Архив журнала Моделист-Конструктор
«ФАКЕЛ» УЧИТ ЛЕТАТЬЕще и пяти лет не прошло со времени наших полетов. Кажется, совсем недавно это было: 1967 год, класс в одной из казанских школ, чертежи планеров на стенах там, где обычно висят карты по истории.
Здесь, в классе, начинал свою жизнь юношеский летно-технический клуб «Факел». Организаторами его стали комсомольцы Казанского авиационного института и ребята из Свердловского райкома ВЛКСМ. Авиационный инженер Михаил Петрович Симонов, секретарь райкома Наташа Данилевская, секретарь комсомольской организаций одного из подразделений института Юра Донской положили первый камень в фундамент будущего массового клуба, стали постоянными наставниками юных учлетов.
Они не открывали Америк. Они взяли на вооружение опыт довоенного Осоавиахима, изменив методы соответственно сегодняшним требованиям. Но цель осталась та же: превратить абстрактную романтическую увлеченность пятнадцатилетних мальчишек и девчонок в реальные, конкретные дела, дать им путевку в большую авиацию. Вот почему на теоретических занятиях планерного клуба речь шла и о настоящих самолетах, и о теории полета, и о конструкциях двигателей. Вот почему с первых же шагов будущих планеристов учили быть с техникой на «ты», учили творческому подходу к делу.
Вокруг «Факела» сплотилось много энтузиастов планеризма, инженеров общественного конструкторского бюро, мастеров планерного спорта. Они наладили систематическое обучение ребят, организовали с их помощью техническое обслуживание выделенных клубу планеров, лебедок. И конечно же, приступили к конструированию летательных аппаратов, соответствующих требованиям времени. Задача стояла непростая: сконструировать учебный планер для подлетов на высоту 3-5 м, надежный в управлении и безопасный, поскольку предстояло ему управляться не опытными планеристами, а юнцами, впервые садящимися за штурвал.
Подлеты начинали еще зимой, на укатанной снежной площадке. Перед тем как сесть в планер, учлеты проходили строгую врачебную комиссию, сдавали зачеты. А летом... летом клуб переезжал в спортивный лагерь. И здесь, конечно, старались не упустить ни минуты. Обучение велось от первой утренней зари до вечернего, искрящегося на верхушках сосен солнца. Первое упражнение балансировка, затем пробежки, и, наконец, разрешение на взлет. Первый полет, первая встреча с небом, первая ступенька к мужественной профессии.
О лагере «Факел» имеет смысл рассказать подробнее. Он не такой, как обычно. Полная самоуправляемость. «Все своими руками» девиз факельцев. И палаточный городок, и мосты в округе, и купальня, и, разумеется, аэродром все сделано руками подростков. В свободное от учебы время учлеты продолжают занятия по теории, занимаются физкультурой и военно-прикладными видами спорта, работают над чертежами новых летательных аппаратов. Сегодня около их палаток всего три машины. Но зато и они не заводского изготовления, а свои, рожденные здесь же, в «Факеле», это легкие и удобные планеры СА-9. Здесь же разработанная в клубе лебедка с тросовой системой, обеспечивающей полную безопасность при подлетах.
Уже 300 ребят закончили обучение в клубе «Факел». Все они избрали летную профессию, многие уже летают з небе нашей страны, склонились над чертежными досками в авиационных вузах, работают авиационными техниками.
Их могло бы быть значительно больше, если бы клубы, подобные «Факелу», начали действовать и в других городах, если бы был налажен промышленный выпуск учебных планеров СА-9. Опыт «Факела» заслуживает того, чтобы его подхватили повсюду.
A. ДУДА, B. ДУДА, инструкторы по планеризму, г. Казань
УЧЕБНЫЙ ПЛАНЕР СА-9
Планер первоначального обучения СА-9 в комплекте с буксировочной мотолебедкой был спроектирован, построен и испытан в городе Казани.
При проектировании планера были учтены опыт эксплуатации планера БРО-11 и КАИ-11, конструктивные особенности и летно-технические характеристики этих планеров, а также ряда аппаратов того же класса зарубежных стран.
Характеристики планеров первоначального обучения приведены в таблице.
Планер СА-9 представляет собой расчалочный подносный моноплан с высокорасположенным крылом цельнодеревянной конструкции, с небольшим количеством металлических узлов. Деревянные детали изготовлены из авиационной сосны, обшивка и кницы из авиационной фанеры. Металлические части выполнены из конструкционных сталей и дюралюминия. Расчалки хвостовой фермы из троса Ø 1,8 мм, а лобовик из троса Ø 5 мм. Планер имеет колесо. Зависающий элерон по всему размаху крыла и небольшая удельная нагрузка обеспечили снижение посадочной скорости.
Планер СА-9 успешно выдержал статические испытания. Флаттерные характеристики планера были определены на основании расчетов и частотных испытаний.
В период летных испытаний набор высоты выполняется буксировкой самолетом ЯК-12 до 3000 м, а также мотолебедкой до высоты 25 м. По заключению летчика-испытателя и летчиков облета, планер прост в управлении, надежен и может быть рекомендован для первоначального обучения.
Мотолебедка, входящая в комплект планера, рассчитана на применение мотоциклов с мощностью двигателя не менее 10-12 л. с.
В. ШУКЛИН, инженер
|
Данные планера |
Название планера | ||
БРО-11, 1963 |
КАИ-11, 1967 |
СА-9, 1966 | |
I. Геометрические размеры, м2 |
|
|
|
Размах |
7,28 |
9,43 |
10 |
Длина |
5,17 |
5,1 |
5,35 |
Площадь крыла, м2 |
10,5 |
10,2 |
11,76 |
Профиль крыла |
Р-II |
P-III |
P-III |
Площадь Г. О., м2 |
1,43 |
1,36 |
1,9 |
Площадь В. О., м2 |
1,22 |
1,12 |
1,16 |
Плечо В. О. |
2,14 |
2,88 |
3,1 |
II. Вес, кг |
|
|
|
Вес конструкции с оборудованием, кг |
58 |
70 |
90 |
Нагрузка |
60 |
72 |
70 |
Полетный |
118 |
143 |
160 |
Удельная |
11,2 |
13,9 |
13,5 |
III. Летные данные, км /час |
|
|
| Максимальное аэродинамическое качество |
7 |
11,04 |
11,8 |
Экономическая скорость |
40 |
55 |
41 |
Минимальная скорость |
1,0 |
1,1 |
1,0 |
Посадочная |
38 |
45 |
36 |
Максимальная скорость буксировки |
|
90 |
75 |
Чертежи для печати
|