Архив журнала Моделист-Конструктор
КАК ПОСТРОИТЬ КАТАМАРАНТуристский поход, соревнования на воде, рыбалка! Сколько связано с ними незабываемых летних дней и зимних мечтаний! Но ведь чтобы эти мечты воплотились в действительность, перво-наперво надо иметь какое-нибудь судно. Вот хотя бы этот катамаран с заманчивым названием «Отдых»!
Вы, конечно, знаете, что катамараном называют судно, состоящее из двух корпусов, соединенных между собой площадкой или надстройкой для размещения пассажиров и грузов. Существуют катамараны моторные, парусные и гребные. В зависимости от режима движения по воде катамараны делятся на водоизмещающие и глиссирующие. Бывают суда, состоящие из трех корпусов, соединенных одной общей платформой. Их называют тримаранами. Вообще же суда, имеющие несколько корпусов, соединенных между собой, называются полимаранами (от слова «поли» много).
Катамаран «Отдых» моторный, глиссирующий. При сравнительно небольших размерах корпус имеет довольно высокий борт, предохраняющий водителя и пассажиров от водяных брызг и обеспечивающий безопасное плавание в «свежую» погоду. Прочный корпус дает возможность эксплуатировать катамаран на высоких скоростях, с подвесными моторами «Москва» и моторами большей мощности.
Корпус катамарана состоит из двух симметричных поплавков, соединенных мостиком, образующим с бортами поплавков одну общую платформу длиной 2,66 и шириной 1,63 м, на которой размещаются пять сидений. Днище поплавков V-образной формы, к корме плавно переходит в почти плоскую площадку, обеспечивая глиссирование по поверхности воды. Борта поплавков в носу имеют небольшой развал, служащий для отражения брызг при движении по взволнованной поверхности воды. В корме борта несколько заваливаются. Это сделано для того, чтобы выходящая из-под днища вода не замывала борта и не тормозила движение катамарана. На палубе в корме сделаны невысокие крылья, предохраняющие от брызг кормовую часть с моторами. Нижняя поверхность платформы плоская, плавно снижающаяся к корме, а высота просвета под платформой выбрана такой, чтобы при движении катамарана платформа не касалась воды.
ОБЩЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ
Корпус катамарана делится на три отсека.
Носовая часть обоих поплавков используется в качестве форпика, где хранится разное имущество, необходимое в плаванье. В средней части корпуса располагается кокпит, рассчитанный на пять человек. Два передних сиденья разнесены к бортам, у кормовой стенки один трехместный диван. Сиденья выполнены из поролона, обтянутого цветным текстовинитом. К спинкам передних мест примыкают ящики, предназначенные для хранения еды и багажа. Днищевая часть кокпита закрыта сланями из водостойкой фанеры, в передней части установлено широкое ветровое стекло из плексигласа с металлической окантовкой для крепления тента. На ветровом стекле у бортов крепятся ходовые отличительные огни (по правому борту зеленый, по левому красный) и огни отмашки. В средней части стекла сверху установлен топовой огонь. Ходовые огни и огни отмашки получают питание от аккумулятора мотоциклетного типа, установленного в специальном ящике в кормовой части кокпита под сиденьем левого поплавка.
На катамаране можно установить тент из полиэтиленовой пленки, натягиваемый на ветровое стекло, и две П-образные складные рамки из дюралюминиевых труб. Рамки устанавливаются в гнездах на внутренней обшивке кокпита. На левом борту в передней части кокпита располагается пост водителя. На панели управления смонтирована рулевая колонка со штурвалом автомобильного типа, связанная с подвесными моторами через штуртросовую передачу, рукоятка блока «реверс газ», манометр указатель скорости, пересчитанный с давления кг/см2 на показания скорости в км/час, и тумблеры включения огней. Здесь же предусмотрено гнездо для флага отмашки. На передней панели имеется также место для часов и кронштейны для крепления переносного батарейного приемника типа «Атмосфера-2».
Два подвесных мотора «Москва» навешиваются на транцы поплавков, под палубой устанавливаются баки для горючего. Моторы соединяются дистанционным управлением реверса и газа с постом водителя при помощи жестких тяг и тросов в гибкой металлической оболочке.
На катамаран «Отдых» могут быть установлены и стационарные двигатели небольшого веса, например от мотоциклов «К-750», «М-72», «М-61» или от автомобиля «Запорожец». Но при этом необходимо сделать специальный фундамент. Для того чтобы гребной винт работал в нормальных условиях, двигатель, устанавливаемый на платформе перед кормовыми сиденьями, нужно опускать вместе с днищем платформы, а кронштейн гребного вала устанавливать под так называемой антикавитационной плитой. Любой стационарный двигатель необходимо оборудовать дистанционным управлением реверса и газа с поста водителя.
