ПЛАСТИКОВАЯ ПРОСЛЕЖИВАЕТ КУРС

Модели класса F3-V являются одними из наиболее популярных как среди взрослых спортсменов, так и среди судомоделистов-школьников. Многих из них наверняка заинтересует разработка Александра Сергеевича Наумова — мастера спорта СССР международного класса, неоднократного чемпиона и призера чемпионатов СССР.

Корпус модели изготовлен из стеклопластика методом выклейки в матрице. Технология этого процесса обычная. Матрица смазывается разделительным составом (мастика для полов «Эдельвакс», крем для бритья, мыло) и просушивается. В углубления под реданы укладываются стекложгуты, пропитанные эпоксидной смолой, затем вся матрица укрывается тремя слоями стеклоткани толщиной 0,1, 0,2 и 0,2 мм, также пропитанными смолой (соотношение смолы, идущей на пропитку, и сухой стеклоткани по весу 1,2:1).

При изготовлении верхней выклейки корпуса сразу же формуется посадочное место под крышку радиоотсека. Делается это следующим образом.

Из стеклотекстолита толщиной 0,4 — 0,7 мм вырезается крышка радиоотсека, смазывается разделительным составом и просушивается. При формовке верхней выклейки крышка укладывается между вторым и третьим слоями стеклоткани так, чтобы задний конец ее слегка выглядывал. Поверх третьего слоя в районе крышки укладывается четвертый слой толщиной 0,2 мм, вся конструкция накрывается пятимиллиметровым оргстеклом и придавливается грузом. После отверждения смолы груз и оргстекло удаляются, выклейка освобождается из матрицы, из нее выдвигается крышка и вырезается лобзиком люк. К нижней выклейке-днищу приформовывается стеклотекстолитовый транец и шпангоуты. Шпангоуты — сандвичевой конструкции: «стеклоткань-пенопласт-стеклоткань». В транце и заднем шпангоуте предусматриваются отверстия под стеклопластиковую трубу — канал глушителя.

В верхней выклейке вырезаются также окно воздухозаборника и крышка моторного отсека. Крышка навешивается на петлях и фиксируется в закрытом состоянии защелкой.

После установки всей «начинки» модели и подгонки шпангоутов и транца верхняя и нижняя выклейки склеиваются эпоксидной смолой. Готовый корпус покрывают краской ЭП-140.

В качестве силовой установки используется двигатель ОПС-3,5 рабочим объемом 3,5 см3. Двигатель установлен на мотораме, которая крепится к корпусу через резиновые амортизаторы. Чтобы извлечь двигатель с моторамой из модели, достаточно отвернуть один винт.

Гребной вал — из проволоки ОВС Ø4 мм. Дейдвуд — трубка из нержавеющей стали Ø8Х1, к ней припаян припоем ПСП-45 кронштейн из нержавейки толщиной 1 мм. Верхняя и нижняя втулки дейдвуда бронзовые. Ступица гребного винта вытачивается из стали. В ступице фрезеруются пазы и впаиваются лопасти из листовой миллиметровой нержавейки. Закрутка лопастей осуществляется на шаговой плите по угольникам, после чего лопасти окончательно профилируют и полируют. Винт Ø44 мм и шагом 50 мм. Топливный бак емкостью 150 см3 спаян из жести и подвешен в корпусе модели на амортизаторах. Хороший бак получается из полиэтиленового флакона емкостью 150 — 200 мл. Технология его изготовления неоднократно приводилась на страницах «М-К». Для управления оборотами двигателя на модели используется радиокарбюратор. Можно регулировать обороты двигателя и с помощью управляемой иглы жиклера.

Необходимо обратить внимание на точность отслеживания моделью управляющих сигналов, посылаемых моделистом. Для этого необходимо убрать люфты на ручке передатчика аппаратуры радиоуправления и, главное, убрать люфты в механической части модели в системе «рулевая машинка — тяга — руль поворота».

Соревнования в классе моделей F3-V проводятся на дистанции, схема которой изображена на рисунке. Здесь же показана и последовательность прохождения ворот моделью. Створ первых ворот является стартом и финишем модели. За «чистое» прохождение всех ворот спортсмен получает 120 баллов. Оценка за скорость прохождения дистанций определяется по формуле:

N = (150-Т)/5,

где Т — время прохождения дистанции в секундах. Например, при «чистом» прохождении дистанции за 50 с спортсмен получает 140 баллов (120+20). Если спортсмен задел за буек моделью или проскочил мимо ворот, то из общего результата вычитаются штрафные баллы (см. табл.).

№ ворот

Штрафные баллы

за непрохождение ворот

за касание буя

1

6

2

2

6

2

3

9

3

4

12

4

5

9

3

в

6

2

7

6

2

8

6

2

В заключение следует отметить, что модель А. С. Наумова показала хорошую устойчивость и управляемость как на спокойной воде, так и на волнении. В качестве силовой установки можно использовать и отечественные двигатели. С двигателем КМД-2,5 модель способна проходить дистанцию за 30 с, что позволяет достигать результатов международного класса.

Этот же корпус допустимо использовать и при изготовлении модели класса F3-E с электрическим двигателем.

С. БАЙДЕРЯКОВ, г; Ульяновск



Компоновка и проекция «корпус» модели класса F3-V мастера спорта СССР международного класса А. Наумова: 1 — защелка, 2 — двигатель ОПС-3,5, 3 — выхлопной патрубок, 4 — крышка моторного отсека, 5 — гребной вал, 6 — топливный бак, 7 — дейдвуд, 8 — гребной винт, 9 — руль, 10 — приемник аппаратуры дистанционного управления, 11 — рулевые машины, 12 — выключатель, 13 — аккумуляторная батарея, 14 — крышка отсека радиоаппаратуры, 15 — канал под глушитель, 16 — уплотнительное кольцо, 17 — резонансный глушитель, 18 — задний шпангоут, 19 — воздухозаборник, 20 — радиокарбюратор, 21 — моторама, 22 — передний шпангоут.



Изготовление люка радиоотсека: 1—4 — слои стеклоткани, 5 — крышка, 6 — органическое стекло, 7 — матрица.

Узел подвески моторамы: 1 — днище, 2 — смесь рубленого стекловолокна и эпоксидного связующего, 3 — стакан (Д16Т), 4, 6 — резиновые амортизаторы, 5 — моторама, 7 — втулка, 8 — винт М3, 9 — гайка.



Схема дистанции для соревнований скоростных судомоделей фигурного курса и последовательность прохождения ворот гоночной дистанции: 1—8 — номера проходимых моделью ворот, 9 — стартовый мостик, 10 — столик шумометриста.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1989, №1
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100