Архив журнала Моделист-Конструктор
ЯК18ПМ - САМОЛЕТ ДЛЯ АСОВИнженер С. ЯКОВЛЕВ
Советский самолет ЯК-18ПМ стал крылатой сенсацией IV чемпионата мира по высшему пилотажу. Выступая на новых машинах, наши летчики большинство призовых и первое общекомандное место. Общее мнение спортсменов - самолет отличный.
Впрочем, это мнение не только советских летчиков-призеров. Вот высказывания других участников соревнований, которым была предоставлена возможность полетать на новом самолете.
МАРСЕЛЬ ШАРОЛЛЕ, руководитель команды Франции на IV чемпионате: "Отличная машина! Очень легкая в пилотировании при акробатическом полете. Очень приятная и очень удобная".
БОБ ГУВЕР, летчик-демонстратор фирмы "Норт Америкен", США: "Выдающийся акробатический самолет, легкий в пилотировании и очень надежный".
НЕЙЛ УИЛЬЯМС, летчик-испытатель, Великобритания: "Самолет отличается высокой гармоничностью... Хорошая акробатическая машина с большой мощностью двигателя".
Высказывания, не требующие комментариев. Особенно если учесть, что сделаны они летчиками мирового класса, чьи крылатые кони тоже весьма тщательно готовились к крупнейшему мировому чемпионату.
Что же это за самолет? Как он создавался?
Первые линии будущих машин легли на бумагу в 1964 году в конструкторском бюро, возглавляемом генеральным конструктором А. С. Яковлевым. Начинали, конечно, не от нуля. Серийный спортивный самолет ЯК-18П, созданный ранее, уже зарекомендовал себя на многих ответственных выступлениях. Большой опыт эксплуатации таких самолетов позволил выявить слабые места конструкции, наметить дальнейшие пути улучшения ее пилотажных качеств.
Срочную и ответственную работу по модификации самолета ЯК-18П генеральный конструктор поручил группе молодых энтузиастов спортивной авиации. А уже в августе 1965 года начались испытания новой машины, получившей имя ЯК-18ПМ, что означает: ЯК-18 пилотажный, модифицированный.
ЯК-18ПМ - одноместный, цельнометаллический моноплан с низко расположенным крылом, обшивка самолета смешанная - полотно и металл.
На самолете установлен двигатель АП-14РФ мощностью 300 л. с. При взлетном весе самолета 1110 кг такая мощность обеспечивает очень хорошее отношение веса самолета к мощности двигателя - 3,7 кг/л. с. Это отношение, или, как обычно говорят, нагрузка на лошадиную силу, характеризует возможности самолета в вертикальном маневре. Для примера можно сказать, что учебный самолет ЯК-18А имеет нагрузку 5 кг/л, с., а у ЯК-18П - 4 кг/лс.
Другой важный показатель для спортивного самолета, определяющий маневренность, - нагрузка на крыло, отношение веса самолета к площади крыла. У ЯК-18ПМ 65 кг/м2, а у ЯК-18А - 76 кг/ м2, значительно больше, поэтому ЯК-18А и не может выполнять такие фигуры, какие легко выполняет ЯК-18ПМ.
Существенным отличием модифицированного самолета является то, что прочность его конструкции позволяет выполнять фигуры высшего пилотажа с перегрузками от +9, до -6 вместо +7 и -4 у ЯК-18П. (Перегрузкой называется отношение подъемной силы к весу, характеризующее допустимые для данного самолета фигуры высшего пилотажа. Перегрузка со знаком "+" означает, что подъемная сила направлена вверх, а со знаком "-" вниз, но только по отношению к самолету, а не к земле.)
Еще одно преимущество ЯК-18ПМ: кабина пилота смещена назад, к хвосту самолета. Такое расположение облегчает летчику ориентировку по крыльям и капоту мотора относительно горизонта при выполнении различных фигур высшего пилотажа.
Пилотажный самолет должен летать в перевернутом положении так же, как и в прямом, - ведь по правилам чемпионата наиболее высоко оценивается именно перевернутый, или обратный, пилотаж. Для этого у ЯК-18ПМ значительно уменьшен так называемый угол поперечного V крыла - самолет стал устойчивей и легче управляем в перевернутом полете.
Хорошие взлетно-посадочные данные ЯК-18ПМ позволили отказаться от обычного для легких самолетов посадочного щитка, вместо него поставлен небольшой тормозной щиток. Управляемый от кнопки на ручке пилота, он дает возможность в воздухе "притормозить" самолет, что очень важно для пилотажной машины.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ЯК-18ПМ
В заключение хотелось бы порекомендовать самолет ЯК-18ПМ читателям журнала "Моделист-конструктор" для моделирования. Модели-копии, музейные макеты самолета очень эффектны, особенно в рекомендуемой окраске (см. цветную вкладку в № 12 за 1966 г.).
|
Чертежи для печати
Источник: "Моделист-Конструктор" 1967, №1
OCR: Евгений Хитряк