ВОЗДУШНЫЙ РАЗВЕДЧИК

И. КОСТЕНКО, кандидат технических наук

В тридцатые годы — в героическую эпоху первых пятилеток нужен был самолет, способный выполнять самую различную работу как в Красной Армии, так и в народном хозяйстве.

Конструкторское бюро Н. Н. Поликарпова было ведущим самолетостроительным коллективом того времени. В 1928 году здесь закончилась работа по проектированию и постройке двухместного самолета-разведчика, который мог выполнять и другие функции. Новый аппарат получил наименование Р-5 (разведчик-пятый). В этой машине соединились основные достижения самолетостроения конца двадцатых годов. К началу 30-го года Р-5 прошел государственные летные испытания и его признали лучшим в мире самолетом-разведчиком.

Об этом самолете, боевые годы которого тесно связаны с историей Ленинского полка, с деятельностью лучших летчиков-ленинцев, рассказываем мы сегодня. Конструкция Р-5 интересна как для моделистов-копиистов, так и для тех, кто делает макеты исторических самолетов.

Р-5 — полутораплан смешанной конструкции. Фюзеляж, элероны и оперение — деревянные; подмоторная рама, шасси и костыль — металлические.

Основу фюзеляжа ферменной конструкции, усиленного стойками, подкосами, распорками и расчалками и обшитого фанерой, составляют 4 сосновых лонжерона и 12 рамных шпангоутов.

Четыре усиленных шпангоута вырезаны из склеенных листов фанеры и размещены: три — в носовой части до сиденья летчика-наблюдателя, четвертый — где крепятся костыль и стабилизатор. Для увеличения жесткости (см. чертеж) а передней части фюзеляжа, а также на половине его высоты укреплены плоские рамы, собранные из сосновых брусков и зашитые фанерой.

К первому шпангоуту крепится подмоторная рама, которая состоит из дюралюминиевых брусьев коробчатого сечения, соединенных дугообразной рамой из двенадцати трубчатых стальных стержней. На ней размещался один из лучших авиамоторов того времени — М-17Б, двенадцатицилиндровый, водяного охлаждения, с V-образным расположением цилиндров. Номинальная мощность М-17Б — 500 л. с. при 1445 об/мин, максимальная мощность — 680 л. с. при 1600 об/мин.

Носовая часть фюзеляжа закрыта листовым дюралюминием. Для уменьшения воздушного сопротивления ступица воздушного винта также закрыта металлическим обтекателем. Воздушный винт — деревянный, с металлической обивкой носовых кромок. Снизу фюзеляжа, сразу же за двигателем, размещен выдвижной сотовый радиатор.

В кабине расположены два сиденья: спереди — для пилота, сзади — для летчика-наблюдателя.

На самолете установлены четыре бензобака: два — в фюзеляже между моторами и кабиной летчика, два добавочных — в центроплане.

Снаружи вертикально укреплен красный противопожарный баллон с углекислотой. На левом борту кабины летчика горизонтально размещен баллон со сжатым воздухом, использовавшийся для запуска мотора на необорудованных аэродромах.

В верхней части кабины наблюдателя стоит турель с пулеметом ПВ-1. Два таких же пулемета расположены в фюзеляже для стрельбы через винт.

Перед наблюдателем на верхней горизонтальной раме имеется радиоустановка, а за шпангоутом, которым заканчивается кабина на полу, — фотоустановка.

Крылья — двухлонжеронные, имеют профиль KЛAPK-Y с относительной толщиной 11,7%. На верхнем крыле подвешены элероны. Проводка управления к ним скрыта в крыле. Все стойки как у центроплана, так и между крыльями выполнены из дюралюминиевых профилированных труб. Стальные ленты-расчалки, несущие и поддерживающие, имеют чечевицеобразное сечение. Несущие ленты идут от верхних подстоечных узлов крыльев к нижним узлам фюзеляжа. Поддерживающие ленты — от передних подстоечных узлов нижних крыльев к стыковым узлам центроплана. Нижнее крыло усилено там, где к нему крепятся бомбодержатели.

Центроплан состоит из двух лонжеронов и нервюр. Его носок и хвостовая часть зашиты фанерой. Отъемная коробка крыльев и центроплан обтянуты полотном и покрыты эмалитом.

Оперение — киль, руль направления, стабилизатор и рули высоты — деревянные. Киль наглухо соединен с хвостовой частью фюзеляжа. Стабилизатор крепится к фюзеляжу на шарнирном узле и посредством расчалок. Ленты-расчалки сверху идут к концу киля, а снизу — к хвостовому окончанию фюзеляжа. Крепление стабилизатора позволяет изменять угол установки стабилизатора в полете в пределах: передней кромкой вверх — около 4°, а вниз — около 2,5°.

Руль высоты имеет двухлонжеронную конструкцию. Кроме обычных нервюр, которых на каждой половине руля 6, имеются еще 4 косые нервюры, повышающие жесткость руля. Все оперение зашито полотном и покрыто эмалитом.

Управление самолетом — двойное, тросовое.

Шасси — полуосное, с резиновой амортизацией. Передние стойки заключены в обтекатели. К фюзеляжу шасси крепится верхними концами амортизационных стоек, задних стоек и внутренних подкосов. Нижний узел, соединяющий полуоси с внутренним подкосом, также закрыт дюралюминиевым обтекателем.

Колеса размером 900X200 мм имеют систему гидравлических тормозов. Костыль — металлический, управляется вместе с рулем направления. Зимой на шасси и костыль вместо колес надеваются лыжи.

Самолет Р-5 строился серийно в разных модификациях. На нижние крылья устанавливались контейнеры, в которых перевозились люди (6 человек) или грузы. Строился Р-5-лимузин с увеличенным фюзеляжем, в закрытой кабине которого размещалось 4 пассажира. Р-ЗЕТ был примерно той же конструкции, что и Р-5, но с более мощным двигателем — до 800 л. с.

Самолет P-5 может служить прототипом для постройки свободнолетающих и особенно кордовых моделей. Лучший масштаб для кордовой модели — 1:10 натуры (двигатель не менее 5 см3). Для двигателя 2,5 см3 масштаб — не более 1:15 натуры. С моделью Р-5 можно имитировать буксировку планера и отцепку его, сбрасывание бомб, парашютиста из кабины летчика-наблюдателя, выполнение фигур высшего пилотажа, демонстрацию работы колесных тормозов, «конвейер».

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЁТА: размах верхнего крыла — 15,5 м; размах нижнего крыла — 12,0 м; полная длина самолета — 10,56 м; площадь крыльев — 50,2 м2; вес пустого Р-5 — 2108 иг; полетный вес Р-5-разведчика — 2900 кг; максимальный полетный вес Р-5-бомбардировщика — 3350 кг; угол поперечного «V» крыльев — 2°; установочный угол крыльев — 1,5°; максимальная скорость — 230 км/час; посадочная скорость — 95 км/час; скорость отрыва — 125 км/час; длина разбега — 400 м за 25 сек.; длина пробега — 250 м за 18 сек.; вертикальная скорость у земли — 4,5 м/сек; практический потолок — до 6000 м.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1969, №7
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100