5 ВАРИАНТОВ ОДНОГО САМОЛЕТА

Многоцелевой четырехместный самолет ЯК-18Т построен в 1967 году. Основные варианты применения самолета следующие:

1. Учебно-тренировочный — для полетов трех курсантов с инструктором.

2. Пилотажно-тренировочный для ознакомления курсантов с элементами пилотажа; экипаж состоит из одного курсанта и инструктора.

3. Пассажирский — для перевозок трех пассажиров с багажом.

4. Санитарный — для перевозок одного больного с сопровождающим.

5. Связной — для перевозки почты и грузов до 250 кг весом.

Схема самолета — одномоторный моноплан с низким расположением крыла и трехколесным шасси с носовым колесом.

Самолет оснащен надежным девятицилиндровым двигателем АИ-14РФ мощностью 300 л. с. с винтом В530-Д-35. Этот двигатель отлично зарекомендовал себя на самолете ЯК-18ПМ. На двигателе установлен карбюратор АК-14РФ с автоматической коррекцией по высоте, что упрощает управление двигателем.

Фюзеляж цельнометаллической конструкции с дюралевой обшивкой. В хвостовой части обшивка толщиной 0,8 мм приварена к каркасу точечной электросваркой. Большие окна и лобовое стекло кабины обеспечивают хороший обзор как на земле, так и в воздухе.

Широкие двери автомобильного типа позволяют легко входить и выходить из кабины. Они открываются против потока: исключен случайный срыв в полете. Вместе с тем предусмотрен аварийный сброс дверей. Ручка аварийного сброса расположена в легко доступном месте на борту кабины под приборной доской.

На левом борту фюзеляжа непосредственно за кабиной расположен люк багажного отсека. Створка люка открывается вверх и не мешает посадке в кабину. Багажный отсек имеет объем, достаточный для размещения багажа трех пассажиров или почты.

В кабине расположены два сиденья и диван. Сиденья могут двигаться по направляющим, обеспечивая регулировку по росту летчика. Проход шириной 180 мм между сиденьями и откидные спинки позволяют курсантам меняться местами во время полета. И диван и сиденья можно снять: освобождается место для крупногабаритных грузов.

Основные приборы расположены на средней амортизированной части приборной доски. Выключатели, автоматы защиты сети, краны воздушной системы и другие агрегаты вынесены на боковины и нижнюю панель. В левой части приборной доски расположен пульт управления радиостанцией, в правой — радиокомпасом. Рычаги управления газом и шагом винта установлены на среднем пульте; здесь же находятся краны шасси и щитка, вентили управления створкой маслорадиатора и жалюзи капота.

Для ночных полетов предусмотрена система освещения приборной доски и пультов красным светом. Сила света регулируется реостатом. Если основная система откажет, включается аварийное освещение. Кроме того, в кабине установлен плафон белого света. Самолет оборудован системой обогрева и вентиляции. Окно на двери кабины имеет форточку.

Управление самолетом двойное, штурвальное. Правый пост управления легко снимается. На штурвалах расположены кнопки СПУ и радиостанции, тормозные гашетки.

Штурвальное управление на самолете ЯК-18Т выполнено по оригинальной схеме, обеспечивающей минимальный вес и габариты конструкции. Проводка управления элеронами жесткая, рулями высоты и направления — смешанная.

На левом борту кабины установлена ручка управления триммером руля высоты. Проводка управления триммером — тросовая.

Центроплан имеет двухлонжеронную цельнометаллическую конструкцию. Между передним и задним лонжеронами располагаются топливные баки и главные стойки шасси. Посадочный щиток крепится на петле к заднему лонжерону и отклоняется при помощи двух пневмоцилиндров. Справа от фюзеляжа в носке центроплана установлен маслорадиатор.

Шасси самолета ЯК-18Т полностью убирается: носовая стойка — по потоку, главные стойки — по размаху крыла. Конструктивно передняя стойка шасси ничем не отличается от стоек самолетов 18П, 18ПМ, 18А. Главные стойки шасси имеют усиленную конструкцию, но детали амортизатора не изменились. Размеры пневматиков колес следующие: передние — 400X150, главные — 500 X 150. Колеса главных стоек шасси — тормозные. Давление воздуха в пневматиках колес: 2,5 — 3 кг/см2.

Уборка и выпуск шасси производятся с помощью пневмоцилиндров; предусмотрена аварийная система выпуска шасси. В выпущенном и убранном положении шасси соответствующие концевые выключатели замыкают цепи сигнальных ламп на специальном табло в кабине.

Топливная система самолета состоит из двух основных, расположенных в крыле, и одного расходного бензобаков, трубопроводов, кранов и других агрегатов. Емкость топливных баков позволяет заливать до 165 кг бензина марки СБ-78. Этого количества бензина достаточно для полета дальностью свыше 1000 км.

Самолет ЯК-18Т имеет достаточно большой комплекс навигационного и связного оборудования, включающий УКВ радиостанцию, систему слепой посадки, радиовысотомер, радиокомпас, курсовую систему ГМК-1А, авиагоризонт и пр.

Светотехническое оборудование самолета, кроме системы красного света, включает в себя бортовые аэронавигационные огни, посадочную и рулежную фару, установленную на левой консоли крыла.

Основные летные данные самолета ЯК-18Т приведены в таблице.

ТАБЛИЦА ЛЕТНО-ТАКТИЧЕСКИХ ДАННЫХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ И СПОРТИВНЫХ САМОЛЕТОВ СССР

САМОЛЕТ

ПО-2 (У-2)

УТ-2

УТ-1

ЯК-18

ЯК-18А

ЯК-18П

ЯК-18ПМ

ЯК-18Т

Год выпуска

1927

1935

1936

1946

1957

1961

1965

1967

Экипаж (кол-во человек)

2

2

1

2

2

1

1

4

Вес взлетный (в кг)

912

850

618

1060

1316

1093

1105

1620

Вес пустого (в кг)

655

611

450

750

1025

937

949

1200

Площадь крыла (в м2)

35,4

17,12

9,58

17

17

17

17

18,5

Мощность двигателя (в л. с.)

100

110

160

160

260

260

300

300

Макс, скорость (в км/час)

152

210

257

245

254

295

320

300

Скороподъемность (в м/сек)

2,6

3,4

7,4

3,5

5,5

8

10

5

Потолок (в м)

4500

3500

7120

6000

5000

5000

5000

5000

Дальность полета (в км)

500

750

670

1095

725

400

400

1000

Разбег (в м)

78

175

90

190

215

150

145

200

Пробег (в м)

111

220

160

290

250

170

135

200





А — вид на правый борт: 1 — правые педали ножного управлений, 2 — штурвал правого летчика. 3 — замок двери, 4 — сиденье правого летчика, 5 — правая дверь, 6 — диван, 7 — заднее боковое окно.

Б — вид на левый борт: 1 — левые педали ножного управления, 2 — штурвал левого летчика, 3 — замок двери, 4 — карман для мелких вещей на левой двери, 5 — сиденье левого летчика, 6 — левая дверь. 7 — диван, 8 — заднее боковое окно.

В — вид передней стенки и приборной доски: 1 — пульт управления радиостанцией, 2 — основная приборная доска, 3 — магнитный компас. 4 — пульт управления радиокомпасом, 5 — правая панель управления электросистемой, 6 — правые педали кожного управления, 7 — средний пульт управления газом и шагом винта, шасси и т. д., 8 — левые педали ножного управления, 9 — левая панель управления электросистемой.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1968, №10
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100