Авиация
Танки и боевые машины
Корабли и суда
Автомашины и другая техника
Морская коллекция
Oбщественное КБ 'М-К'
Малая механизация
В мире моделей
Статьи на другие темы из М-К
Содержание журналов за некоторые годы
Галерея изображений из журнала и других источников
Другие издания такой же направленности


Реклама:

 

НАШИ СЛАВНЫЕ "ЭРЭСЫ"

Прошло около сорока лет с тех пор, когда в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) были разработаны конструкции и изготовлены опытные партии 82 и 132-мм «эрэсов», то есть реактивных снарядов (PC), a также пусковых устройств к ним. Они предназначались для вооружения истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации и сухопутных войск.

В 1939 году было решено провести войсковые испытания реактивного оружия. Для этого выделили эскадрилью из пяти истребителей И-16, под каждым крылом которых установили по четыре установки типа «флейта» (см. «М-К» № 2, 1977) с висевшими на них ракетными снарядами PC-82. В это время в Монгольской Народной Республике в районе реки Халхин-Гол японские милитаристы спровоцировали военный конфликт. Туда и направили эскадрилью под командованием летчика-испытателя Н. И. Звонарева. Для более удобного наблюдения за экспериментальными самолетами с земли и с самолетов охраны н прикрытия на их фюзеляжах нанесли особые опознавательные знаки - круги.

Эскадрилья вылетела в первый воздушный бой. Вскоре летчики заметили значительно превосходившую их по численности группу японских истребителей. В километре от неприятельских самолетов по команде Н. И. Звонарева летчики залпом выпустили ракеты. Один японский самолет был сбит, уцелевшие в панике повернули обратно.

Следующую атаку японская авиация попыталась провести на малой высоте, зная, что в таких условиях огонь зенитных батарей малоэффективен. Эскадрилья Н. И. Звонарева снова встретила их залпом ракет, и вновь, потеряв одну машину, вражеские самолеты повернули. Так и не поняв, в чем дело, японское командование дало строгий приказ своим летчикам не вступать в бой с истребителями, на фюзеляжах которых нарисованы круги.

Узнав об этом приказе, наше командование решило нанести на все истребители И-16, даже не вооруженные ракетами, такие же круги, как и на самолетах эскадрильи Н. И. Звонарева. Эта военная хитрость в значительной степени способствовала успеху в воздушных сражениях с авиацией противника.

За четырнадцать боевых вылетов пятерка наших истребителей сбила тринадцать японских самолетов. Летчики-самураи пытались сбить или посадить на свою территорию хотя бы один наш опытный самолет, но им это не удалось - секретность оружия была сохранена. Проведенные войсковые испытания получили высокую оценку командования. А ракетные снаряды и установки были приняты для вооружения нашей истребительной авиации.

Самолеты бомбардировочной и штурмовой авиации также провели на полигонах войсковые испытания ракет большего калибра - PC-132, подвешенных на четырех таких же установках типа «флейта» под каждым крылом. Результаты были одобрены, и снаряд РС-132 приняли на вооружение бомбардировочной и штурмовой авиации.

Таким образом, Советские Военно-Воздушные Силы перед войной с гитлеровской Германией получили мощное реактивное вооружение, которого до 1943 года не было ни в одной армии мира.

Правительство СССР и Коммунистическая партия высоко оценили труд создателей ракетного оружия, наградив их орденами и медалями, а Ю. А. Победоносцев,

В. А. Артемьев, Л. Э. Шварц, И. И. Гвай, Ф. Н. Пойда, А. М. Павленко, А. С. Попов, А. С. Пономаренко, Л. П. Лобачев, А. Ф. Малов 14 марта 1941 года Совнаркомом СССР были удостоены Государственной премии.

