ТУРИСТСКИЙ КАТЕР «ВЕТЕРОК»

Г. МАЛИНОВСКИЙ, мастер спорта СССР

Какой катер строить? Этот вопрос задают себе многие любители водного туризма — люди, которых неудержимо манят речные дали, тихие зори на плесах, трепетные лунные дорожки на воде...

Действительно, что же выбрать из множества типов катеров, бороздящих сейчас голубые просторы наших рек и озер? Это вопрос серьезный, если учитывать стоимость материалов, затраты рабочего времени и г. п., а также стоимость дальнейшей эксплуатации. Между тем именно последний фактор в большинстве случаев является главным.

В самом деле, современный быстроходный глиссирующий катер с мощным стационарным мотором (а тем более — с подвесным, менее экономичным) расходует в час от 20 до 70 л горючего. При этом можно пройти 35-60 км. Если заправочных пунктов на маршруте мало или нет вовсе — горючее придется брать с собой. А это резко снижает полезную грузоподъемность и создает много других неудобств. Таким образом, район плавания глиссирующих катеров заранее ограничивается.

Другой вариант решения задачи — строительство сравнительно тихоходных катеров водоизмещающего типа, оборудованных маломощными двигателями и способных пройти за час 15-18 км. Расход топлива при этом уменьшается в три-четыре раза.

И вот, если взять карандаш и подсчитать стоимость тонно-километра в первом и во втором случае, то окажется, что сравнительно тихоходный водоизмещающий катер имеет перед катером глиссирующего типа много преимуществ, а проигрывает ему только в скорости. И сразу возникает закономерный вопрос: нужна ли эта скорость и так ли велика в конечном счете разница в скорости, чтобы ради нее идти на весьма значительное увеличение первоначальных затрат и удорожание стоимости эксплуатации? Может быть, с меньшей скоростью плавать не только дешевле, но и безопаснее и приятнее? Характерно, что в последнее время все больше становится сторонников последней точки зрения. Они отталкиваются от старых проектов, модернизируют их в соответствии с достижениями современной техники, а также требованиями технической эстетики и получают отличные туристские суда.

Примерно так же появился на свет катер «Ветерок». Прежде чем говорить об особенностях этого катера, вспомним, как часто мы любовались утками, плавающими на пруду: удивительно красиво, бесшумно и грациозно, но в то же время быстро они двигаются! Секрет их легкого движения по воде заключается в идеальном обтекании смоченной части корпуса (рис. 1), которая представляет собой каплевидную форму. На воде не остается никаких следов, и порою даже кажется, что птица не плывет, а катится по воде на невидимых колесиках. По тому же принципу строятся обводы водоизмещающих катеров; человек заимствовал у природы формы, выработавшиеся в течение тысячелетий. На рисунке 2 показана разница между корпусами глиссирующего и водоизмещающего типа. Мы сознательно не касаемся теории, надеясь, что в данном случае понимание самой сути явления несравненно важнее.



Рис. 1. Эволюция формы в природе обеспечила идеальное обтекание корпуса утки водой.



Рис. 2. Движение катера глиссирующего типа (Б) и водоизмещающего (В) на малой скорости: за кормой глиссирующего катера образуются вредные завихрения; водоизмещающий корпус, имеющий приподнятую корму, таких завихрений не оставляет.

А теперь о катере «Ветерок», который изображен на рисунке 3. Он имеет остроскулые обводы с довольно значительной килеватостью передней части и почти плоским транцем. Шпангоутные ветви для упрощения постройки выполнены прямыми. Такая форма позволяет без особого труда сделать обшивку целиком из фанеры или из тонких досок.

Строителям мотолодок, имеющим некоторый опыт и соответствующие условия, мы рекомендуем сделать шпангоуты носовой части туристского катера «Ветерок» изогнутыми (рис. 4). Впрочем, развал бортов можно имитировать, наклеив поверх фанерной обшивки бруски легкого дерева или плотного пенопласта и обработав их, как показано на рисунке 5.

