МОДУЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

В «М-К» № 4 за 1984 год была опубликована статья о применении модульного моноблока с резиномотором на спортивных судомоделях. За прошедшее время разработанная схема не только полностью оправдала себя, но и получила дальнейшее развитие, превратившись в электрический вариант модульного привода. Надо отметить, что благодаря одинаковым размерам посадочных мест сохраняется возможность в любой момент вновь вернуться к резиномоторному варианту. Разработка прошла суровые испытания не только на тренировках: с электрическим моноблоком ходила модель «рейдовый катер», ставшая призером чемпионата Москвы среди школьников.

По конструкции модульный моноблок несложен и легко воспроизводим даже в неподготовленных или слабообеспеченных станками условиях. Основой модуля является труба-корпус из алюминия. Ее размеры выбираются, исходя из габаритов и числа батарей питания двигателя, размеров самого двигателя и соображений взаимозаменяемости с резиномоторным вариантом. Сразу же нужно найти отрезок трубы, без зазора входящей в заготовку корпуса - из нее выкраивается деталь-шторка.

После изготовления элементов корпуса в трубке прорезают направляющие пазы, а в шторке, поставленной на место, наглухо закрепляют заклепки для ограничения хода шторки. Передний конец модуля закрывается заглушкой, фиксируемой несколькими винтами. Хвостовой конец корпуса служит для размещения ходового двигателя и печатных плат электронного таймера. При компоновке этих элементов нужно предусмотреть подход к винту переменного сопротивления, для чего в трубке в соответствующем месте сверлится отверстие под отвертку. Герметичность корпуса не нужна, так как объем модуля замкнут: весь моноблок входит в заклеенную в корпусе модели трубу большего размера, закрытую спереди заглушкой с резьбовым гнездом, а сзади вся конструкция уплотняется резиновым кольцом на модуле.

Включение электронного таймера производится при поднесении магнита к задней части моноблока, где на платах находятся два геркона. При не слишком сильных магнитах полезно на корпусе модели прорезать окна до внешней корпусной трубы, чтобы была возможность поднести магнит максимально близко к герконам. Использование стальных труб в оболочке мотоустановки, естественно, исключено.

Достоинством предлагаемого модуля является очень высокая оперативность работы как с моделью, оборудованной подобной установкой, так и непосредственно с двигательной частью. Этот фактор неоценим в реальных условиях соревнований, особенно школьных. Модуль легко вписывается в судно любого типа.

Ю. БЕЛОШЕНКО, руководитель кружка судомоделизма



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1991, №5
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100