Для буксировки и швартовки катамарана на палубе в носовых оконечностях поплавков установлены два фигурных рыма с карабинами, препятствующими соскальзыванию буксиров. В кормовой части на транцах поплавков имеются алюминиевые ручки, служащие для переноски катамарана, швартовки, а также для крепления его при перевозке на автомашине или тележке.
КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА
Корпус катамарана в основном выполнен из сосны. Киль сечением 25 X 50 мм стыкуется с форштевнем «на ус» без дополнительных креплений. Форштевень выклеивается из 4 сосновых и 2 дубовых планок сечением 8 X 80 мм на специальном шаблоне. Скуловые стрингеры и привальные брусья одного сечения (20 X 30 мм), днищевые стрингеры 18 X 30 мм, бортовые 15 X 30 мм. Подпалубные (12 X 15 мм) и продольные (15 X 30 мм) связи платформы также выполнены из сосны.
Шпангоуты собираются из сосновых заготовок сечением 40 X 18 и 50 X 18 мм, причем шпангоутные рамки поплавков собираются из заготовок сечением 40 X 18 мм, а внутренний топтимберс поплавка и поперечная балка мостика из брусков сечением 50 X 18 мм. Все элементы шпангоутов соединяются между собой в стык и скрепляются фанерными кницами толщиной 3 мм на клею «ВИАМ-Б3», с запрессовкой гвоздями 1,5 X 20 мм. Каркасы передних и задних сидений выполнены из сосновых заготовок с фанерными кницами и собираются в процессе установки оборудования на клею «ВИАМ-Б3».
Затем на каркасе устанавливаются фанерные щиты сидений с поролоном, обтянутым текстовинитом. За передними сиденьями монтируются багажные ящики, каркас которых собирается из сосновых заготовок сечением 20 X 30 мм и обшивается фанерой толщиной 3 мм. Сверху на петле устанавливается фанерная крышка толщиной 6—8 мм, служащая одновременно и столиком. Внутри кокпита вдоль палубы на шурупах размером 3 X 15 мм устанавливается комингс из фанеры толщиной 3 мм, который со стороны палубы по периметру закрывается ясеневой раскладкой. Передняя панель выполнена из фанеры толщиной 8 мм и прикреплена на клею с шурупами к бимсу при помощи деревянных бобышек.
Для обшивки корпуса использована фанера марки БС. Днище поплавков и настил платформы выполнены из фанеры толщиной 5 мм. Борта, палуба и обшивка платформы зашиты фанерой толщиной 4 мм, фальшборт имеет толщину обшивки 3 мм. Поверх обшивки вдоль паза борта с палубой устанавливается ясеневый буртик сечением 25 X 30 мм. Набор катамарана и обшивка изнутри покрываются два раза горячей олифой и грунтуются свинцовым суриком или грунтом № 138А. Спинки сидений, обшивка ящиков, передняя панель, комингсы кокпита, раскладка и буртики покрываются морилкой «под орех», а затем лакируются за три раза масляным лаком «6с». Снаружи корпус в местах стыков для лучшей гидроизоляции оклеен полосами стеклоткани на эпоксидном клею и покрашен пентафталевыми красками.
Необходимо отметить, что конструкция корпуса рассчитана на два мотора «Москва». Применение более мощных подвесных или стационарных моторов (до 2 X 20 л. с.) возможно, но при этом необходимо увеличить толщину днищевой обшивки поплавков до 6 мм и ввести дополнительные крепления транцев. Никаких других изменений вносить не требуется.
ПОСТРОЙКА КАТАМАРАНА
Начинаем с разбивки плаза.
На. фанерном щите шириной 2 м и высотой 0,8 м проводим вертикальную линию ось симметрии корпуса и обозначаем ее буквами ДП (диаметральная плоскость). На расстоянии 625 мм с каждой стороны параллельно ДП проводим оси симметрии поплавков (ДП поплавков), разбивая вокруг них сетку с размером клетки 100 Х 100 мм и следя за строгой перпендикулярностью пересечений линий. На этих сетках по таблице плазовых ординат и теоретическому чертежу вычерчиваем в натуральную величину шпангоуты, нанося при этом ширину элементов набора и вычерчивая по конструктивному чертежу все кницы. С плаза снимаем форму книц в натуральную величину, переносим их на фанеру и выпиливаем. Прикладывая заготовки к плазу, размечаем и отпиливаем по размерам все элементы: бимсы, топтимберсы, флортимберсы, относящиеся к одному шпангоуту. Затем располагаем на плазе по периметру каждого шпангоута все элементы и, накладывая в нужных местах кницы, несколькими гвоздями скрепляем эти элементы в одно целое. Затем, перевернув шпангоут, устанавливаем кницы с другой стороны. Так собираем и все остальные шпангоуты. После сборки шпангоуты склеиваем клеем «ВИАМ-Б3», следя за совпадением их обводов с чертежом на плазе.
Кницы к ним прибиваем на клею гвоздями 1,5 X 20 мм. После этого шпангоуты в течение суток надо просушить при температуре 20°С или выше. При более низкой температуре время выдержки увеличивается.
Форштевни выклеиваются на специальном шаблоне, конструкция которого показана на рисунке. Заготовленные рейки намазываются клеем и последовательно укладываются одна на другую «пакетом». Затем «пакет» ставится на ребро и притягивается к шаблону струбцинами. При этом дубовые рейки при изгибании «пакета» должны находиться со стороны шаблона. Прижимать «пакет» нужно до тех пор, пока он не повторит полностью форму шаблона. После этого «пакет» следует просушить. Когда заготовка высохнет, ее снимают с шаблона, скалывают подтеки клея и с помощью рубанка добиваются ровной поверхности и ширины, соответствующей размерам на чертежах. Ширину реек в связи с этим нужно брать несколько большей ширины форштевня.
Заготовив детали для форштевня и киля, можно приступать к их соединению, подгоняя «ус» так, чтобы не образовалось перелома в месте стыка и получилась одна непрерывная плавная линия. После подгонки «уса» киль с форштевнем склеивается и сжимается струбцинами. «Ус» у стыкуемых деталей нужно застругивать на длине, равной удесятеренной их толщине. Такое соединение не нуждается в дополнительном креплении и надежно держится при помощи одного клея. К закладкам (два киля с форштевнями) на клею крепятся передние бобышки. После этого можно приступать к изготовлению стапеля.
Стапель изготовляется из двух досок толщиной 40—50 мм с ребрами по линии изгиба киля. Эти стапель-балки устанавливаются строго параллельно, на заданном расстоянии друг от друга и надежно скрепляются в единое целое. Затем на стапель-балки устанавливаются закладки, которые временно закрепляются в нужном положении, и производится разметка шпангоутов согласно теоретическому чертежу. На форштевнях размечаются также места присоединения скуловых стрингеров. В шпангоутах делаются вырезы под киль на необходимую глубину. Шпангоуты 1,2 и 3 ставятся в нос от линии разметки, а 4, 5, 6, 7 и 8 в корму. При малковке корпуса лишнюю древесину на шпангоутах можно снять с соответствующей фаской. Шпангоуты крепят к килю на клею шурупами 4 X 40 мм (по две штуки на шпангоут), заворачивая шурупы со стороны киля. После установки шпангоутов следует закрепить носовую бобышку мостика. Все шпангоуты связывают временно друг с другом продольными рейками и приступают к установке привальных брусьев, закрепляя их на клею и шурупах 3X30 мм в вырезах шпангоутов, специально сделанных по размеру привальных брусьев. Затем таким же способом устанавливают скуловые и днищевые стрингеры, продольные связи мостика, подпалубные связи и бортовые стрингеры.
Проверив надежность крепления продольных элементов корпуса, можно начинать малковку. Малкуют корпус при помощи рубанка, периодически прикладывая гибкую рейку к обстругиваемому месту и добиваясь плавного изгиба обводов без зазоров и выступов. Контрольную рейку нужно брать такой длины, чтобы она ложилась одновременно не менее чем на три шпангоута.
Отмалковав корпус, приступают к его обшивке. В первую очередь обшивают борта полотнищами из фанеры. Для каждого борта выкраивают заранее разрезанную фанеру, подгоняя стыки так, чтобы они располагались на шпангоутах. Стыковка листов обшивки производится склейкой их «на ус» длиной не менее 50—55 мм. «Ус» на обшивке располагают так, чтобы он был направлен против :сода катамарана. После раскройки полотнищ обшивки стыки застрагивают «на ус» и намазывают клеем «ВИАМ-Б3». Аккуратно накладывая друг на друга, полотнища складывают в пакет, подгоняют стыки. Затем по местам стыков сверху и снизу накладывают ровные бруски и стягивают их струбцинами с двух сторон, добиваясь необходимой запрессовки склеенной фанеры. Высохший пакет полотнищ обшивки разъединяют, зачищают от лишнего клея и устанавливают на борта, добиваясь соответствующего раскрою положения. После этого изнутри обводят карандашом на обшивке очертания набора, снимают ее и в местах прилегания к набору просверливают на равных расстояниях отверстия под шурупы. Смазав клеем борт, обшивку ставят на место, равномерно подтягивая шурупами 3X15 мм от середины к носу и корме.
Сначала шурупы ставят редко, добиваясь только прилегания обшивки по всей склеиваемой поверхности, а затем уже добавляют промежуточные шурупы. Это делается для того, чтобы тонкая пленка нанесенного на дерево клея начала застывать после того, как обшивка в основном будет притянута к набору. Таким же образом заготовляется и устанавливается на место обшивка днища. После обшивания бортов корпус приобретает достаточную жесткость, поэтому его можно снять со стапеля и перевернуть.
Обшивание фальшборта и палубы производится на клею с запрессовкой мелкими гвоздями. Этого вполне достаточно для их надежного крепления. Причем стыки листов обшивки на палубе можно соединять на бимсах кромкой к кромке. После того как обшивка корпуса закончена, удалены излишки фанеры, зачищены подтеки клея, приступают к обклейке стыков обшивки полосами стеклоткани и к грунтовке корпуса. Корпус снаружи и изнутри обрабатывается грунтом №138А с предварительным покрытием горячей олифой. Затем изготовляют и устанавливают на места каркасы сидений, багажные ящики, комингсы кокпита, лакируют и монтируют переднюю панель, подгоняют по месту и грунтуют слани. Последними монтируются рулевое и дистанционное управление моторами и электропроводка.
Красить корпус хорошо красками контрастных цветов, но не более чем в два цвета. Предварительно корпус рекомендуется тщательно обработать наждачной шкуркой. Красить желательно не менее трех раз.
После окраски корпуса устанавливается ветровое стекло, швартовые ручки, рымы и все остальные детали оборудования, шьются и подгоняются по месту сиденья, ставится лакированная раскладка и буртики.
Перед первым выходом необходимо тщательно проверить рулевое управление, отрегулировать дистанционное управление моторами. Спускать катамаран лучше носом, так как при спуске кормой вода может набраться в корпус через вырезы в транцах. Запустите моторы, прогрейте их на малом ходу и выходите в первое плавание на ходовые испытания. На испытаниях необходимо проверить все: и корпус, и рулевое управление, и включение реверса моторов. Если сборка корпуса и монтаж дистанционного управления проведены точно, аккуратно, то никаких неприятных осложнений ожидать не придется и прогулка на катамаране доставит вам огромное удовольствие.
В. БАСОВ, В. ДЕМЧЕНКО. Рис. Д. ХИТРОВА
ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ
Длина наибольшая (м) 4,63
Таблица плазовых ординат
|
№ шпангоутов |
Высота от основной |
Полуширота | ||||||||
линия киля |
линия скулы |
линия платформы |
палуба у борта |
палуба в ДП |
Линия кокпита |
Линия скулы |
линия платформы |
палуба у борта |
линия кокпита | |
1 |
164 |
315 |
495/558 |
587 |
612 |
|
03 |
120/145 |
155 |
|
2 |
85 |
233 |
363 |
569 |
612 |
|
162 |
196 |
234 |
|
3 |
50 |
165 |
288 |
552 |
|
575 |
230 |
250 |
278 |
128 |
4 |
29 |
117 |
233 |
536 |
|
560 |
280 |
290 |
304 |
154 |
5 |
12 |
82 |
187 |
518 |
|
545 |
311 |
305 |
310 |
160 |
6 |
0 |
57 |
152 |
500 |
|
530 |
326 |
315 |
300 |
150 |
7 |
0 |
32 |
115 |
483 |
525 |
515 |
326 |
315 |
275 |
125 |
8 тр. |
0 |
20 |
|
400 |
|
|
326 |
|
228 |
|
№ пп. |
Наименование деталей |
1 |
Киль |
2 |
Форштевень |
3 |
Носовой кноп |
4 |
Носовой брештук |
5 |
Бобышка |
6 |
Шпангоут № 1 |
7 |
Шпангоут № 2 |
8 |
Шпангоут № 3 |
9 |
Шпангоут № 4 |
10 |
Шпангоут № 5 |
11 |
Шпангоут № 6 |
12 |
Шпангоут № 7 |
13 |
Шпангоут № 8 (транец) |
14 |
Скуловой стрингер |
15 |
Верхний стрингер |
16 |
Днищевой стрингер |
17 |
Бортовой стрингер |
18 |
Палубный стрингер |
19 |
Стрингер мостика |
20 |
Полубимс |
21 |
Полубимс |
22 |
Панель |
23 |
Днищевая обшивка |
24 |
Бортовая обшивка |
25 |
Палубная обшивка |
26 |
Обшивка мостика |
27 |
Настил мостика |
28 |
Комингс кокпита |
29 |
Обшивка фальшборта |
30 |
Обшивка багажного ящика |
31 |
Каркас багажного ящика |
32 |
Крышка ящика |
33 |
Носовое сиденье |
34 |
Кормовое сиденье |
35 |
Каркас сиденья |
36 |
Заполнитель |
37 |
Ветровое стекло |
38 |
Передний комингс кокпита |
Чертежи для печати
|