ТРЕНЕР АСОВ

На авиамодельные соревнования большинство конструкторов «малой авиации» и даже асы авиамодельного спорта из года в год представляют копии одних и тех же самолетов. Это однообразие объясняется тем, что многие авиамоделисты зачастую не имеют чертежей и описаний самолетов, пригодных для копирования на моделях. Не случайно в редакцию часто приходят письма примерно такого содержания: "Хочу построить модель-копию такого-то самолета, но не имею чертежей. Помогите, пожалуйста». Мы решили пойти навстречу просьбам читателей.

С этого номера в нашем журнале открывается новая рубрика — «Самолеты мира». Под этой рубрикой мы постоянно будем публиковать чертежи и списания как отечественных, так и зарубежных самолетов для постройки кордовых, радиоуправляемых, гидромоделей и других моделей-копий.

После освобождения Чехословакии Советской Армией перед молодым социалистическим государством встал вопрос о подготовке своих летчиков, В 1946 году министерство обороны Чехословакии объявило конкурс на лучший учебный самолет.

Первое место занял «Злин-Z-26 Тренер», сконструированный Карлом Томашем. Это был двухместный, свободнонесущий низкоплан с деревянным крылом и оперением, каркас фюзеляжа сварен из стальных труб. Шасси — неубирающееся. На самолете стоял чехословацкий рядный двигатель «Вальтер-Минор-4-III» мощностью 104 л. с. «Тренер» успешно прошел испытания и был запущен в серийное производство под обозначением С-5. За время своего существования Z-26 претерпел одиннадцать модификаций. С 1947 года главным конструктором самолетов «Злин» был Святопулк Замечник. На самолетах «Акробат» чехословацкие летчики и летчики других стран вот уже в течение многих лет занимают призовые места. Сейчас это один из лучших самолетов в мире, на котором можно выполнять все фигуры высшего пилотажа. Как же устроен последний образец серии — «Злин-526 AS Акробат-Специаль»?

* * *

Самолет представляет собой цельнометаллический низкоплан с обычным двухколесным убирающимся шасси.

Крыло — двухлонжеронное, состоит из трех частей: центроплана, наглухо соединенного с фюзеляжем, и двух отъемных консолей, имеющих угол поперечного V. Передний лонжерон усилен носовой обшивкой из толстого листового дюралюминия. У корня крыла применен профиль NACA-2418, а на конце — NACA-4412. На самолете «Z-326 Акробат» установлены опускающиеся взлетно-посадочные щитки, а по концам крыла — съемные концевые обтекаемые дополнительные баки для горючего. Элероны снабжены осевой аэродинамической и весовой компенсацией. Обшивка крыла — металлическая.

Руль высоты имеет триммеры на каждой половине руля. Обшивка рулей — полотняная. На задней кромке руля направления имеется триммер, регулируемый на земле.

Шасси в полете подтягивается назад посредством электромотора и убирается в крыло на половину колеса. Амортизация шасси — олеопневматическая. Колеса — размером 420X150 мм. Костыльное колесо — размером 260X85 мм. Винтомоторная группа снабжена шестицилиндровым рядным перевернутым двигателем воздушного охлаждения «Вальтер-Минор-6-III» мощностью 160 л. с. при 2500 об/мин. Воздушный винт Авиа-V-503 — двухлопастный, с металлическими лопастями. На коке винта установлена крыльчатка автомата регулировки углов атаки лопастей, в результате чего винт снимает с вала двигателя наибольшую мощность. На фюзеляже нанесены черные буквы, например OK-WXA. Белую окраску имеют задняя верхняя часть фюзеляжа, вертикальное оперение, частично горизонтальное оперение и крыло, передняя часть кока винта, передняя часть капота двигателя и две линии на бортах фюзеляжа. Матово-черным цветом окрашена верхняя часть фюзеляжа перед кабиной и задняя часть лопастей винта; блестящей черной краской — буквы на правой половине крыла сверху, на левой половине снизу и на обеих сторонах фюзеляжа. На капоте двигателя нанесены надписи: «Акробат-Специаль», на вертикальном оперении — «Z-526AS». В красный цвет окрашены переплет фонаря, две линии на бортах фюзеляжа, клин на киле, задняя часть кока винта и клинья на крыле и на горизонтальном оперении сверху и снизу.

Приемник скоростного напора, установленный в виде трубки на левом полукрыле, окрашен двумя красными полосами. Передняя часть вертикального оперения, сверху передняя часть крыла и стабилизатора и снизу внешняя часть крыла и все горизонтальное оперение имеют серый цвет.

Самолет может служить прототипом как для кордовой модели-копии, так и для радиоуправляемой копии.

Кордовая модель должна иметь размах около 1500 мм, вес — 1800-2000 г. Для нее подходит двигатель с рабочим объемом 5-7 см3.

Радиоуправляемую модель лучше строить с размахом крыла 1250 мм, для двигателя с максимальным объемом 6,6 см3.

И. КОСТЕНКО, кандидат технических наук

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА "ЗЛИН АКРОБАТ"

Размах крыла — 10,596 mi; длина — 8 м; высота — 2,05 м; площадь крыла — 15,45 м2: вес пустого — 650 кг; полетный вес — 970 кг: наибольшая скорость — 243 км/час; крейсерская скорость — 212 км/час; посадочная спорость — 78 км/час; вертикальная скорость у земли — 9 м/сек; потолок — 4800 м.





Конструкция убирающегося шасси модели самолета «Злин-Акробат»: 1 — кабанчик главного вала; 2 — главный вал (трубка 8x1); 3 — вал стойки шасси (трубка 6x1); 4 — стойка шасси с пружиной (трубка 8x1); 5 — ножка шасси; 6 — ось колеса; 7 — кулиса; 8 — колесо; 9 — поводок, управляющий стопором 12; 10 — ломающийся подкос; 11 — фасонный диск; 12 — стопор; 13 — пружина стопора; 14 — пружинный механизм; 15 — тяга главного вала; 16 — соединительная чека.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1970, №3
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100