Архив журнала Моделист-Конструктор
РОЖДЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ УДАРНЫХ
самолет-биплан RAF BE-2e
В сербском городе Сараево 28 июня 1914 года выстрелами в упор был убит австрийский эрцгерцог Франц-Фердинанд. Это событие оказалось тем самым поводом, ввергшим человечество в бойню первой мировой. 10 миллионов убитых и 20 миллионов раненых — таков итог трагедии последующих четырех лет... Первая мировая война началась как маневренная. В блестящих кирасах неслась в атаку французская кавалерия, а пехота в синих мундирах густыми цепями шла на немецкие пулеметы. Кайзеровские гвардейцы, в свою очередь, целыми дивизиями ложились перед бельгийскими фортами. Однако очень скоро война зашла в позиционный тупик: обе воюющие стороны зарылись в землю, спутались колючей проволокой и прикрылись тысячами орудийных и пулеметных стволов. Так создались предпосылки для возникновения новых технических средств ведения войны, единственно способных принести успех армии в подобных условиях.
Одним из таких технических средств стала боевая авиация. Уже 14 августа 1914 года состоялась первая бомбардировка территории противника—французский разведчик фирмы “Вуазен” нанес удар по ангарам германских дирижаблей. И если в начальный период войны авиация использовалась в основном для разведки, то уже через год-полтора основной воздушной силой стали бомбардировщики.
Первыми самолетами нового класса стали легкие аэропланы-разведчики, приспособленные для сброса бомб. Одной из самых популярных машин этого типа был французский “Блерио-Х!” “Милитэри”— вариант рекордного самолета, перелетевшего Ла-Манш. В варианте Б-Х1-3 он мог нести до 60 кг бомб. Самолет состоял на вооружении 6 французских, 16 английских и 2 бельгийских эскадрилий и использовался на фронте до середины 1915 года. Легкие бомбардировщики трех других французских авиастроительных фирм —“Фарман”, “Вуазен” и “Бреге”— в начальный период войны были очень похожи друг на друга. Это были самолеты-бипланы бесфюзеляжной конструкции; их крылья крепились к двухместной гондоле, в которой размещался и двигатель с толкающим винтом. Хвостовое оперение располагалось на концах фермы, связанной с бипланной коробкой.
Несколько отличную форму имел легкий бомбардировщик фирмы “Кодрон”. Подобный своим аналогам,
самолет оснащался двигателем в носовой части гондолы и тянущим винтом. Бипланы “Кодрон” G-111 использовались и как бомбардировщики, и как самолеты для доставки диверсантов за линию фронта.Опыт боевых действий показал, что необходим переход к бомбардировщикам специальной постройки. Летом 1915 года во Франции был объявлен конкурс на создание самолета такого типа, способного нести бомбовую нагрузку в 300 кг на дальность не менее 600 км. Победителем оказалась фирма “Бреге”, предложившая машину все той же бесфюзеляжной схемы, но с увеличенными размерами и усиленным вооружением. Военных подкупило предложение фирмы строить на базе основного образца целую серию самолетов, получивших обозначение ВМ и оснащенных самым разнообразным вооружением — вплоть до 37мм пушек.
В 1917 году в серийное производство был запущен лучший французский легкий бомбардировщик первой мировой войны—“Бреге-ХIV-Б2”. Он выпускался в нескольких модификациях и строился серийно до 1926 года, а находился на вооружении до начала 30-х годов. Этот самолет стал существенным шагом вперед в развитии легких бомбардировщиков, определив концепцию этого типа авиации на ближайшие 10 лет. Общий “тираж” “Бреге-XIV” составил около 8 тыс машин.
Первыми британскими легкими бомбардировщиками наряду с упоминавшимися “блерио” стали машины БЕ-2 нескольких модификаций. Испытания этого самолета начались еще в феврале 1912 года. Это был двухместный биплан, спроектированный под руководством Джерри Де-Хэвиленда и Ф. Грина и построенный на заводе в Фарнборо. Машина заинтересовала военное ведомство, и уже с 1913 года БЕ-2 и его модификация БЕ-2а начали поступать на вооружение британских ВВС.
Разумеется, возможности БЕ-2 как бомбардировщика были весьма ограниченны. Он нес всего 45 кг бомб, а его оборонительное вооружение состояло из... револьверов экипажа или одного карабина. Однако благодаря своей высокой технологичности и отработанности конструкции он имел низкую стоимость производства и
довольно долго выпускался промышленностью. В 1915 году появилась наиболее совершенная его модификация — БЕ-2с, способная нести 102 кг бомб и вооруженная двумя пулеметами.По-настоящему удачные легкие бомбардировщики англичане смогли
создать только в 1917 году. Это были самолеты DH-4 и DH-9 фирмы “Де-Хэвиленд”. По своим данным они были близки к французским “Бреге-XIV”, строились большими сериями и состояли на вооружении многих стран мира. На базе DH-9a был создан и первый советский крупносерийный самолет Р-1, выпускавшийся до 1931 года. Производство вариантов DH-4 и DH-9 было налажено и в США.Основу легкой бомбардировочной авиации России поначалу составляли самолеты французской конструкции, поставленные из-за рубежа или изготовленные по лицензии на отечественных заводах. Из собственных разработок можно отметить аэроплан, построенный на базе германского “Альбатроса” B-II петроградским заводом В. А. Лебедева—“Лебедь-ХИ”. До 1919 года было построено 216 машин этого типа. Каждая из них могла брать до 100 кг бомб.
