ФОРМУЛА «К»


Картинг — спорт, игра, техника

Рассказывает доктор технических наук, профессор, ректор Московского автомобильно-дорожного института, председатель Федерации автомобильного спорта СССР ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВИЧ АФАНАСЬЕВ

Слово «картинг» появилось в нашем лексиконе совсем недавно, лет десять тому назад. Тем не менее трудно сейчас назвать человека, так или иначе связанного с автомобилем, который не слышал бы о нем. Занятие картингом объединяет в себе увлекательность моделизма, азарт спорта и серьезность работы над большими самодельными конструкциями. Что же такое картинг? Это езда на маленьких автомобилях облегченной конструкции — картах.

Карт внешне очень прост. Но в чего входят почти все элементы современного автомобиля: двигатель, трансмиссия, колеса, рулевое управление, тормоза. Чего же нет? Нет элементов, делающих автомобиль комфортабельным, — подвески, кузова. И те агрегаты, что у карта есть, значительно упрощены по сравнению с аналогичными у серийного автомобиля. Именно это обеспечило картингу невероятное распространение во всем мире, особенно среди молодежи. И прежде всего дня спортивных соревнований. Если конструировать гоночные автомобили — эти ревущие чудовища — и ездить на них могут очень немногие, то карт легкодоступен и, что не менее важно, почти абсолютно безопасен. Широкая и легкая рама, низкая посадка водителя гарантируют, что карт не опрокинется даже на вираже. Серийный двигатель небольшой мощности не таит в себе никаких неожиданностей. Именно сравнительная безопасность картов позволяет проводить гонки на льду — вид спорта, получивший в последнее время большое распространение и очень важный именно для нашей страны. Ведь во многих ее областях зима длится очень долго.

Многие думают, что картинг — только спорт. Но это не совсем так. Соревнования не исчерпывают всех целей картинга.

Второе важное применение картинга — возможность с помощью маленьких машин отрабатывать правила уличного движения. Во многих странах изучение этих правил является для школьников обязательным, занимаются они на картах в специально отведенных местах, чтобы не выезжать на дороги. В нашей стране автомобилей становится асе больше и больше, и приближается тот момент, когда знать правила уличного движения будет столь же необходимо, как таблицу умножения. Зарубежный опыт использования для этого картов может оказаться исключительно полезным для нас.

Третье. Чтоб войти в автомобильный спорт, надо начинать с картов. Автомобиль — сложная машина; гоночный — несравнимо сложней. Ни за месяц, ни даже за год невозможно усвоить правила вождения на соревнованиях, способы подготовки двигателя, ходовой части и других агрегатов так, как это требуется для того, чтобы быть на уровне ведущих мастеров. Нужны годы. И если первый шаг на большом и длительном пути — занятия автомоделизмом, то второй — картинг. Это очень важное обстоятельство — и не только для спортсменов.

Автомобиль не только дает человеку возможность быстро перемещаться по поверхности земли; автомобиль еще и многого требует, пожалуй, даже больше, чем любая другая машина, — в силу своего широкого распространения. Автомобиль требует от человека — и не только сидящего за рулем — собранности, внимательности, определенных знаний и навыков, умения вести себя и за рулем и на дороге. Все это я называю «интеллектом моторизации». Человек все время должен помнить о том, что он живет среди машин, имеет с ними дело, и соответственно вести себя. Навыки такого поведения опять-таки приходят не в день и не в год. Но можно воспитать из человека осторожного пешехода, а можно — подлинного хозяина, знающего до тонкостей устройство машины, умеющего быстро и грамотно справиться с любым ее капризом. Надо ли говорить о том, что второе качество очень важно даже в масштабах всего народного хозяйства страны, ибо машин (не только автомобилей) становится все больше и больше. В развитии вот такого интеллекта моторизации картинг может сыграть огромную роль. Любой кажущийся самым совершенным карт таит в себе массу возможностей для конструктивных улучшений, созданий новых узлов. И все — без сложного оборудования и технологии. В этой работе голова развивается не меньше, чем руки. Вот поэтому было бы очень правильно, если бы при строительстве каждой школы наряду с сооружением спортивной площадки предусматриваюсь сооружение картодрома. Это требует совсем не так много площади: минимальный размер такого картодрома 20X50 м. Польза же между тем громадная: такие картодромы нужны в каждом маленьком городе, в каждом районе большого города.

Неправильным было бы, разумеется, думать, что развитие картинга в нашей стране только-только начинается и ничего еще не сделано. Сделано очень много. Ежегодно по картингу проводятся соревнования на первенство СССР, РСФСР и других союзных республик, есть мастера спорта, кандидаты. Вся спортивная классификация распространяется и на картинг. На Таллинском авторемонтном заводе налажено серийное производство этих машин; берутся за это дело и другие заводы.

Картинг в нашей стране находится на подъеме. Польза его огромна, затраты на оборудование мастерских, картодромов, покупку деталей невелики. И пусть не я первый выступаю с призывом: «Занимайтесь картингом», мне от всей души хочется к нему присоединиться.

ЗАКОН КАРТИНГИСТОВ: КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Их недавно утвердила Федерация автомобильного спорта СССР (ФАС СССР). Они относятся ко всем шести классам гоночных автомобилей формулы «К» (карт).

На автомобили международных классов «А», «В», «С» можно ставить два серийных двигателя; разумеется, максимальный рабочий объем обоих двигателей для такой машины равен сумме рабочих объемов их цилиндров.

