Архив журнала Моделист-Конструктор
ТУ-134 НА СТОЛЕМ. ЯЦЕНКО
На воздушных трассах нашей Родины работают два стреловидных самолета с турбореактивными двигателями ТУ-124 и ТУ-134. Это сверхскоростные воздушные автобусы, перевозящие каждый по 60 человек пассажиров со скоростью, близкой к скорости звука. Оба они созданы в конструкторском бюро, возглавляемом Андреем Николаевичем Туполевым, и летают со скоростью около 1000 км/час на сравнительно небольшие расстояния до 1500-2500 км. ТУ-124 эксплуатируется сейчас на авиалиниях Вильнюс Москва, Таллин Москва и других. В ближайшее время выходит на авиалинии и ТУ-134.
Характерное отличие самолета ТУ-134 от своего предшественника ТУ-124 заднее размещение двигателей в хвостовой части фюзеляжа и расположение стабилизатора сверху киля. Благодаря такой компоновке двигателей шум не проникает в кабину пассажиров. Кроме того, это дает возможность выполнить более тонкое крыло в его центральной части и тем самым несколько увеличить скорость полета.
Как-то раз на ВДНХ я залюбовался самолетом ТУ-134, экспонированным в павильоне «Транспорт», и увлекла меня идея построить кордовую модель-копию этого самолета... Сразу же возник вопрос: как быть с двигателем, то есть каким образом создавать тягу для полета такой модели! Ведь миниатюрный турбореактивный двигатель для летающей модели еще не создан. А переходить на установку воздушного винта на модели мне не хотелось... Какая же это будет модель-копия турбореактивного самолета, если на ней будет установлен воздушный винт!
Я решил применить на модели систему соосных импеллеров, размещенных внутри моторных гондол по бортам фюзеляжа. Импеллер это вентилятор с большим числом лопастей, который, вращаясь, прогоняет воздух сквозь мотогондолу и тем самым создает тягу. Пришлось много поработать над отдельными деталями и монтажом двигательной установки.
Внутри фюзеляжа, примерно на половине длины центральной хорды крыла, я установил форсированный двигатель МК-12В с калильным зажиганием, что существенно повысило мощность двигателя; число оборотов выросло до 12000 об/мин. Выхлоп, возникающий при работе двигателя, отводится вниз, под фюзеляж. Вал двигателя удлинен и передает вращение через редуктор, повышающий число оборотов в соотношении 1:1,8. Далее, через центробежную муфту и систему конических шестеренок вал трансмиссии передает вращение соосным импеллерам.
В одной мотогондоле я разместил два импеллера, каждый диаметром 58 мм. Импеллер имеет по 16 лопастей, выполненных из дюралюминия марки Д16-0,8 мм. Лопасти закручены, то есть концы их установлены под меньшим углом, чем средняя часть. Диаметр ступицы импеллера 25 мм. Передний и задний импеллеры в каждой мотогондоле вращаются в разные стороны. Достигается это применением передачи с коническими шестеренками. При вращении импеллеров в разные стороны тяга всей двигательной установки заметно повышается за счет отсутствия потерь на закрутку струи. На валу трансмиссии имеется центробежная муфта, позволяющая включать сцепление вала двигателя с валами импеллеров только после того, как двигатель разовьет 12000 об/мин. Все основные рабочие элементы трансмиссии установлены на шариковых подшипниках.
Предварительные эксперименты показали, что двигательная установка на земле работает хорошо и создает тягу около 600 г, что достаточно для полета модели. Взлетный вес копии ТУ-134 составляет 1600 г. Конструкция выполнена из сосны, бальзы и пенопласта. Размах крыла 1000 мм. Крыло обычной, двухлонжеронной конструкции, с носком, обшитым в верхней части тонким слоем пенопласта. Фюзеляж состоит из шпангоутов и стрингеров. Обшивка фюзеляжа тонкие слои пенопласта. Шасси неубирающееся, его основные геометрические данные повторяют шасси ТУ-134. Все колеса как основного шасси, так и носовой стойки укреплены на осях посредством шарикоподшипников. Оперение обычной конструкции обшито пенопластом и миколентной бумагой. Передача от рукоятки управления на руль высоты осуществляется посредством системы тяг, качалок и шарниров Гука, идущих через киль к рулю высоты. Модель выполнено в масштабе 1:25.
|
Чертежи для печати
|