюзеляж все механизмы, основные ноги шасси и проверить их работу, а также проверить углы отклонения щитков, надежность уборки и выпуска шасси, проложить канал малого газа и остановки двигателей, дюралюминиевую трубку диаметром 2 мм с пропущенным в ней тросиком диаметром 0,3-0,4 мм или проволокой ОВС диаметром 0,3 мм. Канал должен иметь плавные радиусы на изгибах. На фюзеляже необходимо закрепить ось качалки управления рулем высоты. Ее приклепывают к пластине из фанеры толщиной 5 мм, которую вклеивают между нулевой, 1-й нервюрами и передним лонжероном. Ось выточена из стали, а качалка выполнена из дюралюминия марки Д16Т.

После отработки систем и установки качалки 7 (рис. 1) крыло и мотогондолы зашивают пластинами из бальзы толщиной 3 мм.

КОНСОЛЬ КРЫЛА наборной конструкции, состоит из двух лонжеронов и девяти нервюр. Лонжероны выполнены из двух сосновых полок переменного сечения, соединенных бальзовой стенкой. Сечения полок: переднего лонжерона — 8Х4 мм у 1-й нервюры консоли и 4X3 мм — у 9-й нервюры; заднего лонжерона 4X3 мм — у 1-й нервюры и 3X2 мм — у 9-й нервюры. Передняя кромка вырезана из фанеры толщиной 3 мм, остальные из бальзовых 3-миллиметровых пластин. Задняя кромка начинается сразу за 2-м лонжероном и выдолблена из бальзы. В ней сделаны вырезы под щиток и элерон. На левой консоли к 9-й нервюре приклепана пластина из дюралюминия толщиной 1 мм, в которой сделаны прорези для корд. На правой консоли у 9-й нервюры на переднем лонжероне закреплен груз из свинца весом 40 г. Законцовка консоли выдолблена из бальзы и приклеена к 9-й нервюре.

ЭЛЕРОНЫ изготовлены как одно целое с крылом, затем их отрезают от крыла. Каждый элерон состоит из бальзового лонжерона, нервюр толщиной 1 мм и задней кромки, изготовленной из фанеры. Обшивают элерон шифоном. После обшивки его покрывают пятью слоями эмалита и одним слоем АК-20. На правом внутреннем элероне имеется триммер, изготовленный из бальзы.

ХВОСТОВОЕ ОПЕРЕНИЕ — V-образное, двухкилевое, неразъемное — состоит из стабилизатора, рулей высоты 15, рулей направления и триммеров. Кили и стабилизатор выдолблены из бальзы. Рули высоты и направления по конструкции аналогичны элеронам.

Управление рулями высоты осуществляется тягой через качалку управления. Каждый руль высоты имеет самостоятельную подвеску. На конце тяги управления закреплен штырь, шарнирно соединяющий обе качалки 16 рулей высоты.

КАБИНА. Размещение оборудования в ней показано на рисунке 2, а, 6. Все детали сделаны из целлулоида. Си-донье пилота и штурмана, штурвал и мостик управления окрашены в серый цвет. Приборная доска (рис. 3), пульт штурмана, электрощиток, левый пульт пилота изготовлены из белого целлулоида толщиной 1 мм, окрашенного в черный цвет. После высыхания краски микроизмерителем и иглой наносятся на приборную доску и пульты очертания приборов и другого оборудования. Для большей жесткости приборная доска наклеена на фанеру толщиной 1,5 мм. Вся кабина внутри оклеена тканью.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА МОДЕЛИ. На модели устанавливают два двигателя «Цейс-2,5 Д» (объем 2,5 см3). Для разбега, взлета и посадки нужно снабдить двигатели устройством для малого газа. К двигателям «Цейс-2,5Д» прилагается сменная задняя крышка с устройством для малого газа. Для других двигателей можно сделать такое устройство самому.

Остановка двигателей осуществляется краном, перекрывающим топливопровод. Винты могут быть двухлопастными, но при стендовой оценке нужно ставить трехлопастные. Целесообразнее сделать другой кок из липы с трехлопастным винтом.

ШАССИ (рис. 4), убирающиеся в полете, состоят из основных установок и костыльной. Основные шасси состоят из двух амортизационных стоек, расположенных по концам оси колеса и связанных между собой жесткой крестовиной, представляющей одну амортизационную ногу. Ось колеса с каждой стороны закреплена четырьмя болтами М2 к нижней опоре штока амортизатора. Стойки своими верхними ушками шарнирно навешены на одной общей оси, изготовленной из проволоки диаметром 4 мм, к кронштейнам на четвертом шпангоуте мотогондолы, а нижними ушками шарнирно связаны двумя болтами с задним складывающимся подкосом. Он представляет собой две рамы, шарнирно связанные между собой осью. Верхняя рама заднего подкоса подвижно присоединена к узлам, крепящимся к брусьям моторамы четырьмя болтами М2.

Колеса выштампованы из резины. Ступица состоит из двух половин, соединенных втулкой из бронзы. Амортизирующая стойка — из цилиндра и двигающегося в нем штока. Все ее детали выполнены из материала Д16Т.

