Архив журнала Моделист-Конструктор
ПЛАСТИКОВАЯ ПРОСЛЕЖИВАЕТ КУРСМодели класса F3-V являются одними из наиболее популярных как среди взрослых спортсменов, так и среди судомоделистов-школьников. Многих из них наверняка заинтересует разработка Александра Сергеевича Наумова мастера спорта СССР международного класса, неоднократного чемпиона и призера чемпионатов СССР.
Корпус модели изготовлен из стеклопластика методом выклейки в матрице. Технология этого процесса обычная. Матрица смазывается разделительным составом (мастика для полов «Эдельвакс», крем для бритья, мыло) и просушивается. В углубления под реданы укладываются стекложгуты, пропитанные эпоксидной смолой, затем вся матрица укрывается тремя слоями стеклоткани толщиной 0,1, 0,2 и 0,2 мм, также пропитанными смолой (соотношение смолы, идущей на пропитку, и сухой стеклоткани по весу 1,2:1).
При изготовлении верхней выклейки корпуса сразу же формуется посадочное место под крышку радиоотсека. Делается это следующим образом.
Из стеклотекстолита толщиной 0,4 0,7 мм вырезается крышка радиоотсека, смазывается разделительным составом и просушивается. При формовке верхней выклейки крышка укладывается между вторым и третьим слоями стеклоткани так, чтобы задний конец ее слегка выглядывал. Поверх третьего слоя в районе крышки укладывается четвертый слой толщиной 0,2 мм, вся конструкция накрывается пятимиллиметровым оргстеклом и придавливается грузом. После отверждения смолы груз и оргстекло удаляются, выклейка освобождается из матрицы, из нее выдвигается крышка и вырезается лобзиком люк. К нижней выклейке-днищу приформовывается стеклотекстолитовый транец и шпангоуты. Шпангоуты сандвичевой конструкции: «стеклоткань-пенопласт-стеклоткань». В транце и заднем шпангоуте предусматриваются отверстия под стеклопластиковую трубу канал глушителя.
В верхней выклейке вырезаются также окно воздухозаборника и крышка моторного отсека. Крышка навешивается на петлях и фиксируется в закрытом состоянии защелкой.
После установки всей «начинки» модели и подгонки шпангоутов и транца верхняя и нижняя выклейки склеиваются эпоксидной смолой. Готовый корпус покрывают краской ЭП-140.
В качестве силовой установки используется двигатель ОПС-3,5 рабочим объемом 3,5 см3. Двигатель установлен на мотораме, которая крепится к корпусу через резиновые амортизаторы. Чтобы извлечь двигатель с моторамой из модели, достаточно отвернуть один винт.
Гребной вал из проволоки ОВС Ø4 мм. Дейдвуд трубка из нержавеющей стали Ø8Х1, к ней припаян припоем ПСП-45 кронштейн из нержавейки толщиной 1 мм. Верхняя и нижняя втулки дейдвуда бронзовые. Ступица гребного винта вытачивается из стали. В ступице фрезеруются пазы и впаиваются лопасти из листовой миллиметровой нержавейки. Закрутка лопастей осуществляется на шаговой плите по угольникам, после чего лопасти окончательно профилируют и полируют. Винт Ø44 мм и шагом 50 мм. Топливный бак емкостью 150 см3 спаян из жести и подвешен в корпусе модели на амортизаторах. Хороший бак получается из полиэтиленового флакона емкостью 150 200 мл. Технология его изготовления неоднократно приводилась на страницах «М-К». Для управления оборотами двигателя на модели используется радиокарбюратор. Можно регулировать обороты двигателя и с помощью управляемой иглы жиклера.
Необходимо обратить внимание на точность отслеживания моделью управляющих сигналов, посылаемых моделистом. Для этого необходимо убрать люфты на ручке передатчика аппаратуры радиоуправления и, главное, убрать люфты в механической части модели в системе «рулевая машинка тяга руль поворота».
Соревнования в классе моделей F3-V проводятся на дистанции, схема которой изображена на рисунке. Здесь же показана и последовательность прохождения ворот моделью. Створ первых ворот является стартом и финишем модели. За «чистое» прохождение всех ворот спортсмен получает 120 баллов. Оценка за скорость прохождения дистанций определяется по формуле:
N = (150-Т)/5,
где Т время прохождения дистанции в секундах. Например, при «чистом» прохождении дистанции за 50 с спортсмен получает 140 баллов (120+20). Если спортсмен задел за буек моделью или проскочил мимо ворот, то из общего результата вычитаются штрафные баллы (см. табл.).
|
№ ворот |
Штрафные баллы |
|
за непрохождение ворот |
за касание буя | |
1 |
6 |
2 |
2 |
6 |
2 |
3 |
9 |
3 |
4 |
12 |
4 |
5 |
9 |
3 |
в |
6 |
2 |
7 |
6 |
2 |
8 |
6 |
2 |
В заключение следует отметить, что модель А. С. Наумова показала хорошую устойчивость и управляемость как на спокойной воде, так и на волнении. В качестве силовой установки можно использовать и отечественные двигатели. С двигателем КМД-2,5 модель способна проходить дистанцию за 30 с, что позволяет достигать результатов международного класса.
Этот же корпус допустимо использовать и при изготовлении модели класса F3-E с электрическим двигателем.
С. БАЙДЕРЯКОВ, г; Ульяновск
|
Компоновка и проекция «корпус» модели класса F3-V мастера спорта СССР международного класса А. Наумова: 1 защелка, 2 двигатель ОПС-3,5, 3 выхлопной патрубок, 4 крышка моторного отсека, 5 гребной вал, 6 топливный бак, 7 дейдвуд, 8 гребной винт, 9 руль, 10 приемник аппаратуры дистанционного управления, 11 рулевые машины, 12 выключатель, 13 аккумуляторная батарея, 14 крышка отсека радиоаппаратуры, 15 канал под глушитель, 16 уплотнительное кольцо, 17 резонансный глушитель, 18 задний шпангоут, 19 воздухозаборник, 20 радиокарбюратор, 21 моторама, 22 передний шпангоут. |
Изготовление люка радиоотсека: 1—4 слои стеклоткани, 5 крышка, 6 органическое стекло, 7 матрица.
Узел подвески моторамы: 1 днище, 2 смесь рубленого стекловолокна и эпоксидного связующего, 3 стакан (Д16Т), 4, 6 резиновые амортизаторы, 5 моторама, 7 втулка, 8 винт М3, 9 гайка.
|
Схема дистанции для соревнований скоростных судомоделей фигурного курса и последовательность прохождения ворот гоночной дистанции: 1—8 номера проходимых моделью ворот, 9 стартовый мостик, 10 столик шумометриста.
Чертежи для печати
|