«ЛЕТАЮЩАЯ ПУШКА»

Так можно назвать истребитель ЯК-9, созданный в конструкторском бюро дважды Героя Социалистического Труда А. С. Яковлева.

В отличие от других истребителей, вооруженных пушкой калибра 20 мм, ЯК-9 нес на себе пушку калибра 37 мм, и никакая броня не могла защитить вражеские самолеты от ее снарядов. Успешно действовали ЯКи и против наземных целей: танков, бронемашин, артиллерии. Это позволило широко использовать самолеты-истребители ЯК-9 для свободной охоты по тылам врага на значительном удалении от линии фронта: продолжительность полета машин была повышена до 2 час. за счет увеличенных топливных баков. Они имели радиус действия до 2 тыс. км.

Самолет ЯК-9 популярен среди авиамоделистов; они охотно строят кордовые модели-копии этого прославленного истребителя. В 1970 году на Всероссийских соревнованиях авиамоделистов-школьников в городе Ижевске первое место заняла модель-копия ЯК-9 киевского десятиклассника В. Гавриленко, приглашенного на соревнования в качестве гостя. Модель выполняла «конвейер», сбрасывала груз на парашюте, убирала и выпускала шасси. Отделка модели, оборудование кабины и внешняя окраска были выполнены так же хорошо. Модель имела двигатель «Комета» — 5 см3, вес ее составлял 1380 г, размах крыла — 1300 мм.

Чертежи, помещенные в этом номере журнала, специально разработаны для изготовления модели-копии ЯК-9. На рисунке 1 показан вид самолета сбоку, сверху и спереди. Изображение необходимо увеличить до нужного размера, пользуясь сеткой, нанесенной на чертеж. Делается это следующим образом: если модель должна быть больше в 3 раза, на листе ватмана вычерчивают сетку со стороной квадрата, равной трем величинам квадрата сетки, приведенной на чертеже. Перенумеровав квадраты слева направо и сверху вниз (так, как это сделано на чертеже в журнале), контуры самолета постепенно и последовательно переводят на ватман. Получив чертеж нужного масштаба, приступают к изготовлению деталей модели. Крыло лучше всего собирать прямо на чертеже. При наличии бальзы переднюю часть крыла целесообразно изготовить из целого куска, поместив в нем механизм управления шасси, а заднюю часть сделать наборной с усиленной кромкой, в которой монтируются посадочный щиток и элероны.

Наиболее распространенный способ изготовления фюзеляжа для подобных моделей — долбление из бруска плотной бальзы или липы с технологическим разъемом по продольной оси е горизонтальной плоскости. Напоминаем этот способ вкратце: болванка изготовляется из двух половин (рис. 2), фугуется по всем четырем плоскостям под углом 90° и склеивается столярным клеем с прокладкой между половинками листа чертежной бумаги. Габариты болванки должны быть достаточными для того, чтобы на ее боковой плоскости поместился контур «вида сбоку», а на верхней — контур «вида сверху» с небольшими (порядка 2-3 мм) припусками на доводку.

После затвердевания клея болванку обрабатывают по внешнему контуру, не занимаясь деталировкой (она выполняется в конце всей работы), и тонким столовым ножом половинки обработанной болванки отделяют одну от другой. Следующая операция — удаление ненужной древесины из внутренней части каждой половинки будущего фюзеляжа. Инструмент — плоские и полукруглые стамески, а также вращающиеся напильники (шарошки) с крупной насечкой. Толщина стенок долбленого фюзеляжа в зависимости от материала колеблется в пределах от 1,5 до 3 мм. В передней части фюзеляжа она должна быть больше, в хвостовой — меньше. Моторама вклеивается в пазы. Форма моторамы определяется типом мотора. Для ее изготовления лучше всего применить брусочки из граба или красного бука. Кордовые модели-копии самолета типа ЯК-9 обычно делают неразборными, поскольку размах их невелик и модель достаточно транспортабельна. Крыло вклеивается в фюзеляж в такой последовательности: сначала — лонжерон, затем — передние блоки, в последнюю очередь — наборная часть и задняя кромка. Управление рулем высоты может быть выполнено либо по схеме с центральной качалкой, либо вместо качалки устанавливается шкив с бесконечным тросом. Механизм уборки шасси целесообразно применить электромеханический с двигателем, получающим питание по специальным кордам (подобная система описана в №7 нашего журнала за 1971 год, в статье «Воздушный турист» А. Малышко). Окончательная отделка модели (если размеры ее невелики) включает в себя оклейку микалентной бумагой, шпаклевку, обработку шкуркой разной зернистости, грунтовку и окраску. Если модель имеет размах порядка 1000 мм (масштаб 1:10), целесообразно оклеить ее после доводки поверхности тонким шелком или батистовой стеклотканью. Это значительно повышает прочность модели и улучшает ее внешний вид. Схема окраски модели показана на обложке. Это камуфляжная окраска, применявшаяся в годы Великой Отечественной войны. Для окраски следует подобрать нитрокрасители, позволяющие использовать пистолет-распылитель. Кистью получить хорошее качество покрытия и правильные переходы в схеме камуфляжной окраски невозможно.

После окраски поверхность модели полируется автомобильными пастами различной зернистости до получения совершенно гладкой поверхности с хорошим блеском. Опознавательные знаки и шрифты наносятся в соответствии с приведенными образцами по трафарету или вручную с помощью тонкой колонковой кисти. Это очень ответственная часть работы, и надо сначала попрактиковаться, чтобы не испортить модель.

В контуры капота модели ЯК-9 двигатель вписывается лучше, если его перевернуть цилиндром вниз. В этом случае головка его будет совершенно незаметна сверху, что позволяет воспроизвести всю деталировку верхней части фюзеляжа.

Г. МАЛИНОВСКИЙ





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1972, №2
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100