Реактивные снаряды имели значительное преимущество перед ствольной артиллерией, так как позволяли за десятки секунд создать мощный шквальный огонь по большой площади. В то же время они уступали артиллерии в меткости и дальности стрельбы. Поэтому в 1938 году РНИИ было дано техническое задание на разработку более мощных, чем РС-132 и РС-82, реактивных снарядов и передвижных пусковых систем для вооружения сухопутных войск.

Созданием этих снарядов руководил Л. Э. Шварц и Ю. А. Победоносцев, а разработкой пусковых систем - И. И. Гвай.

В РНИИ разработали и испытали на полигонах несколько вариантов как реактивных снарядов, так и пусковых подвижных систем для них. Новому оружию придавалось очень большое значение. На его испытаниях присутствовали маршалы и видные военачальники - К. Е. Ворошилов, С. К. Тимошенко, Н. Н. Воронов, К. А. Мерецков, С. М. Буденный, Г. К. Жуков, Г. И. Кулик и другие. Они положительно отозвались о работе ученых. Было принято решение о серийном производстве.

Наряду со снарядами типа «воздух - воздух» в РНИИ создали 82-мм снаряды М-8 и опытные пусковые устройства для сухопутных войск. Позднее при участии конструкторов этого же института заводы изготовили пусковые установки на автомобиле БМ-8-48 для пуска 48 ракет и на танках Т-40 и Т-60 для пуска 24 ракет. Последнее пусковое устройство получило шифр БМ-8-24.

В РНИИ велись работы и по совершенствованию 132-мм снарядов для сухопутных войск. За создание снаряда М-13 и пусковой установки БМ-13-16 правительство вновь наградило орденами и медалями большую группу работников, а ведущие были отмечены Государственной премией.

С первого огневого залпа в войне с фашизмом действия ракетного комплекса, любовно названного в войсках «катюшей», превзошли все ожидания.

Так ученые, инженеры, конструкторы и рабочие, создавшие и изготовившие это грозное ракетное оружие, способствовали победе наших вооруженных сил в разгроме гитлеровского фашизма.

А. ПОНОМАРЕНКО

1 - стопорное кольцо взрывателя, 2 - взрыватель ГВМЗ, 3 - шашка детонатора, 4 - разрывной заряд, 5 - головная часть, 6 - воспламенитель, 7 - дно камеры, 8 - направляющий штифт, 9 - пороховой ракетный заряд, 10 - ракетная часть, 11 - колосниковая решетка, 12 - критическое сечение сопла, 13 - сопло, 14 - стабилизатор, 15 - чека дистанционного взрывателя, 16 - дистанционный взрыватель АГДТ, 17 - воспламенитель.

К концу 1939 года ракетное вооружение имели истребители И-15 и И-153, на которых устанавливались направляющие для запуска восьми снарядов калибра 82 мм. На И-16 (тип 24) подвешивались шесть РС-82. Бомбардировщики СБ вооружались десятью 132-мм реактивными снарядами, Су-2 - шестью РС-82, а разведчики Р-5 - восемью РС-82.

В годы Великой Отечественной войны на одноместном штурмовике Ил-2 устанавливались восемь РС-82 или восемь РС-132 - по четыре с каждой стороны фюзеляжа под крыльями на нервюрах № 9, 10, 11 и № 12. На двухместном самолете подвешивались только четыре РС-82 или четыре РС-132 на нервюрах № 9 и № 10. Кроме РС-82 и РС-132, в авиации применялись и противотанковые РБС-82. Реактивными снарядами вооружались и истребители МиГ-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Пе-3, Як-1, Як-Ш, Як-7А, Як-3, Як-9, Як-9Д, Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7 - по три с каждой стороны. На штурмовике Су-6 было десять РС-132, на Ил-10 - шесть РС-82 или РС-132, на пикирующем бомбардировщике Пе-2 - четыре РС-132, на Ту-2 - десять РС-132.

Материал подготовил И. РОДИОНОВ.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1977, №7
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru


Реклама:
 



Rambler's Top100