В Одессе на заводе А. А. Анатра выпускались многоцелевые самолеты типа “Анаде” и “Анасаль”, однако их возможности как бомбардировщиков были весьма ограниченны.
Кайзеровская Германия начинала войну, имея самолеты конструкции австрийца Уго Этриха “Таубе” (“Голубь”). Это был расчалочный двухместный моноплан, причем форма его крыла действительно напоминала крыло птицы. Именно “Таубе” нанес первый воздушный удар по гражданскому населению — в августе 1914 года он совершил налет на Париж (в то время фронт находился всего в часе лета, на Марне). Правда, эффект бомбардировки можно назвать лишь моральным, поскольку самолет нес на борту всего 20 кг бомб.
С 1915 года германская авиапромышленность приступила к массовому производству легких бомбардировщиков собственной конструкции, причем вскоре они составили более половины всех выпускаемых самолетов. Они строились крупными сериями фирмами “Авиатик”, “Румплер”, “Альбатрос”, АЕГ, ЛВГ, АГО. Все они были довольно близки по конструкции и представляли собой двухместные бипланы с рядными двигателями водяного охлаждения, обладали хорошей аэродинамикой и приличной бомбовой нагрузкой.
К концу войны немцы создали так называемые “пехотные самолеты”— в нынешнем понятии штурмовики. Они предназначались для непосредственной поддержки войск; их конструкция предусматривала бронирование жизненно важных элементов машины, включая кабину пилота.
Всего за годы первой мировой войны был выпущен 47 831 боевой самолет, из которых 25 960 относились к классу легких бомбардировщиков, включая 913 “пехотных”..
Ударная авиация Австро-Венгрии состояла преимущественно из самолетов, выпускаемых по германской лицензии. В середине войны появилось и несколько собственных довольно удачных машин. Главным достоинством австро-венгерских самолетов являлись надежные рядные двигатели
фирмы “Даймлер” (конструктор Фердинанд Порше), а именно моторы в то время в основном определяли качество летательного аппарата в целом.Италия вступила в войну, производя по лицензии французские “вуазены” и “фарманы”. Однако вскоре там были созданы неплохие собственные легкие бомбардировщики — например, бипланы СВА-5 и СВА-9. Они не раз пересекали Альпы и наносили удары по австрийским объектам, неся при этом незначительные потери.
В. РИГМАНТ, инженер
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ
РАФ БЕ-2е, Англия |
Бреге-ХIV-Б2, Франция |
“Анатра”, “Анасаль”, Россия |
Уфаг Ц-1, Австро-Венгрия |
CBA.5, Игалия |
|
Год выпуска |
1915 |
1917 |
1916 |
1917 |
1917 |
Размах крыла, м |
11,28 |
14,86 |
11,42 |
10,72 |
9,10 |
Площадь крыла, м |
34,5 |
51,0 |
37,0 |
32,1 |
30,0 |
Длина самолета, м |
8,31 |
8,87 |
8,10 |
7,20 |
8,10 |
Взлетная масса, кг |
972 |
1765 |
1164 |
1250 |
1050 |
Двигатель, число х мощность, кВт |
РАФ-1 1х66 |
Рено-12 1х223 |
Сальмсон 1х112 |
Хиро 1х171 |
СПА-ба 1х164 |
Скорость, км/ч |
116 |
177 |
144 |
190 |
220 |
Потолок,м |
3048 |
5800 |
4300 |
4900 |
6000 |
Экипаж, чел. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Бомбовая нагрузка, кг |
102 |
256 |
30 |
100 |
90 |
Число пулеметов |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЙ БОЕВОЙ САМОЛЕТ БЕ
-2Самолет БЕ-2 всех модификация— одмомоторный двухместный биплан. Крыло Бипланной коробки трехлонжеронное. Фюзеляж в передней части обшит дюралюминиевыми листами, а далее - фанерой и полотном.Сразу за двигателем размещается каьина наблюдателя (бомбардира), за ней - пилота. Оперение также с полотняной обшивкой. Вертикальное оперение - управляемое (без руля). Элероны на крыле тосутствуют. Шасси и хвостовая пята - с резиновой амортизацией. Двигатель на БЕ-2а и БЕ-2b - восьмицилиндровый V-образный, с воздушным охлаждением типа "Рено" мощностью соответственно 44 и 52 кВт, на БЕ-2с — типа РАФ-1 мощностью 66кВт.
Многоцелевой одномоторный самолет-биплан РАФ БЕ-2е:
1— четырехлопастный воздушный винт, 2— восьмицилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения РАФ-1, 3—отвод выхлопного коллектора, 4— бензобак, 5— пулемет "льюис”, 6— сиденье, 7— амортизированный хвостовой костыль, 8— V-образная стойка шасси, 9— верхний расходный бак, 10— трос привода элеронов, 11— козырек-воздухозаборник охлаждения головок цилиндров, 12— центральная стойка крыла, 13— тяга синхронизации работы элеронов, 14— подножка, 15— тросы рулей высоты и поворота, 16— опознавательный знак, 17— шнуровка снимаемой части полотняной обшивки фюзеляжа, 18— руль поворота, 19— ось руля, 20— верхний элерон, 21— внешняя качалка системы привода рулей высоты, 22— выхлопной коллектор, 23— колесо, 24— нижний элерон, 25— полотняная обшивка оспицовки колеса, 26— спицы, 27— резиновый шнур-амортизатор.
Источник: "Моделист-Конструктор" 1991, №1
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru