Архив журнала Моделист-Конструктор
ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ТРАДИЦИИС. ЯКОВЛЕВ
Спросите пилотов послевоенной поры, на каком самолете они постигали азбуку летного дела, поднимаясь в небо сначала с инструктором, а затем самостоятельно. «Як-18», единодушно oтвeтят они. Именно на этом надежном и неприхотливом одномоторном моноплане открыли себе дорогу в авиацию Ю. А. Гагарин, сегодняшние испытатели сверхзвуковых машин, асы ВВС и командиры многоместных лайнеров Аэрофлота.
Более двух десятков лет Як-18 верно служил советским авиаторам, именуясь «самолетом первоначального обучения» и «учебно-тренировочной машиной». Все эти годы авиация стремительно набирала темпы. Иными стали и требования, предъявляемые к методам обучения летчиков. Это послужило стимулом для создания новой машины.
Як-18Т легкий многоцелевой самолет. Он экспонировался на ВДНХ и был удостоен диплома и золотой медали.
В двухместном варианте Як-18Т позволяет выполнять весь комплекс фигур высшего пилотажа. За все эти неоценимые качества Як-18Т завоевал репутацию «летающей парты» наших дней.
Первым учебным самолетом в нашей стране был У-1, строившийся некоторое время по образцу трофейного английского биплана «Авро-504К». В 1928 году появился У-2 конструкции Н. Н. Поликарпова двухместный учебный самолет с отечественным мотором М-11. «Небесный тихоход» оказался на редкость удачным и на протяжении многих лет был основным самолетом в наших летных школах.
В середине 30-х годов Военно-Воздушные Силы и Аэрофлот стали получать скоростные самолеты. Их пилотирование требовало соответствующих навыков. Поэтому и летным школам, и строевым подразделениям потребовались более скоростные учебные и учебно-тренировочные самолеты. Советские конструкторы создали несколько типов таких машин, в том числе УТ-2 и УТ-1, разработанные под руководством А. С. Яковлева.
В послевоенный период были созданы новые учебные и учебно-спортивные самолеты типа Як-18. Начиная с 1946 года, когда вышел первый Як-18 с мотором М-11, и до 1971 года, когда был построен последний Як-18ПМ, серийные заводы произвели тысячи этих самолетов.
По традиции во всех учебных самолетах кабины курсанта и инструктора располагались одна за другой. Но для обучения летчиков Аэрофлота удобнее, когда кресла обоих пилотов находятся рядом, как на всех гражданских самолетах. И вот в 1967 году появился учебный самолет с новой компоновкой кабины. Это был Як-18Т.
В новой машине, спроектированной в КБ генерального конструктора А. С. Яковлева молодежной группой, воплощены лучшие идеи, накопленные при создании самолетов Як-18 предыдущих модификаций. В то же время это принципиальный шаг вперед. Достаточно сказать, что вместо двух мест, расположенных «тандемом», на Як-18T появилась четырехместная кабина автомобильного типа с мягкими креслами и диваном. Значительно улучшилась оснащенность самолета современным оборудованием. Это позволило расширить сферу применения Як-18Т использовать его в пассажирском, связном, санитарном и транспортном вариантах.
Новый самолет прошел все положенные этапы испытаний и был запущен в серийное производство на Смоленском авиационном заводе. И сегодня первоначальное обучение курсантов летных школ и училищ гражданской авиации ведется на этом самолете.
Легкий многоцелевой самолет Як-18Т
По схеме Як-18Т моноплан с низким расположением крыла и убирающимся шасси.
ФЮЗЕЛЯЖ самолета цельнометаллический полумонокок обычной конструкции. В хвостовой части обшивка с подкрепляющим набором шпангоутов и стрингеров соединена точечной электросваркой. Для входа в четырехместную кабину на обоих бортах фюзеляжа имеются широкие двери. Предусмотрен их аварийный сброс.
Передние сиденья выпускаются в двух вариантах: парашютном для учебного самолета и обычном, мягком для всех остальных. На заднем диване свободно размещаются два пассажира. В санитарном варианте вместо правого кресла пилота и дивана устанавливаются стандартные медицинские носилки и сиденье для сопровождающего врача.