Верхние ушки сделаны заодно со стойкой, нижние насажены на нее на эпоксидной смоле ЭД-5. Две стойки соединены между собой фрезерованной крестовиной, их запрессовывают в крестовину, предварительно смазав смолой ЭД-5. В верхней части штока нарезана резьба МЗ, а нижняя его часть несет на себе ось колеса.

Амортизатором шасси служит пружина из проволоки ОВС диаметром 0,6 мм. Для того чтобы шток не выпадал из стойки, в верхней ее части просверлено отверстие, через которое ввинчивают болт М3 в верхнюю часть штока. Этим болтом можно регулировать высоту стойки.

КОСТЫЛЬНАЯ УСТАНОВКА (рис. 5), самоориентирующаяся, состоит из траверсы, шарнирно связанной с узлами, укрепленными на шпангоуте. В вилке траверсы закреплено колесо. Амортизатор костыля одним концом соединен с кронштейном на траверсе, а другим с качалкой уборки костыльной установки. Убирается колесо с помощью пружины, изготовленной из проволоки ОВС диаметром 0,4 мм. Выпуск осуществляется тросом диаметром 1 мм, связанным с механизмом уборки и выпуска основных ног. Все детали костыльной установки выполнены из дюралюминия марки Д16Т.

Створки шасси сделаны из бальзы и навешены на петлях. При уборке шасси они закрываются пружинами или резиновыми амортизаторами. На створках установлены направляющие. При выпуске шасси стойки нажимают на направляющие, и створки открываются.

В МЕХАНИЗМЕ УБОРКИ шасси и выпуска щитков (рис. 6) желательно поставить червячную или винтовую пару 5, это избавит от необходимости делать замки выпущенного и убранного положения шасси.

Все механизмы модели должны быть съемными, что позволяет производить их ремонт или доработку.

Управление механизмами — электрическое и осуществляется с блока подачи команд. Питание электромеханизмов подается от шести батареек КСБ-Л-0,5, соединенных по две параллельно. Затем три полученных блока соединяют последовательно. Блок подачи команд питается от трех таких же батареек, соединенных последовательно. Они находятся у пилота. Передача тока осуществляется по трехжильному кабелю МГТФ-0,1, подвешенному к кордам.

Блок подачи команд управляется сигналом из центра круга, который подается с помощью кнопки и обеспечивает выполнение следующих команд: 1) выпуск щитков, малый газ; 2) большой газ, уборка щитков и взлет; 3) уборка шасси; 4) выпуск шасси; 5) выпуск щитков, малый газ; 6) полный газ, уборка щитков; 7) взлет, уборка щитков; 8) выпуск шасси; 9) выпуск щитков, малый газ; 10) остановка двигателей; 11) уборка закрылков.

Число контактов на шаговом искателе должно равняться числу команд. Недостатком системы с шаговым искателем является то, что подача команд осуществляется только последовательно.

БЛОК ПОДАЧИ КОМАНД (рис. 7). Для изготовления блока можно использовать детали от готового шагового искателя, применяемого на телефонных станциях. Контакты 10 расположены в два ряда, изолированы друг от друга пластинами из текстолита или другого изоляционного материала. Переключателей 9 два: один из них движется по первому ряду контактов, другой по второму. Они также изолированы друг от друга шайбами из текстолита. Через контакты 11 ток подается от источника питания к переключателям. Один из них соединен с плюсом источника, другой — с минусом.

Храповое колесо 7 жестко связано с переключателями винтами и свободно вращается на оси. При подаче сигнала на исполнительный механизм шагового переключателя его контакты перемещаются на определенное расстояние, равное шагу контактов 10. Например, нужно подать первую команду (выпуск щитков, малый газ). Перед полетом переключатели должны находиться в таком положении, чтобы при подаче сигнала на шаговый переключатель замкнулась бы цепь первой команды. Даем сигнал. Переключатели 9 остановились на контактах первой команды. Ток от источника через контакты 11, переключатели 9 и контакты 10 поступает к исполнительному механизму выпуска щитков и малого газа. Когда щитки выпущены на нужный угол, размыкается концевой выключатель и подача тока прекращается. Затем подается следующий сигнал и т. д.

СБОРКА. К нижней половине фюзеляжа крепят крыло, хвостовое оперение, костыльное колесо и тягу руля высоты. На одном конце тяги закреплена втулка, а на другом поперечный штырь.

Прежде чем приклеить верхнюю половину фюзеляжа, необходимо установить все механизмы и проверить их работу. В верхней части фюзеляжа, за фонарем, делают люк длиной 150 мм для доступа к механизмам и элементам управления. Устанавливают оборудование кабины и приклеивают остекление нижней носовой части фюзеляжа. Кабину отделяют от средней части фюзеляжа шпангоутом.

ПОКРАСКА. После обычных подготовительных работ модель окрашивают двумя цветами: низ — серо-голубой, верх — зеленый. После высыхания краски через 3-4 часа по границе серо-голубого цвета наклеивают изоляционную ленту и изолируют всю поверхность, на которую не должна попасть другая краска. Затем покрывают более темной краской (зеленой). По истечении 10-15 мин. ленту аккуратно снимают. Рисуют опознавательные знаки, номера и т. д. После полного высыхания краски наносят раскрой обшивки и заклепочные швы. Раскрой вычерчивают сначала карандашом, а затем специально заточенным резцом.

Триммеры, аэродинамические тормоза окрашивают в красный цвет, нос — в черный матовый. Коки окрашивают в голубой, желтый или красный. Можно нанести на модель камуфляж разных расцветок: черно-зеленый, коричнево-зеленый, черно-белый и т. д. После окраски модель нужно покрыть лаком.

В. ПИЛЬТЕНКО. мастер спорта СССР, г. Киев



Рис. 2. Самолет ПЕ-2 (правое крыло — вид сверху, левое — вид снизу): 1 — фара (только на левой консоли); 2 — тормозные решетки; 3 — узлы подвески бомб или подвесных баков; 4 — основной бомболюк; 5 — входной люк пилота; 6 — астролюк; 7 — люк стрелка-радиста; 8 — линия раздела цветов; 9 — огни АНО; 10 — жалюзи масло-радиаторов; 11 — посадочный щиток центроплана; 12 — дополнительный бомболюк; 13 — посадочный щиток консоли: 14 — вход в тоннели маслорадиаторов.

Оборудование кабины (а. б): 1 — приборные доски: 2 — электрощит пилота: 3 — сиденье штурмана в убранном положении; 4 — ракетница; 5 — планшет; 6 — компас; 7 — пульт пилота; 8 — сиденье пилота: 9 — пульт штурмана; 10 — штурвал; 11 — мостин управления.





Рис. 1. Модель самолета ПЕ-2. 1 — фюзеляж (долбленый, из бальзы): 2 — фонарь кабины пилота и стрелка: 3 — мотогондола; 4 — заправочная трубка топливного бака: 5 — консоль крыла: 6 — редуктор выпуска шасси: 7 — центральная качалка управления: 8 — редуктор управления двигателями; 9 — тяги управления двигателями; 10 — тяга руля высоты; 11 — тяга выпуска и уборки костыльного колеса: 12 — тяга управления щитками и газом: 13 — редуктор управления щитками; 14 — стабилизатор (долбленый, из бальзы); 15 — руль высоты; 16 — соединение рулевой тяги с качалками рулей высоты: 17 — киль (долбленый, из бальзы); 18 — створки костыльного колеса; 19 — костыльное колесо; 20 — механизм выпуска и уборки костыльного колеса; 21 — боковой блистер: 22 — посадочный щиток центроплана; 23 — тяга управления щитком; 24 — вал управления щитками; 25 — посадочный щиток консоли; 26 — задняя кромка крыла; 27 — задний лонжерон; 28 — нервюра: 29 — поводки управления рулем высоты: 30 — передний лонжерон; 31 — передняя кромка; 32 — наружные концы поводков: 33 — главное колесо шасси: 34 — топливный бак; 35 — двигатель 2.5 см3; 36 — дренажная трубка: 37 — валик управления выпуском и уборкой главного шасси.



Рис. 4. Основные ноги шасси: 1 — ось колеса: 2 — нижнее ухо; 3 — нижняя опора; 4 — пружинный амортизатор: 5 — амортизирующая стойка; 6 — болт; 7 — кронштейн для навески стойки; 8 — стопорный винт; 9 — вал редуктора: 10 — рычаг уборки шасси; 11 — промежуточное звено; 12 — нижняя рама заднего подкоса: 13 — верхняя рама заднего подкоса: 14 — кронштейн подвески заднего подкоса; 15 — крестовина; 16 — ось навески стойки: 17 — распорная втулка: 18 — редуктор уборки и выпуска шасси; 19 — крепление троса костыльной установки; 20 — качалка уборки костыльной установки; 21 — распорная втулка; 22 — диск колеса: 23 — тормозной диск; 24 — ось колеса; 25 — соединительная втулка: 26 — концевой выключатель; 27 — концевой выключатель выпущенного шасси.



Рис. 5. Костыльная установка: 1 — кронштейн; 2 — качалка уборки; 3 — трос, 4 — шпангоут; 5 — - кронштейн навески; 6 — траверса; 7 — амортизатор: 8 — пружина уборки костыля; 9 — узел навески пружины; 10 — тяга руля высоты.

Рис. 6. Механизм выпуска щитков: 1 — промежуточное звено; 2 — качалка; 3 — концевые выключатели; 4 — вал для выпуска и уборки щитков; 5 — винт М4: 6 — зубчатые колеса; 7 — электродвигатель; 8 — стойка.

Рис. 7. Блок подачи команд: 1 — храповой механизм; 2 — пружина; 3 — качалка; 4 — ограничители хода; 5 — возвратная пружина: 6 — привод; 7 — храповое колесо; 8 — изоляторы; 9 — переключатели; 10 — контакты; 11 — контакты подачи питания к переключателям.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1968, №3
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100