ПЕНОПЛАСТОВЫЙ ПАРИТЕЛЬ

Глазная особенность этой модели — сандвичевая конструкция нервюр, важнейших элементов каркаса несущих плоскостей планера. Применение пенопласта позволило снизить общую массу этих деталей и самих консолей, упростить изготовление плоскостей, а главное — повысить точность сборки и профилировки крыла. Как результат — улучшилась живучесть аппарата и его устойчивость к непланируемым искажениям формы.

Вначале из упаковочного мелкошарикового пенопласта электрическим термолобзиком вырезают секции крыла «размахом» примерно по 200 мм. Профиль шаблонов должен быть занижен на толщину применяемого для обшивки пенопластового ядра березового шпона (обычно в дело идет шпон толщиной 0,5 мм). Заполнитель нервюр оклеивается на эпоксидной смоле шпоном, предварительно размоченным в воде. В качестве прижимов удобно использовать обрезки пенопласта, оставшиеся после профилировки ядра. Дождавшись отверждения клея, секции разрезают на промышленном вибролобзике на отдельные нервюры толщиной около 3 мм.

Законченный вид нервюры приобретают после пресечения окон под элементы лонжеронов и пазов под кромки. Сделать детали «одна в одну», как требуется для хороших крыльев, позволяет использование металлических накладных шаблонов и остро заточенного узкого глазного скальпеля.

Полки основного лонжерона — сосновые рейки сечением 2X5 мм, в центральных частях консолей они усиливаются за счет сдваивания. Наиболее нагруженные зоны закрываются стенками с передней и задней сторон так, что образуются лонжероны коробчатого сечения. В местах же установки одинарных стенок они имеют двутавровое сечение. Задний вспомогательный лонжерон, фактически лишь поддерживающий нервюры, чтобы они не потеряли устойчивости, и подкрепляющий корневые и торцевые нервюры, — из рейки сечением 2x3 мм.

Сборка консолей ведется общепринятым способом. Лучшее связующее — пластифицированная эпоксидная смола. Однако надо помнить, что это самый прочный, но зато и самый тяжелый клей. Поэтому важно аккуратно снять все излишки со швов и стыков.

Готовые секции крыла обтягиваются на «Уникуме», «Моменте» или клее Н-88 лавсановой пленкой, на которую после натяжки можно прилакировать для получения шероховатой поверхности микалентную бумагу.

Теперь несколько слов об отъемных «ушках». Интересный прием, разом снимающий множество проблем, перенят с таймерной модели с двигателем 1,5 см3, опубликованной в «М-К» (№ 12 за 1986 год). Остается только жалеть, что на модели планера не удается повторить схему с неразъемным центропланом — ведь крыло парителя должно быть более гибким, поэтому на предлагаемом аппарате применена штыревая система навески со стержнями из проволоки ОВС Ø3 и 2,5 мм. Проволока Ø2 мм используется для навески «ушек».

Фюзеляж планера достаточно прост. Заслуживает особого разговора сталибизатор. Он цельнопенопластовый, имеет по верхней и нижней поверхности накладные лонжероны из плотного ватмана. Ядро-заполнитель вырезается по шаблонам электролобзиком, а после окантовки и обработки наждачной бумагой обтягивается тонкой бумагой на жидко разведенном клее ПВА. В остальном приемы работы над моделью — традиционные.

На чертежах приведен вариант с боковым буксировочным крючком. Такая система, хотя и несколько усложняет предварительную отладку, позволяет значительно упростить дальнейшую эксплуатацию планера без введения в действие руля направления. Система обеспечивает возможность динамического старта с набором дополнительных 6-8 м высоты и зачастую в реальных условиях соревнований дает более стабильные и высокие результаты, чем любые другие! Об особенностях отладки модели с боковым крючком можно прочитать в «М-К» № 4 за 1982 год в статье «Стартует класс А1». Те, кто остается приверженцем традиционных центральных систем, могут воспользоваться вариантом вертикального оперения с приводным управляемым рулем направления.

В основном же варианте руль используется только в период отладочных полетов: для корректировки радиуса виража и обеспечения требуемой траектории на буксировке.