Каждый двигатель должен быть одноцилиндровым, двухтактным, с воздушным охлаждением. Применение впрыска топлива и наддува запрещается. Не разрешена и замена основных деталей, но при форсировке их формы можно изменять, помня при этом, что судьям надо будет опознавать их как детали, установленные заводом-изготовителем.

Никаких намерений «колдовать» с горючим правила не одобряют: надо использовать только торговые сорта бензина.

Обязательно применение глушителя шума выпуска. Конец выпускной трубы должен выходить сзади места водителя, находясь при этом на высоте не более 450 мм от земли. У автомобилей так называемых всесоюзных классов «Б», «Д», «Е» площадь поперечного сечения выходного отверстия глушителя должна быть меньше, чем у выпускной трубы до глушителя, а у международных («А», «В» «С») глушитель должен обеспечивать гашение шумов, образующихся при работе двигателя на максимальной мощности и слышимых на расстоянии 10 м в пределах до 90 фонов.

Количество и тип карбюраторов, устанавливаемых на картах классов «Е», «Б», «Д», а также система зажигания — произвольные, но все они оборудуются удобно расположенным выключателем зажигания.

Силовая передача от двигателя на одно или оба задних колеса может быть любой конструкции, но применение дифференциала или других механизмов, дающих аналогичный эффект, запрещено. Для автомобилей класса «Б», «В», «Д» обязательна коробка перемены передач.

Необходимо предусмотреть защитное устройство, предотвращающее возможность ожога водителя о нагретые части двигателя; детали трансмиссии должны быть надежно защищены щитком, закрывающим верхнюю часть цепи, а также ведущую и ведомую шестерни по меньшей мере на половину периметра зубчатого колеса.

Рама может быть только металлическая, причем в отличие от легковых и грузовых автомобилей установка какого-либо кузова, обтекателя, ветрового стекла и даже упругой подвески запрещена.

Для посадки гонщика карт снабжается платформой во всю ширину рамы, начинающейся от педалей управления и доходящей до сиденья и окаймленной так, чтобы ноги не могли с нее соскользнуть. Допускается перфорированная платформа, но отверстия при этом не должны превышать 10 мм.

Карт имеет четыре колеса, которые устанавливаются на подшипниках качения и «обуты» в пневматические шины. Нормально накачанное колесо может иметь диаметр в пределах 222 — 441 мм. На автомобилях класса «Б» и «Д» разрешается устанавливать колеса от мотороллеров.

Все органы управления — автомобильного типа. Тормоза, приводимые в действие одной педалью, должны действовать по крайней мере на задние колеса.

Рулевое управление простейшего типа обязательно без зубчатых, червячных и реечных передач, тросов, цепей и т. д. Все соединения рулевого управления на болтах шплинтуются или надежно законтриваются.

Штурвал рулевого управления — только замкнутой формы (можно овал и т. п.); применение руля мотоциклетного типа не допускается. При его постройке строго должны быть соблюдены максимальные размеры: по высоте 700 мм, по длине 1820 мм (включая и противоударные предохранители, если они имеются). База — минимальная 1010 мм, максимальная 1270 мм, колея — не менее 2/3 базы.

Сиденье со спинкой должно обеспечивать гонщику боковую опору и исключать возможность его смещения (скольжения).

Никакая часть автомобиля с сидящим на нем водителем не может касаться дороги при спущенных шинах, и ни одна его часть (даже временно) не должна выступать в плане за габариты шасси.

Если в конструкции предусмотрены противоударные предохранители (спереди и сзади), никакой элемент карта не должен выступать за их пределы. Прочность предохранителей — не менее прочности рамы. На автомобиле располагаются четыре номерных знака, изготовленных в соответствии с правилами соревнований по автомобильному спорту. Поле номерного знака окрашивается соответственно классу автомобилей в следующие цвета:

международный класса «А» — В БЕЛЫЙ,

международный класса «В» — В ЖЕЛТЫЙ,

международный класса «С» — В ГОЛУБОЙ,

всесоюзный класс «Б» — В ЧЕРНЫЙ,

всесоюзный класс «Д» — В КРАСНЫЙ,

всесоюзный класс «Е» — В СИНИЙ.

Цвет цифр на номерных знаках для классов «Б», «С», «Д», «Е» — белый, для автомобилей классов «А» и «В» — черный.

АВТОМОБИЛИ ФОРМУЛЫ «К» РАЗДЕЛЯЮТСЯ НА ШЕСТЬ КЛАССОВ:

КЛАСС «А» (международный)

с двигателем рабочего объема до 100 см3 и минимальным весом 115 кг*

КЛАСС «В» (международный)

с мотоциклетным двигателем рабочего объема до 125 см3 и минимальным весом до 140 кг

КЛАСС «С» (международный)

с двигателем рабочего объема до 200 см3 и минимальным весом 140 кг

КЛАСС «Б» (всесоюзный)

с двигателем рабочего объема до 125 см3

КЛАСС «Д» (всесоюзный)

с двигателем рабочего объема до 175 см3

КЛАСС «Е» (всесоюзный юношеский)**

с двигателем рабочего объема до 50 см3

*Минимальный вес определяется как сумма весов карта в заправленном состоянии и водителя в полной гоночной экипировке.

** Спортивная классификация автомобилей, утвержденная на 1968 — 1972 годы.



Источник: "Моделист-Конструктор" 1968, №7
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100