ВЗЛЕТ И ПОСАДКА НА ЛЮБОМ АЭРОДРОМЕ

Почти полстолетия в небе нашей Родины летают ЯКи — самолеты, созданные в КБ дважды Героя Социалистического Труда Александра Сергеевича ЯКОВЛЕВА. Много славных страниц вписано этим коллективом в историю отечественного авиастроения. На учебных и спортивно-тренировочных ЯКах проходили подготовку летчики 40-х годов, на истребителях били они немецко-фашистских стервятников в годы Великой Отечественной войны, на учебно-тренировочных и спортивных самолетах послевоенного периода осваивали летное мастерство новые поколения советских авиаторов. В конструкторском бюро А. С. ЯКОВЛЕВА, кроме самолетов, создавались и другие летательные аппараты. Например, грузовые планеры и транспортные вертолеты так называемой «продольной» схемы, прозванные за огромные размеры «летающими вагонами». Для моделистов самолеты конструкции А. С. Яковлева — излюбленные образцы при постройке копий и макетов. Кордовые модели истребителей или спортивных самолетов с маркой ЯК можно увидеть почти на любых состязаниях. Сегодня, в День Воздушного Флота СССР, отмечая появление на авиалиниях СССР и многих зарубежных стран нового пассажирского реактивного самолета ЯК-40, мы предлагаем читателям его чертежи и описание, а также чертежи спортивного самолета ЯК-18ПС.

Новый самолет ЯК-40 в ближайшие годы заменит на линиях Гражданского воздушного флота СССР изношенные и устаревшие поршневые самолеты, которые сейчас перевозят около 50% пассажиров.

Высокая энерговооруженность ЯК-40 в сочетании с малой удельной нагрузкой на крыло определяют отличные взлетно-посадочные качества самолета: разбег при полной загрузке — от 500 до 800 м, пробег после посадки — от 500 до 600 м. Благодаря этому ЯК-40 можно использовать на сравнительно небольших грунтовых аэродромах.

Самолет отличается высокой надежностью и безопасностью в эксплуатации. Он может взлететь при отказе любого из трех двигателей, совершать горизонтальный полет даже на одном двигателе. На неподготовленных аэродромах работу экипажа облегчают откидной трап для пассажиров, автономное пусковое устройство, хорошая управляемость на рулежке. Размещение силовой установки в хвостовой части фюзеляжа значительно снизило уровень шума и вибраций.

Кабина экипажа рассчитана на двух человек: командира и второго пилота. При необходимости здесь может быть поставлено третье сиденье. Фонарь обеспечивает хороший обзор как левому, так и правому пилоту. Стекла кабины имеют электрический обогрев.

Постройка летающих моделей-копий самолета ЯК-40 затруднена из-за специфического расположения двигателей. Если установить на модель поршневые авиамодельные моторчики, не остается места для винтов. Изготовить же эффективно работающие вентиляторные двигатели столь малого размера — очень трудная техническая задача. Поэтому мы рекомендуем использовать чертежи самолета ЯК-40 для постройки моделей-макетов настольного или музейного типа.



Трехмоторный реактивный пассажирский самолет ЯК-40 — наиболее современная машина для воздушных линий местного значения. Самолет может работать на аэродромах, не имеющих бетонных взлетных полос. Турбовентиляторные двигатели АИ-25, с тягой по 1500 кг каждый, позволяют самолёту развивать крейсерскую скорость порядка 350 км час на высоте 8 тыс. м. Пассажирский салон — в зависимости от назначения самолета — вмещает от 27 до 34 человек.

Современное навигационное оборудование позволяет совершать на ЯК-40 полеты при самых неблагоприятных метеоусловиях в любое время суток. Экипаж самолета — два пилота.



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1971, №8
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100