Архив журнала Моделист-Конструктор
«ШКОЛЬНАЯ ПАРТА» ЛЕТЧИКАБипланы и монопланы. Чему отдать предпочтение? Спор между приверженцами той и другой схемы завершился к концу тридцатых годов. Победили монопланы, которые благодаря лучшей аэродинамике смогли полностью раскрыть свои преимущества перед самолетами бипланной схемы.
Правда, ПО-2 еще долгие годы оставался основным учебным самопетом в аэроклубах и летных школах. Однако профессиональных летчиков надо было готовить на максимально приближенной к боевым самолетам машине.
«Школьной партой» для предвоенного поколения наших авиаторов стай АИР-10 учебный двухместный самолет, созданный в КБ молодого главного конструктора А. С. Яковлева.
В серийном исполнении АИР-10 начиная с 1936 года стал называться УТ-2 («Учебно-тренировочный двухместный»). Вплоть до 1946 года УТ-2 оставался самым распространенным у нас учебно-тренировочным монопланом. Более 7 тыс. таких самолетов бороздили небо. И конечно, с годами конструкторы вносили в них все новые усовершенствования.
В 1937 году на УТ-2 установили усовершенствованный двигатель М-11Е мощностью 150 п. с. Опытный самолет с этим двигателем, носивший наименование АИР-20, имел несколько увеличенную площадь крыла (на 1,6 м2). Модификация УТ-2 оказалась удачной и была принята в производство вместо УТ-1. На одном из новых самолетов серии, оборудованном для рекордных полетов, Герой Советского Союза В. С. Гризодубова в 1937 году установила три женских мировых рекорда для класса легких самолетов: 9 октября рекорд скорости 200 км/ч; 15 октября рекорд высоты 3267 м; затем рекорд дальности 1444,7 км (в перелете с Героем Советского Союза М. М. Расковой по маршруту Москва Актюбинск).
Мы даем здесь краткое описание самолета последней модификации УТ-2М с мотором М-11Д. Выполнен он в основном из дерева, так как во время войны дюралюминий был дефицитным материалом. УТ-2М свободнонесущий двухместный низкоплан с открытой кабиной.
Фюзеляж ферменный, набран из четырех мощных лонжеронов, соединенных между собой рядом стоек и распорок, а также четырьмя шпангоутами рамного типа. Сечение фюзеляжа прямоугольное, с заметными закруглениями сверху и небольшим овалом снизу. Основной каркас имеет прямоугольное сечение. В хвостовой части фюзеляжа между стоек расположены дополнительно крестообразные расчалки, натянутые в плоскости граней фюзеляжа. Закругления фюзеляжа образованы четырьмя гаргротами, обшитыми, как и передняя часть фюзеляжа, фанерой; хвостовая часть обшита полотном. Кабины летчиков открытого типа, имеют спереди козырьки из плексигласа, а с боков откидные дюралюминиевые дверцы. Борта кабины, спинки и подголовники отделаны дерматином.
На левом борту размещено управление триммерами руля высоты и сектор управления мотором, на правом ручка бензокрана, а в передней кабине электрощиток. Приборные доски в обеих кабинах одинаковы. Они снабжены всеми приборами, необходимыми для полета в сложных метеорологических условиях.
Крыло состоит из центроплана, наглухо соединенного с фюзеляжем, и двух отъемных консолей. Профиль крыла «Геттинген-387» с относительной толщиной у корня 15%, на конце 10%. Конструкция центроплана и консолей двухлонжеронная, с работающей фанерной обшивкой. Каждая половина центроплана имеет по четыре нервюры, задняя кромка образует с фюзеляжем плавный переход зализ. Центроплан зашит фанерой, а на борту фюзеляжа по верху обшивки проложены рейки с подножками.
Каждая консоль крыла имеет по 14 нервюр. Элерон щелевой, снабжен аэродинамической компенсацией, разделен по размаху на две половины. Обшивка консолей крыла фанерная, за исключением части, размещенной между второй и седьмой нервюрами. Носок элерона зашит фанерой, остальная часть обтянута полотном.
Характерная особенность крыла УТ-2М большой угол поперечного V до 8° каждого полукрыла, а также заметная стреловидность по передней кромке. На левой консоли, примерно посередине элерона, размещен приемник указателя скорости трубка Пито.