Корпус катера собирается килем вверх на рамном стапеле, имеющем трапециевидную форму (рис. 6). Для удобства работы его рекомендуется установить на прочных козлах высотою 30-40 см. К каждому шпангоуту шурупами 40 мм привертываются шергень-планки сечением 100X20 мм, как показано на рисунке. По линии ДП на шергень-планках и шпангоутах с обеих сторон делают риски красным карандашом и ставят номер шпангоута. Пользуясь этими рисками и отвесом, шпангоуты устанавливают по центральной линии стапеля (ДП), которую отмечают туго натянутой проволокой или тонким шпагатом. Стапель должен закрепляться в строго горизонтальном положении, а прорезям для шергень-планок необходимо придать одинаковую глубину. Проверив установку шпангоутов, шергень-планки наглухо закрепляют в прорезях стапеля. Затем гибкими рейками сечением 25X10 мм проверяют плавность линий киля, скул и бортов. Для этого рейку временно прибивают небольшими гвоздями к шпангоутам.

Выверив еще раз шпангоуты, можно приступить к врезке продольных элементов набора: киля, стрингеров, скуловых и привальных брусьев (рис. 7). После этого производят малковку набора. Суть малковки заключается в придании набору таких очертаний, на которые обшивка корпуса ложилась бы всей поверхностью совершенно ровно. Чтобы достичь этого, необходимо срезать выступающие углы шпангоутов, а в некоторых местах — привальных брусьев и киля.

Перед срезкой килевого бруса, имеющего довольно значительную кривизну, рекомендуется предварительно изогнуть его, поставив концами на две опоры и загрузив по месту наибольшего изгиба. Если брус paспарить, процесс ускорится. То же следует проделать со скуловыми и привальными брусьями. При врезке продольных элементов набора в шпангоуты очень удобно пользоваться шаблонами из жести.

Последовательность этой операции такова: киль с форштевнем (так называемая «закладка»), бортовые стрингеры, донные стрингеры, скуловой брус и скуловые лекала, бортовой (привальный) брус и бортовые лекала. После этого зашиваются фанерой борта, затем — дно, корпус оклеивается стеклотканью и снимается со стапеля. К этому времени должны быть приготовлены надежные кильблоки (рис. 8). На них можно будет впоследствии хранить катер. Вырез в поперечных брусьях (рис. 8, А) делают по форме шпангоутов, после чего на их поверхность устанавливают подушки с набивкой из пакли, соломы и т. п. материалов. Наружную оболочку подушки изготовляют из пропитанного олифой брезента или крепкого кожзаменителя. На продольных брусьях следует установить две-три пары прочных ручек (типа дверных) или вбить строительные скобы.

Они будут полезны при швартовке катера, переноске кильблоков и т. д.

Перевернув корпус килем вниз и установив его на кильблоки, начинают внутреннюю отделку. Сюда входит: установка подмоторного фундамента (если решено оставить стационарный мотор), вклейка рундучных рамок, изготовление каркаса, надстройки, врезка под-палубного набора, установка фальшбортов, обшивка палубы и планширей.

Из отечественных моторных установок лучшей для данного катера является СМ-557-Л, поскольку она имеет удобный стартер и реверсивную муфту.

Для плавания с подвесным мотором следует установить за транцем специальный кронштейн — это высвободит много места в кокпите, будет способствовать уменьшению шума и запаха.

Рычаги дистанционного управления мотором и рулевой штурвал устанавливаются на задней стенке надстройки, с левой стороны; располагать рулевой пост в каюте не следует, поскольку там и без того тесно.

Особенностью «Ветерка» является наличие вспомогательных парусов, которые при благоприятных условиях могут обеспечить ему вполне удовлетворительную скорость и маневренность. В случае постоянного пользования парусами на пайолы между шпангоутами 5-7 полезно уложить два мешка с песком общим весом около 150 кг.

Мачту желательно делать складную, что облегчит прохождение низких мостов и т. п. Ее основание должно входить в конструкцию передней части корпуса и надежно связываться с бимсом шпангоута 2. При пользовании парусом надо установить руль с опускающимся пером, площадь подводной части которого должна быть около 15 дм2. Его связывают со штурвалом, но практика показала, что можно управлять и с помощью простого румпеля.

Если корпус не оклеивается тканью, необходимо дважды покрыть обшивку горячей олифой, а затем прошпаклевать и окрасить масляной или пентафталевой краской. Подводную часть лучше всего покрыть свинцовым суриком на натуральной олифе. Корпус, оклеенный стеклотканью, следует красить нитроглифталевыми красками, предварительно загрунтовав (грунт № 138).

