ГРЕБНЫЕ ВИНТЫ

Есть несколько способов изготовления гребных винтов для самоходных моделей судов. Можно выпилить лопасти из листа латуни толщиной 2-4 мм и припаять их к конической ступице, выточенной также из латуни. Чтобы у них получились одинаковые очертания, надо заготовки зажать в тиски и одновременно обрабатывать напильником по шаблону.

У тихоходных моделей лопасти должны быть уже, то есть иметь отношение длины к ширине больше, чем у быстроходных (рис. 1). Самые широкие лопасти, «заходящие» одна за другую, бывают у очень быстроходных торпедных или ракетных катеров.



Полезная сила винта, его упор, развивается на поперечных сечениях лопасти, наиболее отдаленных от оси винта, и потому его диаметр надо стремиться делать как можно большим. Диаметр ступицы должен составлять около 0,2 диаметра винта.

Винт крепится на валу либо на резьбе, либо при помощи шпонки. Если он правого вращения, то есть вращается по часовой стрелке (если смотреть с кормы), то резьба должна быть левой; в противном случае — правой. За винтом обязательно стоит обтекатель.

Если винт расположен на некотором расстоянии за кронштейном гребного вала или за дейдвудной трубой, то перед ступицей нужно поставить обтекатель.

Продольное сечение лопасти постепенно сужается от корня к внешнему краю; поперечные сечения должны быть выпуклыми со стороны, обращенной к носу модели, а с противоположной — прямолинейными. Кромки лопастей очень острые. Лопасти имеют одинаковый угол закрутки, величина которого зависит от многих причин: моделист подбирает его опытным путем.

На ступице сделаны пропилы под углом 60-45° к оси. В них вставляются, а затем припаиваются к ступице корни лопастей. Угол между корнем лопасти и осью винта подбирается опытным путем. Поэтому очень полезно изготовить опытный винт, лопасти которого можно легко поворачивать вокруг оси и закреплять в ступице. При помощи этого винта можно найти самый выгодный угол для этой модели.

Как проверить правильность установки и изготовления лопастей, показано на рисунке 2. На листе бумаги проводят дугу радиусом, равным 0,6R. Затем совмещают центр ступицы винта с центром дуги и угольником измеряют расстояние от кромок лопасти до листа бумаги. Отметив на дуге положения угольников и убрав винт, проводят прямые, соединяющие отмеченные точки с осью винта, и измеряют полученный центральный угол. Затем вычисляют геометрический шаг гребного винта по формуле:

H = (A — B)*360/α

где: Н — геометрический шаг винта, А и В — расстояние от кромок лопасти до бумаги, α — центральный угол.

Шаг винта Н должен быть одинаковым на всех лопастях (для всех радиусов винта).

Гребной винт нужно отбалансировать с помощью несложного приспособления (рис. 3). В ступицу винта ввертывают втулку, в отверстие которой вставлена игла. Винт устанавливают на ножи (лезвия от безопасной бритвы), закрепленные в деревянном бруске или куске пробки. Отбалансированный винт должен находиться в равновесии в любом положении лопастей. Если какая-либо лопасть перевешивает, с нее нужно сиять немного металла, лучше вблизи корня, не нарушая заметно ее очертания.



Скорость хода модели равна скорости, при которой тяга винта и сопротивление модели равны друг другу. С ростом скорости хода сопротивление модели растет, а тяга винта уменьшается. Наибольшую тягу винт развивает, когда модель с работающим мотором стоит на месте (на швартовах). Тягу на швартовах можно замерить. Для этого модель с работающим мотором ставят в некотором отдалении от берега носом к воде и соединяют ее бечевкой или с пружинными весами или через ролик с гиревыми весами. Упор на швартовах данного винта при малом шаге больше, чем при большом, но зато при увеличении скорости хода упор при малом шаге будет падать быстрее, чем при большом.

Поэтому если скорость модели должна быть средней, то малый шаг выгоднее, если высокой — выгоднее большой шаг. Изменяя шаг винта в измеряя тягу на швартовах, можно значительно облегчить себе подбор винта. Полезно знать фактическое число оборотов мотора. Для этого можно установить червячный редуктор с большим передаточным числом, с контактами к электролампочке на мачте и батарейке карманного фонаря.

А. ВЕСЕЛОВСКИЙ, судья республиканской категории



Источник: "Моделист-Конструктор" 1969, №5
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100