Стабилизатор неразъемный, двухлонжеронный, симметричного профиля, выполнен из дерева. Каждая его половина состоит из шести нервюр. До переднего лонжерона носок стабилизатора зашит фанерой. Между передним и задним лонжеронами натянуты крест-накрест по две пары стальных проволочных расчалок. Руль высоты однолонжеронный, выполненный из дерева, усиленного металлическими ободьями. Он состоит из двух одинаковых половин, соединяемых кронштейнами. Имеется осевая аэродинамическая компенсация, вдоль задней кромки расположены триммеры, регулируемые в полете. Между корневой точкой крепления качалки руля высоты к лонжерону н второй нервюрой руля размещена косей нервюра. За лонжероном обшивка полотняная. Триммеры руля высоты зашиты фанерой. Киль двухлонжеронной конструкции, крепится к стабилизатору и фюзеляжу двумя узлами. Он имеет четыре нервюры и три раскоса. Обшивка кипя до переднего лонжерона фанерная, остальная часть обтянута полотном. Руль направления однолонжеронной конструкции, выполнен из дереве, усиленного металлическим ободом. Носок руля до лонжерона зашит фанерой. Обшивка полотняная. Элероны и руль направления на задних кромках имеют дюралюминиевые пластинки триммеры, регулируемые на земле. Управление рулем высоты и рулем направления смешанное: в кабине летчиков жесткое, а в хвостовой части фюзеляжа тросовое. Элероны управляются жесткими трубчатыми тягами.
Шасси обычной схемы, пирамидальное с вильчатой основной стойкой, пластинчатой резиновой амортизацией и стандартными колесами. Костыль неориентирующийся, рессорного типа, со съемной металлической подкостыльной лыжицей. В зимнее время устанавливались деревянные лыжи.
Винтомоторная группа УТ-2М состоит из пятицилиндрового двигателя воздушного охлаждения М-11Д мощностью 125 л. с., вращающего двухлопастный деревянный воздушный винт, и системы бензо- и маслопитания. На самолете установлены три бензиновых бака общей емкостью 200 л и один масляный бак на 16 л. Мотор крепится к фюзеляжу с помощью моторамы (сварная ферма из стальных труб). Капот изготовлен из листового дюралюминия.
Окраска УТ-2М обычная для наших военных самолетов (см. 4-ю страницу обложки). Красные звезды нанесены на фюзеляж, на вертикальное оперение и снизу на крылья.
УТ-2М может служить прототипом для кордовых и радиоуправляемых моделей. Для первых можно рекомендовать при масштабе модели 1/8,5 натуры двигатель не менее 5,0 см3. Для радиоуправляемой масштаб 1/5 натуры, двигатель не менее 10,0 см3. Модели-копии УТ-2М могут выполнять все фигуры высшего пилотажа: сбрасывание парашютиста из второй кабины и буксировку одноместного или двухместного планера, «конвейер» (посадка-взлет) и крены под 60°.
И. КОСТЕНКО, кандидат технических наук
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ УТ-2М: размах крыла 10,2 м, длина 7,35 м, площадь крыла 17 м2, вес пустого самолета 660 кг, полетный вес 1010 кг, максимальная скорость 185 км/ч, посадочная скорость 95 км/ч, рабочая скорость 140 км/ч, вертикальная скорость 2,6 м/сек, практический потолок 3830 м, наибольшая дальность 950 км, длина разбега 250 м, длина пробега 300 м.
|
1 цилиндр двигателя, 2 подогреватель карбюратора, 3 спинка сиденья, 4 шасси, 5 подголовник задней кабины, 6 подголовник передней кабины, 7 сектора управления двигателем, 8 электрощиток, 9 правый наружный борт кабины, 10 трубки Вентури, 11 вырез для кабины, 12 плечевом ремень, 13 верхняя панель кабины, 14 поясной левый ремень, 15 поясной правый ремень, 16 пол кабины, 17 правый внутренний борт кабины, 18 левый внутренний борт кабины, 19 верхняя подушка сиденья, 20 амортизационная стойка шасси, 21 приборная доска передней кабины, 22 приборная доска задней кабины.
Чертежи для печати
|