Перед первыми полетами тщательнейшим образом выставляются углы установки не только крыла и стабилизатора, но и их отдельных сечений. Любые незаданные крутки устраняются. Полезно проверить и равенство масс консолей. Балластная камера после размещения в ней дроби частично заполняется эпоксидной смолой (следует учесть массу клея!).

В. КИБЕЦ

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ МОДЕЛИ
Размах, мм — 1400
Длина, мм — 760
Несущая площадь, дм2 — 17,96
Масса, г:
фюзеляж в сборе — 124
крыло — 76
штыри — 20
стабилизатор — 10
полная полетная — 230
Нагрузка на несущую площадь, г/дм2 — 12,3

БАЛАНСИРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ МОДЕЛИ
Центровка, % САХ — 53
Угол установки крыла, град = +3,5
Угол установки стабилизатора, град = — 0,5
Крутка концевых нервюр «ушек», град. = — 1,5
Перестановка руля поворота, град = 12



Рис. 1. Модель свободнолетающего планера: 1 — носовая часть фюзеляжа, 2 — хвостовая балка, 3 — киль с рулем поворота, 4 — стабилизатор, 5 — центральная часть крыла, 6 — «ушко» крыла. Крыло на виде «сверху» показано с учетом V, размеры соответствуют расчетным для определения несущей площади в соответствии с правилами соревнований для класса А1.



Рис. 3. Фюзеляж: 1 — пластина (липа, ольха толщиной 8 мм), 2 — балластный отсек, 3 — контур боковины (материал боковины — фанера 1 мм), 4 — отсек облегчения пластины, 5 — отверстия фиксации переставного бокового стартового крючка, 6, 7 — боковины хвостовой балки (мелкослойная сосна 2X8 мм, к концу фюзеляжа сечение реек уменьшить до 1X4 мм), 8 — накладные нервюры (фанера 2 мм, клеить поверх боковин), 9 — пробка балластного отсека.

Рис. 4. Крыло: 1 — законцовка (липа толщиной 1 мм), 2 — обшивка законцовки (ватман), 3 — передняя кромка (сосна сечением 3X4 мм), 4 — нервюры стыка (липа толщиной 4 мм), 5 — подкладка (бальза), 6 — нервюра под штырь навески «ушка» (фанера 1 мм), 7 — типовая нервюра (пенопласт, оклеенный шпоном), 8 — лонжерон в сборе, 9 — корневая нервюра (фанера 2 мм), 10 — основная обшивка (лавсановая пленка), 11 — дополнительная обшивка (микалентная бумага на эмалите), 12 — дополнительный задний лонжерон, 13 — задняя кромка (сосна сечением 1,5X8 мм), 14 — оси штырей навески «ушек» на центроплане, 15 — шпон обшивки нервюр, 16 — подкладка передней кромки; а — место установки двойной стенки основного лонжерона, б — место установки одинарной стенки.

Рис. 5. Стабилизатор: 1 — законцовка, 2 — передняя кромка (сосна сечением 1,5Х2 мм), 3 — заполнитель (пенопласт), 4 — задняя кромка (сосна сечением 1X3 мм), 5 — подкрепление передней кромки, 6 — оклейка центральной части тонкой стеклотканью, 7 — лавсановая обшивка, 8 — штырь, 9 — крючок, 10 — бумажная обшивка.

Рис. 6. Вертикальное оперение: 1 — задняя кромка (сосна сечением 2X3 мм), 2 — передняя кромка (сосна сечением 2Х3 мм), 3 — обшивка, 4 — заполнитель (пенопласт толщиной 3 мм), 5 — зализ-усиление. 6 — хвостовая балка фюзеляжа, 7 — стойка, 8 — резиновое кольцо, 9 — распорка, 10 — кабанчик, 11 — стабилизатор. 12 — руль поворота (липа), 13 — ограничитель отклонения руля, 14 — тканевая петля навески руля.

Рис. 7. Положение руля поворота при центральном буксировочном крючке, на буксировке модели (сверху) и на планировании (снизу): 1 — руль направления, 2 — ограничители отклонения, 3 — киль.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1987, №12
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100