Вариант дощатой обшивки катера приходится применить в том случае, если нет фанеры. Следует оговориться заранее: этот способ более трудоемок — особенно если решено обшивать досками не только дно, но и борта. Для обшивки дна можно с успехом применить тарную дощечку толщиной не менее 10 мм, укладывая ее так, как показано на рисунке 12. При этом на обшивку носовых шпаций употребляют узкие (40-60 мм), а в кормовой части — широкие дощечки (100-120 мм). Крепление их к каркасу — на клею, с запрессовкой шурупами впотай, чтобы после окончания обшивки можно было выстрогать и зачистить днище для получения совершенно гладкой поверхности. Обшивку из тарной дощечки (если ее не оклеивают тканью) придется конопатить, шпаклевать и окрашивать свинцовым суриком на натуральной олифе.

Для обшивки бортов нужны длинные, хорошо просушенные сосновые или еловые доски шириной не менее 150 мм. При постройке корпуса «килем вверх» в любительских условиях лучше первые поясья ставить по скуле. Прижав доску к скуле (струбцинами или гвоздями) у транца и пятого шпангоута, изнутри цветным карандашом определяют передний контур пояса, который будет иметь форму клина. Пристрагивать поясья один к другому нужно очень тщательно, чтобы между ними совершенно не оставалось щелей. Дойдя до борта, проверяют прилегание и отмечают изнутри корпуса линии стыков между поясьями. Здесь будут врезаться пазовые рейки, или «нащельники», как их называют в судостроительной практике. Последние служат для соединения между собою поясьев обшивки и придания корпусу водонепроницаемости. Как уже говорилось выше, следует применить водостойкий клей, а для запрессовки — гвозди с расплющенной головкой и шурупы.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ КАТЕРА «ВЕТЕРОК» (в мм)
Длина наибольшая — 1500
Ширина наибольшая — 1800
Высота борта: у форштевня — 910
на миделе — 765
на транце — 730
Полная высота (с надстройкой) — 1621
Вес катера с оборудованием, без двигателя — 330 кг
Мощность двигателя (рекомендуемая) — 6-25 л. с.
Скорость — 10-18 км/час

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОСТРОЙКИ КАТЕРА «ВЕТЕРОК»

А. ПИЛОМАТЕРИАЛЫ

Вариант с фанерной обшивкой на деревянном каркасе.

Доски для стапеля:

200X40X5010 мм; 2 шт. (продольные)

200x40x1100 мм; 2 шт. (торцевые)

Шергень-планки — сосна 100 X 20 мм по ширине «X» каждого, кроме № 1 и транца

Киль

сосна

120X40X5000

1 шт.

Стрингеры корпуса и надстройки

»

35X12X5500

1

Карленгсы

»

40X20X5500

8

Скуловые и привальные брусья

»

40X20X4500

4

Шельфы

»

25X25X2500

4

Шпангоуты, бимсы

»

70X20X5000

10

Планки для пайолов

»

100х10х 600

40

Планки для обрешетки рундуков

»

50х 8х 100

40

Фальшкиль

дуб (тарная дощечка) ясень

80Х20Х 100 (склеиваются на месте)

5

Буртики, раскладка

»

35X20x3500

12

Штапики, раскладка

»

15X15X5500

10

Продольные реданы

»

50X20X4000

2

Б. ФАНЕРА ДЛЯ ОБШИВКИ

Днище

ФАБ тол. 6 мм — 6 листов

1525X1525

Борта

ФАБ тол. 5 мм — 8 листов

1525X1525

Палуба и надстройка

ФАБ тол. 3 мм — 6 листов

1523X1525

Транец, бортовые и скуловые лекала,

ФАБ тол. 8-10 мм — 2 листа

1525X1525

В. КРЕПЕЖ

Гвозди 2X40 мм — 2 кг, гвозди 1,6x30 мм — 1 кг, гвозди 2,5X60 мм — 1 кг, шурупы 4X18 мм — 3 кг, шурупы 2,5x12 мм — 1 кг, шурупы 5X50 мм — 1 кг, шурупы 6X75 мм — 1 кг, болты стальные М5Х50 мм — 0,5 кг

Г. КЛЕЙ И ЛАКОКРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Смола эпоксидная ЭД-5 или ЭД-6 для склейки каркаса и обшивки — 6 кг (может быть заменена клеем ВИАМ-Б3, РКХ или казеином «Экстра»)

