МЕЧТА ТУРИСТА

Многие читатели после того, как редакция обратилась к ним с вопросом, какими любительскими конструкциями (для воды, суши и воздуха) интересуются они (№ 11 за 1966 год), прислали в редакцию сотни писем с просьбой опубликовать чертежи и описание легкой складной лодки для рыболовов-любителей, туристов, путешествующих по голубым дорогам, для всех тех, кто любит природу и родной край. Мы выполняем вашу просьбу.

Кто не знает о замечательных делах Сергея Сугробина, одного из героев романа Галины Николаевой «Битва в пути» и одноименного кинофильма, поставленного по этому роману, умельца, рационализатора, изобретателя? Но Сергей Сугробин — образ собирательный. А сколько молодых, рационализаторов и изобретателей, домашних конструкторов живет среди нас. Сотни, тысячи, миллионы.

Вот с одним из таких Сугробиных — Владимиром Комзоловым, наш корреспондент познакомился в Ижевске. На заводе, где он работает, его по праву считают одним из лучших рационализаторов. Но не только производственными успехами богата биография этого парня с характерным вятским выговором. Вы могли встретиться с ним и на всесоюзных автомобильных соревнованиях и среди туристов, открывающих для себя просторы сибирской тайги и красоты Байкала. Но чаще всего можно застать Володю в своей домашней «мастерской», где он создает любопытные вещи. С одной из них, сборно-разборной лодкой — мечтой туриста, — мы хотим вас познакомить в этом номере.

Каркасная лодка (рис. 1) рассчитана на двух человек и груз 50-60 кг. Сложенная, она занимает объем 150 X 700 X 800 мм и свободно умещается в багажнике автомобиля или на спине туриста. Все дополнительное оборудование: трап, весла, банки — не длиннее 800 мм. На сборку и разборку лодки затрачивается не более пяти минут, гораздо меньше, чем у надувных резиновых лодок. У нее нет жестких продольных элементов, кроме несущих бортов. Профиль обтяжки создается набором скрепленных тесьмой планок, которые устанавливаются между каркасом и обшивкой.

Конструкцию отдельных узлов и их размеры можно изменить, исходя из возможностей, материалов и предполагаемого способа транспортировки.

Для каркаса используйте дюралюминиевые трубы с наружным диаметром 20 мм и внутренним 17 мм (от старой «раскладушки» или складного кресла). Чтобы при гибке они не образовали складок, изготовьте две деревянные пробки, наполните трубы сухим песком и затем сгибайте по шаблону. Соединительные кронштейны делают из стального листа толщиной 2 мм согласно чертежам, заглушки по немцам труб — из дюралюминия или любого другого алюминиевого сплава.

Носовые и кормовые трубы соединяют с помощью элементов, выточенных на токарном станке, и сваривают, как показано на чертеже. Перед сваркой вырежьте из листовой стали шаблон, который позволит выдержать необходимый угол. Все детали каркаса лодки соедините стальными заклепками диаметром 4 мм. Их можно подобрать готовыми.

Отверстия в трубах сверлите по месту в ходе сборки, что значительно упростит подгонку деталей. Одновременно приклепайте проушины уключин, которые состоят из основания и приваренной к нему точеной втулки. Как сделать самим уключины, ясно из чертежа.

После сборки каркаса лодки в местах стыков труб просверлите отверстия диаметром 8 мм для прохода фиксаторов. Они приклепываются непосредственно к самому чехлу лодки. Можно также кусочками тонкой цепочки прикрепить их к каркасу и при сборке соединить с чехлом.

Для трапа подойдут две доски или листы многослойной фанеры. Сиденье крепится проволочными петлями непосредственно к бортам лодки в наиболее удобном месте. Концы петель выгните по наружному радиусу трубы.

Из дерева или пластмассы изготовьте профилирующие планки и стальными заклепками прикрепите их к тесьме. Под головки заклепок с обеих сторон подложите шайбы толщиной 1 мм и наружным диаметром 10-12 мм. Шаг между заклепками равен ширине пластин. Расположить их надо так, чтобы концы одной секции входили в промежутки другой, как показано на чертеже.

По концам соединяющей планки тесьмы вшейте проволочные крючки, чтобы обеспечить натяжение при сборке лодки. Концы крючков, входящие внутрь тесьмы, перед вшиванием заварите, тогда получите жесткую замкнутую конструкцию.

Весла для лодки разборные. Как осуществляется их монтаж, видно из чертежа. Приемлемо и другое соединение частей весла — в виде сухарного замка или трубчатого элемента.

Из плотного брезента, палаточной ткани или другого водонепроницаемого материала изготовьте чехол. Раскроите его по собранному каркасу лодки. В носовые и кормовые «карманы» вставьте каркас (он в это время частично сложен). Когда планки плотно войдут в «карманы», каркас распрямите полностью. Последовательно вставьте фиксаторы и разгладьте ткань чехла.

После окончательной сборки и подгонки лодку разберите и все детали дважды покрасьте масляной краской.

В. КОМЗОЛОВ





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1967, №2
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100