Архив журнала Моделист-Конструктор
МАЛЕНЬКИЙ СИЛАЧОчень быстроходные, маневренные, очень маленькие по сравнению с другими кораблями, ракетные катера грозный противник даже для самых крупных боевых кораблей. Обнаружить ракетный катер очень трудно, а его внезапная атака может доставить неприятельскому кораблю серьезные неприятности. Главное вооружение катера ракетная установка, способная выпустить одновременно насколько ракет, и небольшая артиллерийская установка. Расстояние до неприятельского корабля, его скорость и курс определяет радиолокационная станция. Для управления артиллерийской установкой имеются специальный радиолокатор и другие автоматически действующие механизмы.
Модель ракетного катера, которую сделал Игорь Тележенко в Доме пионеров Октябрьского района Москвы, на VIII Московских городских соревнованиях младших школьников в 1968 году заняла первое место в классе моделей военных кораблей длиной до 1000 мм с резиномотором.
Наибольшая длина модели (рис. 1) 850 мм, ширина 180 мм. Двигателями служат два резиномотора (по 50 60 ниток), которые вращают два гребных винта в разные стороны. Корпус наборный, на шпангоуты пошла фанера толщиной 4 мм, а обшивка из 1,5-миллиметровой фанеры. Стрингеры выполнены из сосновой или липовой рейки. Транец и переборка на третьем шпангоуте сделаны из фанеры толщиной 6 мм. В переборке до сборки корпуса нужно выпилить окно для пропуски втулок мультипликатора и просверлить показанные на чертеже шесть отверстий для крепления платы мультипликатора.
Готовые шпангоуты, транец и переборку укрепляют на стапеле, строго соблюдая расстояния (шпации) между ними, указанные на проекции «Бок». Переборка и транец должны быть подкреплены кницами, которые соединяют их со стрингерами и килевым брусом. Между шпангоутом 1 и форштевнем вклеена бобышка из липы, обработанная по очертаниям носовой части.
Закончив скрепление набора корпуса, приступают к его обшивке. Обшивка каждого из бортов и обшивка транца цельные, из фанеры толщиной 1,5 мм; обшивка днища из фанеры толщиной 1,5 мм выполняется из нескольких части, предварительно выкроенных из бумаги по месту. Палубный настил сделан из такой же фанеры. Изнутри корпус прокрашивается два-три раза масляной краской. Когда она высохнет, нужно поставить на свои места наружные привальные брусья, брызгоотбойные планки, выступающие подводные части, резиномотор, мультипликатор, гельмпортовую трубу и руль. Дейдвудные трубы (рис. 2), кронштейны гребных валов и гельмпортовую трубу ставят на клею, смешанном с опилками.
Рубка съемная, она выполнена из оргстекла толщиной 1,5-2 мм. Воздухозаборники двигателей, башня зенитной пушки, шлюпка 16, ангары зенитной установки 6 выдавлены из оргстекла толщиной 1 мм, другие детали изготовлены из целлулоида, проволоки, оргстекла.
Фок-мачта вырезана из липы. На ней крепятся кронштейны из проволоки и листовой жести для сигнального прожектора, двух пеленгаторных рамок, радиоантенны и клотикового огня. На фок-мачте установлена антенна станции общего обнаружения 4, спаянная из медного луженого провода; она должна быть выполнена особенно тщательно. Порядок спайли элементов антенны следующий: на латунную или стальную сетку с ячейкой размерами от 0,5 до 1,5 мм напаивают рамку 1, затем дуги 2 н т. д. в последовательности, указанной цифрами на рисунке. Паять следует с кислотой.
Грот-мачта спаяна из проволоки диаметром 1,5 мм. Кожух антенны станции управлении артустановкой выполнен из шарика для настольного тенниса; его мелкие детали из целлулоида.
Снаружи модель окрашивают нитроэмалью; надводную часть в серый (шаровый), подводную в красный или черный, ватерлинию в белый цвет. Полируется корпус пастой № 290.
Все детали на палубе следует окрашивать нитроэмалью до их установки на место: кожух антенны артустановки и якорный шпиль в белый; огнетушители в красный, якорь, якорную цепь, киповые планки и кнехты в черный цвет, а остальные детали в шаровый.
Мультипликатор (рис. 3) увеличивает число оборотов гребных винтов по сравнению с оборотами резиномотора в 7,14 раза, что при данных винтах обеспечивает модели наибольшую скорость хода. Большее передаточное число не увеличивает скорости модели. Путем замени зубчатых колес 6 и 8 другими можно изменять передаточное число в пределах от 1/4,5 до 4,5/1; мультипликатор можно превратить в редуктор для другой модели. При этом необходимо лишь, чтобы сумма чисел зубьев в любом случае была равна 88 при модуле зацепления m = 0.5.
Для соединения гребных валов с выходными валами мультипликаторе рекомендуется применять гибкие валы, выполненные из стальной проволоки Ø1 мм в виде цилиндрической пружины Ø4 мм. С обоих концов пружины припаивают втулки для соединения пружины с валами.
Гребные винты 17 и их обтекатели изготовлены из латуни (для винта вязкая латунь марки Л-62). Очень важно соблюсти показанные на рисунке угол установки на ступице корня лопасти и угол ее закрутки; на одном винте оба угла отложены вправо, на другом влево. Чтобы удобнее было закреплять руль, в кормовой части палубы нужно сделать закрывающийся люк.
|
Рис. 1. Общий вид и детали модели: 1 воздухозаборники, 2 башня артустановки; 3 антенна управления огнем артустановки; 4 антенна радиолокатора; 5 сигнальный прожектор, 6 ангар ракетной установки, 7 командирский визир; 8 рубка: 9 якорный шпиль: 10 вьюшка: 11 сигнальный огонь.; 12 огнетушитель; 13 сходни; 14 поручень; 15 гребень вала; 16 шлюпка; 17 гребной винт; 18 - перо руля. |
Рис. 3. Мультипликатор: 1 стальная втулка (2 шт.); 2 подшипник 4x9x2.5, №1000084 (2 шт.): 3 втулка из В95Т (2 шт.); 4 кольцо из В95Т Ø7 (2 шт.); 5 подшипник 7x17x5, №1000097 (4 шт.); 6- шестерня из В95Т: z=28; m=0,5 (2 шт.); 7 стальной ведомый вал (2 шт.); 8 шестерня из В95Т: z=60, m=0,5 (2 шт.): 9 шестерня из В95Т: z=72, m=0,5 (2 шт.); 10 плата из Д16Т (1 шт.); 11 стальной вал (2 шт.).
Чертежи для печати
|