Смола эпоксидная ЭД-5 илк ЭД-6 для оклейки корпуса стеклотканью — 12 кг

Грунт типа 138 для грунтовки внутри и снаружи всех деталей корпуса после склейки — 8,кг

Краска нитроглифталевая, глифталевая или пентафталевая, цвет — красный и белый — 3 кг и 4 кг

Лак 6-С, или паркетный химотвердительный, для окончательной отделки — 3 кг

Д. СТЕКЛОТКАНЬ И КОМПОНЕНТЫ

Ткань ТЖС или АСТТБ для оклейки корпуса (борта, транец и палуба — в один слой, днище — в два слоя, с нахлесткой 100 мм на борт) — 45 м

Ткань или стеклосетка для оклейки надстройки и рундуков в один слой — 25 м

ТАБЛИЦА ПЛАЗОВЫХ ОРДИНАТ КАТЕРА «ВЕТЕРОК»

Полуширота от ДП (в мм)

Шпации

500

400

500

500

500

500

500

500

500

500

500

375

225

Шпангоуты

 —

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тр

Скула

 —

 —

0

340

545

625

650

640

630

610

580

550

520

Борт

 —

 —

625

780

870

895

895

885

870

840

810

77.5

725

Кокпит

 —

 —

 —

 —

 —

675

735

735

680

660

635

600

575

Верхний угол надстройки

 —

 —

 —

 —

 —

 —

670

700

 —

 —

 —

 —

 —

Нижний угол надстройки

 —

 —

 —

 —

 —

675

735

735

 —

 —

 —

 —

 —

Высота от основной (в мм)

Линяя киля

 —

910

350

65

-40

-85

-115

-115

-100

-85

-50

-25

0

Линия фальшкиля

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

-135

-150

-175

-200

-235

 —

Скула

 —

 —

350

310

235

160

100

55

25

10

5

10

25

Борт

 —

910

875

840

800

765

745

725

710

700

700

705

730

Палуба (ДП)

 —

910

915

920

_

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

825

Надстройка (ДП)

 —

 —

 —

 —

 —

1450

1480

1490

 —

 —

 —

 —

 —



Рис. 3. Парусно-моторный катер «Ветерок»: А — спасательный круг и его оснащение; Б — штурвал; В — внутреннее оборудование каюты (пространство между рундуками, обозначенное буквой К, для устройства ночлега перекрывается закладной доской); О — прозрачное окно в парусе (тонкая синтетическая пленка или оргстекло, толщ. около 1 мм). 1 — релинг (ограждение передней части палубы, сварная конструкция из стальных труб 25x20 мм); 2 — штаг (стальной трос Ø4 мм); 3 — крышка якорного ящика; 4 — крышка светового люка; 5 — основание мачты; 6 — утка дирикфала; 7 — вертлюг гика; 8 — шнуровка паруса и мачте (слаблинь); 9 — передний шов паруса; 10 — латкарман; 11 — косой шов паруса; 12 — мачта; 13 — топенант; 14 — шнуровка паруса к гику; 15 — ванта (стальной трос Ø4 мм); 16 — сдвижная крышка верхнего люка каюты; 17 — газовая плита; 18 — погон; 19 — блок гика-штока; 20 — крепление паруса; 21 — бортовой стрингер (35x12 мм); 22 — штурвал; 23 — сиденье рулевого; 24 — латы (дуб 40x8 мм); 25 — крышка рундука открытого кокпита; 26 — фальшборт (фанера 6 мм, с окантовкой из дуба 30x18 мм); 27 — транец; 28 — рама транца; 29 — бортовой стрингер (сосна 35x12 мм); 30 — рундук открытого кокпита; 31 — перо руля; 32 — винт гребной; 33 — фальшкиль; 34 — бортовая ветвь шпангоута (сосна 70x20 мм); 35 — обшивка борта (фанера 5 мм); 36 — привальный брус (сосна 40x20 мм); 37 — буртик (дуб 35x20 мм); 38 — планшир (фанера 5 мм); 39 — стенка каюты (фанера 3-4 мм); 40 — рундук внутри каюты; 41 — боковое стекло каюты (оргстекло); 42 — вантпутенс и карабин крепления ванты; 43 — выдвижной столик внутри каюты с гнездами для посуды (пенопласт толщ. 50-80 мм); 44 — световой люк; 45 — якорный канат; 46 — якорь весом 10 — 12 кг; 47 — буйреп.









Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1968, №11, 12
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100