Позади дивана предусмотрено багажное отделение с большим люком в левом борту фюзеляжа. На полу багажника имеются скобы, за которые груз крепится капроновой сеткой. Через багажный люк грузят и носилки с больным. Отделка кабины выполнена в светлых тонах из негорючих синтетических материалов.
КРЫЛО состоит из двух консолей и центроплана. Профиль крыла CLARK УН 14,5% у корня и 9,3% на конце. Консоли отъемные, на большей части имеют полотняную обшивку поверх дюралюминиевого каркаса; обшивка носка жесткая. Только в корневой части консолей, где расположены топливные баки, обшивка дюралюминиевая.
Центроплан составляет единое целое с фюзеляжем и имеет обычный каркас и обшивку из дюралюминиевого листа. В хвостовой части центроплана снизу по всему размаху подвешивается посадочный щиток, отклоняемый двумя пневмоцилиндрами на угол 55°. На нижней поверхности центроплана находятся люк отсека аккумулятора и управляемая створка канала маслорадиатора. Каждая консоль стыкуется с центропланом по переднему и заднему лонжеронам на четырех болтах. На задней кромке центроплана около фюзеляжа слева есть подножка для входа в кабину, справа предусмотрены крючки для навески съемной подножки. Верхняя обшивка центроплана у входных дверей имеет рифленую поверхность противоскользящий трап.
ОПЕРЕНИЕ самолета обычное, подкосно-расчалочное. Форма киля с рулем направления традиционная для самолетов Як-18, Каркас оперения дюралюминиевый, обшивка полотняная. На верхней точке киля установлен сигнальный красный маяк.
ДЕВЯТИЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ М-14П мощностью 360 л. с. закреплен на моторкой раме. Весь отсек силовой установки закрыт капотом, который состоит из двух половин верхней и нижней. В лобовой части капота находятся управляемые жалюзи, позволяющие регулировать охлаждение цилиндров мотора.
ШАССИ из трех стоек телескопической схемы с азотно-масляными амортизаторами. Размер пневматиков колес главных стоек 500X150, передней 400x150 мм. Главные колеса шасси тормозные с пневматическим приводом от гашеток на штурвалах управления. Для парирования возможных ошибок курсанта на штурвале инструктора есть кнопка управления электрическим клапаном растормаживания колес. Дифференциальный клапан, связанный тягой управления с педалями, позволяет осуществлять раздельное торможение колес для разворотов самолета при рулении.
Передняя стойка шасси свободно ориентирующаяся. В нейтральном положении перед уборкой она центрируется специальными кулачковыми втулками. Для гашения автоколебаний типа «шимми» на передней стоике шасси установлен специальный демпфер. Главные стойки убираются вдоль размаха крыла к оси самолета, передняя назад, по потоку.
УПРАВЛЕНИЕ Ян-18Т двойное, штурвальное. Это также приближает условия обучения курсантов к обстановке, обычной для любого гражданского самолета. На приборной доске установлены все необходимые пилотажные приборы, органы управления и контрольные приборы систем самолета. На среднем пульте, расположенном между креслами пилотов, находятся рычаги управления двигателем, винтом, маслорадиатором и подогревом карбюратора.
В ночных условиях приборная доска и пульт освещаются заливающим красным светом. Для исключения бликов на стеклах фонаря кабины над приборной доской установлен козырек, обтянутый черной матовой искусственной кожей.
Руль поворота и рули высоты соединены с педалями и штурвалами посредством жестких тяг и тросов. Элеронное управление полностью жесткое. На обеих половинах руля высоты установлены триммеры. Проводка управления триммером тросовая. Управление тормозным щитком, тормозами колес, уборка и выпуск шасси, запуск двигателя производятся от пневмосистемы.
Навигационное оборудование Як-18Т позволяет обучать курсантов пилотированию современного самолета. Основные блоки радиоэлектронного оборудования размещены за кабиной над багажным отсеком. Это облегчает доступ при обслуживании.
ОКРАСКА САМОЛЕТА Як-18Т синтетическими эмалями обеспечивает хорошую защиту конструкции от атмосферных воздействий. Схема окраски стандартная для самолетов Аэрофлота.
КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Габариты, м:
|
1 сечение по носку руля высоты и руля поворота; 2 сигнальный маяк (красный); 3 подкос стабилизатора; 4 надпись «НЕ БРАТЬСЯ»; 5 качалка руля поворота; 6 смотровой лючок (только на левом борту); 7 надпись «ВОЗДУХ 50 атм»; 8 надпись «ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ»; 9 багажный люк (только на левом борту); 10 поручень (полированный металл); 11 надпись «МЕСТО ПОДЪЕМНИКА»; 12 посадочная фара (только слева); 13 створка жалюзи (белая); 14 поводок створки; 15 маслобак; 16 металлическая сетка пылефильтра (светло-серая); 17 ПВД (только слева); 18 кок винта (красный); 19 лопасть винта (тыльная сторона темно-синяя, внешняя белая с красными полосами и серой окантовкой; 20 надпись «БЕНЗИН»; 21 надпись «СБЭС» (бензиномер); 22 надпись «НЕ СТАНОВИТЬСЯ»; 23 узел навески отъемной части крыла по переднему лонжерону; 24 узел навески отъемной части крыла по заднему лонжерону; 25 подножка; 26 тяга элерона; 27 пневмоцилиндр управления посадочным щитком (2 шт.); 28 резиновый амортизатор; 29 посадочный щиток; 30 типовой узел навески руля высоты и руля поворота; 31 узел крепления пневмоцилиндра щитка; 32 лента-растяжка стабилизатора; 33 подвижная створка маслорадиатора; 34 маслорадиатор; 35 крышка люка бензобака; 36 корневой узел навески элерона; 37 выхлопные патрубки двигателя; 38 воздухозаборник двигателя; 39 антенна радиовысотомера; 40 антенна радиокомпаса; 41 антенна маркерного радиоприемника; 42 надпись «МАСЛО»; 43 пассажирский диван (красная кожа); 44 стеклоочиститель (только слева); 45 вентилятор; 46 пол кабины (темно-зеленый); 47 кресло пилота парашютное (обивка спинки красная кожа); 48 пульт управления двигателем и самолетными агрегатами (черный); 49 тормозной рычаг (полированный металл); 50 штурвал (черный с красной эмблемой окантовка эмблемы и «птичка» белые); 51 система запуска двигателя и пульты управления навигационным оборудованием (приборная доска черная); 52 пилотажно-навигационные приборы и приборы контроля работы двигателя; 53 пульт управления радиокомпасом; 54 кран выпуска и уборки шасси; 55 автоматы защиты сети и выключатели самолетных агрегатов; 56 пожарный кран (красный); 57 зарядный кран пневмосистемы; 58 шторка (белая ткань); 59 форточка; 60 козырек над приборной доской (обтянут черной кожей); 61 магнитный компас (черный); 62 ручка управления триммером руля высоты (только слева); 63 ручка аварийного сброса двери (красная); 64 декоративная отделка кабины (искусственная кожа: верх белый, низ светло-серый); 65 «солдатик» (механический указатель выпущенного положения) главной стойки шасси (белый с красными полосками); 66 узлы навески главной стойки; 67 пневмоцилиндр уборки главной стойки шасси (светло-серый); 68 «ломающийся подкос» главной стойки (светло-серый); 69 замок убранного положения главной стойки; 70 главная стойка шасси (светло-серая); 71 «солдатик» передней стойки; 72 качалка с возвратной пружиной; 73 трос в «боуденовской оболочке»; 74 пневмоцилиндр уборки передней стойки; 75 узлы навески передней стойки; 76 «ломающийся подкос» передней стойки; 77 демпфер «шимми»; 78 электроразрядник; 79 колесо 400X150 (диски колес светло-серые); 80 замок убранного положения передней стойки; 81 щиток главной стойки (щитки и ниши шасси изнутри светло-серые); 82 поводок; 83 тормозной шланг (светло-серый); 84 колесо 500X150; 85 надпись и эмблема голубые (на левом и правом борту); 86 надпись на левом и правом борту (черная); 87 заводской номер (голубой, только на левом борту); 88 надпись «СССР» на левом крыле сверху, на правом снизу (черная); 89 надпись «81899» на левом крыле снизу, на правом сверху (черная); 90 надпись «Як-18Т» (ярко-красная с белой окантовкой); 91 шрифт для внешних надписей (синего цвета, высота 18 мм). |
Чертежи для печати
Источник: "Моделист-Конструктор" 1976, №2
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru